Тип урока: деловая игра “Мозговой штурм”.
Цели урока:
- повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Кислоты”;
- развитие умений анализировать, выделять главное;
- воспитание чувства коллективизма, формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умения принимать решения сообща, способности выражать свои мысли четко и кратко, выслушивать и критически оценивать мнения других.
Оборудование:
- материалы для проведения конкурсов,
- карточки-таблицы для жюри,
- карточки-цвета для жеребьевки.
Урок проводится как итоговый, после изучения темы “Кислоты”. В игре принимают участие все учащиеся класса (3 команды). На обдумывание ответа отводится 2-3 минуты. Правильный ответ оценивается определенным количеством баллов, сумма которых подсчитывается при подведении итогов игры. Победители получают оценку “5”, а остальные сдают зачет по данной теме. Началу игры предшествует жеребьевка. Капитаны команд вытягивают карточки-цвета. Дается трактовка цвета и соответствующая очередность.
1 тур “Разминка”
Учитель: При изучении данной темы мы узнали формулы кислот. Задача первого тура – составить как можно больше формул разных кислот на основе следующих карточек и дать их названия. Каждая команда по очереди называет 1 формулу, находит его название и формулу на карточке и закрепляет магнитом на доске. Начинает команда первая по жеребьевке. Далее по очередности. Одно название – 1 балл. Если команда не дает ответа – переход хода.
2 тур “Образуй ряд”
Участники команд составляют из следующих кислот ряд, который будет начинаться самой сильной и кончаться самой слабой кислотой. Если ряд определен правильно, то из металлов, заключенных в скобках, вы получите начало электрохимического ряда напряжений металлов.
- Фосфорная кислота (Na)
- Уксусная кислота (Mg)
- Азотная кислота (K)
- Соляная кислота (Ca)
- Угольная кислота (AI)
Верный ряд – 5 баллов.
3 тур “Крестики и нолики”
Ваша задача: найти выигрышный путь, который составляют химические реакции, при которых образуется водород. Один путь – 1 балл.
4 тур “Защита”
Каждая команда получает название кислоты и готовит рассказ о ней. На подготовку – 5 минут. При рассказе отметить области применения этой кислоты. Максимальное количество баллов (10 баллов) присуждается за наиболее полный ответ команды. Учитывается работа каждого члена команды и наличие уравнений реакций.
5 тур “Шанс”
В этом туре практически любой член команды может заработать дополнительные очки.
Учитель: Сейчас вы можете, дав информацию об истории открытия кислот использовать шанс и улучшить суммарный результат команды. В этом туре работает правило “первой руки”.
6 тур “Конкурс капитанов”
Капитаны команд как самые смелые, активные и умные участвуют в этом последнем конкурсе. Отвечают по очередности. Если капитан команды не дает ответа – переход хода. Правильный ответ – 1 балл.
Вопросы:
- Бесцветная жидкость с резким запахом, гигроскопична, кипит при 84°С, хорошо растворима в воде. В концентрированном виде (96 — 98 %) имеет красно-бурый цвет из-за присутствия в ней соответствующего оксида. Применяется в производстве удобрений, взрывчатых веществ, лекарств, красителей, пластических масс, искусственных волокон, как окислитель в реактивных двигателях, (Азотная кислота.)
- Бесцветная маслянистая жидкость, очень гигроскопична, растворяется в воде с выделением большого количества теплоты вследствие образования гидратов. Она представляет собой эффективное обезвоживающее средство, поэтому применяется для сушки газов, обугливает углеводы, отнимая воду. Применяется в производстве кислот, щелочей, солей, хлора, минеральных удобрений, красок и др. (Серная кислота.)
- Смесь концентрированных азотной и соляной кислот в объемном отношении 1:3, является сильным окислителем: растворяет золото, платину и некоторые другие металлы, нерастворимые в обычных кислотах. (Царская водка.)
- Очень слабая, малорастворимая в воде кислота, в воде образует коллоидный раствор. Геля этой кислоты используют как адсорбенты и как отбеливатели. Ее соли широко распространены в природе. (Кремниевая кислота.)
- Бесцветная жидкость с запахом горького миндаля, легко испаряется и разлагается, пары ее легче воздуха. Содержится в косточках вишни, сливы. Очень слабая одноосновная кислота. Сама кислота и ее соли — сильнейшие яды. Применяется для борьбы с насекомыми-паразитами, грызунами и вредителями садовых культур. (Синильная кислота.)
- Кислота, используемая для производства прохладительных напитков. (Фосфорная кислота).
- HF – это формула фтороводородной кислоты, или … (Плавиковой кислоты).
- Кислота – “мать” всех кислот. (Серная кислота).
- Водный раствор сероводорода. (Сероводородная кислота).
- Соли этой кислоты входят в состав пороха. (Азотной кислоты).
- Эта кислота “хлеб” химической промышленности. (Серная кислота).
- Эту кислоту нельзя хранить в стеклянной посуде из-за уникальной ее способности растворять стекло. (Плавиковую, или фтороводородную кислоту).
- Способ получения этой кислоты придумал немецкий химик Глаубер, он же назвал ее “духом селитры”. (Азотная кислота).
Подведение итогов
Слово жюри. Команда победителей получает оценки “5” в журнал по этой теме, остальные сдают зачет по теме “Кислоты”.