Тема урока: «Соли, их классификация и свойства»
Цель урока: сформулировать понятие о солях как классе веществ; научить классифицировать соли и называть их; показать практическую направленность темы; воспитать любовь к родному краю.
Оборудование: раздаточный материал – карточки; образцы солей и минеральной воды; транспаранты для магнитной доски; этикетки от минеральной воды; посуда – колбы, стаканчики; прибор для проверки электропроводимости электролитов.
Ход урока
1 этап. Оргмомент. Проверка домашнего задания:
- у доски работают учащиеся с домашними упражнениями
- с места: повторить номенклатуру кислотных остатков. Повторить правила: – закончить фразу…
2 этап. Работа по теме урока:
Соли – самый многочисленный класс веществ. На демонстрационном столе образцы:
- мел (карбонат кальция)
- сода техническая (карбонат натрия)
- медный купорос (сульфат меди)
Задание: составить формулу, описать свойства солей.
- СаСО3 - твердое вещество, белого цвета, нерастворимо в воде.
- Na2CO3 – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.
- CuSO4 – твердое вещество, синего цвета, хорошо растворимо
Вывод: соли - твердые вещества, отличаются цветом, растворимостью в воде.
2 Классификация солей – учащиеся в парах работают с карточками:
Na 2 CO3 |
Al OH Cl2 |
Cu SO4 |
Na H CO3 |
Cu OH Cl |
Na HSO4 |
Выбрать знакомое, понятное и сгруппировать новые формулы. В итоге получается три группы формул.
а) соли средние (нормальные): Na2CO3, CuSO4 на доске (магнитной) начинаем формировать схему. Записываем уравнение образования средней соли:
2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O реакция обмена, нейтрализации.
K2SO4 – (1 ступень)
б) соли кислые: NaHСO3, NaHSO4 - результат неполного замещения атомов водорода в кислоте на атом металла.
NaOH + H2SO4 = NaHSO4 + H2O
NaHSO4 Na+ + HSO4- (1 степень)
HSO4 H+ + SO42- (2 степень) – эта степень с меньшей степенью диссоциации.
в) соли основные:
Ca(OH)2 + HCl = CaOHCI + H2O
CaOHCl CaOH+ + Cl- (1 ступень)
CaOH+ Ca2+ + OH- (2 ступень) очень незначительна.
3этап. Закрепление: провести исследование состава минеральных вод Белгородской области, используя этикетки производителей. Работа выполняется на местах, парами – учащиеся получают карточку с заданиями и этикетку от конкретной воды: «Красиво», «Родник Белогорья», «Крещенский родник».
Задание 1. Используя этикетку от минеральной воды исследуйте ее солевой состав:
- сделайте заголовок – название воды;
- найдите химический состав, в тетради запишите отдельно катионы (ионы +) и анионы (ионы - )
- составьте из ионов формулы солей (+) например: 2Na+ + SO42- Na2SO4
- подчеркните формулы кислых солей, назовите их.
- подсчитайте общее число получившихся формул солей
(минерализация воды для «Красиво» -16; «Крещенский родник» -6; «Родник Белогорья» -12)
Обсудить полученные результаты.
Задание 2. Составьте мини - рассказ об источнике минеральной воды, воспользовавшись для этого данными на этикетке. Работа выполняется на местах под тихую музыку «Весенняя капель, журчание ручья».
- Где расположен источник?
- С какой глубины происходит подъем воды?
- К какому типу минеральных вод она относится?
- Какая еще информация есть на этикетке?
- Личное отношение к минеральным водам.
Выслушиваем несколько ответов. В завершении работы проверить электропроводность минеральной воды прибором. Демонстрацию проводит учитель.
4 этап - подведение итога: учитель делает краткое сообщение о проведенных работах, просит ребят подсчитать свои результаты, выставляет оценки (в плане урока знаком + отмечены задания, за выполнение которых учащиеся получают оценки).
Домашнее задание: §41, упражнение № 1,5 стр. 225