Цель: показать разнообразие профессий, связанных с изучением природных объектов, через участие в профессиональных пробах.
Задачи:
- Способствовать формированию мотивов выбора профессионального самоопределения
- Создать условия для противостояния манипулированием сознания со стороны СМИ.
- Выявить взаимосвязи человека и природы, влияние естественной среды на здоровье человека.
Оборудование: презентация, лабораторное оборудование, химические вещества, необходимая литература, раздаточный материал
Ход занятия
- Организационный момент.
- Знакомство с некоторыми профессиями (эколог, фармацевт, химик-лаборант, ветеринар...) - показ презентации (Приложение 1)
- Профпробы.
Учитель:
Сегодня мы отправляемся в волшебную страну, в которой всё тайное становится явным. В этой стране без знаний о веществах и их превращениях делать нечего. Но вы все отличные исследователи и химики, поэтому справитесь с предложенными заданиями. Сегодня мы попробуем составить анализ того, что нас окружает в повседневной жизни и критически посмотреть на многие знакомые нам товары.
Ребята по желанию делятся на группы для выполнения мини – проектов. Получают карточки-задания.
- Группа химиков – экспертов.
Реклама становится неотъемлемым атрибутом нашей жизни. читая рекламу, попытайтесь выяснить – не противоречит ли её содержание тем законам и понятиям естественных наук, которые вы изучаете в школе?
“Уникальное сочетание ксилита и карбамида, не найденное ни в одной жевательной резинке”, “Жевательная резинка с ксилитом и карбамидом – двойная защита от кариеса”, “Жевательная резинка ,, Дирол” с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра и до вечера” - это цитаты из текста телевизионной рекламы жевательной резинки. В самом ли деле “Дирол” обеспечивает двойную защиту зубов с утра до вечера?
Реклама зубной пасты по частоте стоит на втором месте после рекламы жевательной резинки. А из рекламируемых зубных паст на первом месте, конечно, “Blend-f-med”. Нас уверяют, что уникальная фтористая система флористат эффективно укрепляет зубную эмаль, и демонстрируют действительно впечатляющий опыт с куриным яйцом, которое после обработки этой пастой не растворяется в уксусной кислоте. Проверьте, возможно ли то, что обещает реклама?
Цитируем текст телерекламы одного из популярных стиральных порошков: “Биодобавки нового “Лоска” любую грязь отстирают просто”. Как вы можете прокомментировать эту рекламу?
- Группа “Большая стирка”.
В современной жизни этот древнейший хозяйственный процесс зависит от химических веществ, но проблемы всё ещё есть. Попробуем с ними справиться.
Вам пришлось стирать тёмные вещи с мылом в жёсткой воде. После стирки и полоскания на них остался “седой” налёт. Как его устранить и что можно было сделать, чтобы это предотвратить?
Вам надо удалить два свежих пятна – подсолнечного масла и йода. Можно ли удалить их физическим способом, не прибегая к помощи химии?
Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчины, сливочного масла(свежее пятно), кофе, йода, морковного сока, вишнёвого сока, мясного соуса. В вашем распоряжении следующие средства: персоль, стиральный порошок “Био-С”, УФ-лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого пятна.
- Группа санитарных врачей.
Перед вами этикетки различных продуктов питания. Проблема загрязнения продуктов питания чужеродными веществами является одной из самых злободневных. Выясните, какие продукты являются безопасными для здоровья, а какие не следует покупать. Используйте для работы таблицу буквенно-цифровых кодов.
Международные коды потенциально вредных пищевых добавок |
Воздействие на организм человека |
Е: 151, 343, 626, 627, 628, 629, 630, 63 1,632,633,634,635 |
Вызывает кишечные расстройства. |
Е: 154,250,251 |
Влияет на артериальное давление |
Е:233,3I0,3I1,312,907 |
Вызывает сыпь |
Е: 131, 142, 153, 210-216, 219, 230, 240, 249,259, 280-283, 330, 954 |
Проявляет канцерогенную активность |
Е: 338-341, 450-454,461-463, 465, 466 |
Вызывает расстройства желудка |
Е: 320, 321 |
Повышает уровень холестерина |
Е:104,122,141,150,171,173,241, 447 |
Токсическое действие не подтверждено, но вероятно |
Е: 102, ПО, 120, 124, 127, 1296 155, 180, 201, 220, 222- 224,228,233, 242, 270 (опасна для детей), 400- 405, 501-503, 620, 636, 637 |
Опасны по ряду причин |
Е: 123,510,513,527 |
Очень опасны ряду причин |
Е: 151, 160,231,232,239, 951, 1105 |
Вызывает кожные заболевания |
Е: 103,105,111,121,123,125,126, 130,152,952 |
Запрещены к применению |
- Группа инженеров-экологов.
Одной из проблем современного мира является нарушение почвы. Чтобы повысить урожай, в неё вносят всё больше удобрений и больше. Излишек их оказывается в овощах и фруктах, что может привести к расстройству пищеварительной системы. Как определить нитраты в домашних условиях? Попробуем это сделать.
В питьевой воде должно содержаться не более 3,29 мг/л нитрит-ионов и 45 мг/л нитрат-ионов. К 1мл исследуемой воды прибавляют 2 мл физиологического раствора. Затем 2 мл полученного раствора смешивают с 1 мл риванольного реактива ( таблетку растворяют при нагревании в 200мл соляной кислоты). Если появляется бледно-розовая окраска, значит, уровень нитритов в питьевой воде недопустимо высок.
2 мл разведённого сока, взятого из средней части плода, смешивают с 1мл солянокислого раствора риванола и добавляют цинковый порошок. Если в растворе содержится больше 20 мг/л нитратов, то появляется бледно-розовая окраска.
- Защита мини-проектов.
- Рефлексия.
Список литературы
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке/ Художник Г.В.Соколов. - Ярославль: Академия развития: Академия, К?: Академия Холдинг, 2000.- 240 с., ил. – (Серия: “Это мы не проходили”)
- Еременко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс.- Вологоград: Издательство “Панорама”, 2006. - 96 с.
- Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. - М.: АРКТИ, 2000. - 136 с.: илл. (Методическая библиотека)
- Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. Изд. 2-е, стереотипн. М.: “Химия”, 1976 г.