ЦЕЛИ.
- Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять знания на практике.
- Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.
ОБОРУДОВАНИЕ.
- периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,
- портрет Д. И. Менделеева.
Урок проводится в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора и компьютеров.
Знания и умения, необходимые учащимся во время урока.
Знать: формулировку периодического закона, структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, значение периодического закона, строение атома и распределение электронов в атомах химических элементов.
Уметь: разъяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы, определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов; давать общую характеристику химического элемента по положению в периодической системе и строению атома; сравнивать металлические и неметаллические свойства элементов одного периода и одной группы.
ДЕВИЗ УРОКА: "Чтобы стать настоящим химиком, надо знать, уметь, думать!"
ЭПИГРАФ УРОКА: (стихи Степана Щипачёва)
":Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии, который пройдёт в форме игры по теме: "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева".
Слайд 1
(учащиеся записывают тему в тетрадях).
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, название которой : зашифровано, и вы узнаете его, когда выполните "Стартовое задание".
(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).
Слайд 2
"Стартовое задание"
ВАРИАНТ 1
Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.
Электронные схемы | Группы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
2е 4е | Щ | Ж | Э | Х | А | Б | У |
2е 8е 2е | В | И | К | М | Н | О | П |
2е 1е | М | С | Ы | Ф | Ю | А | Я |
2е 8е 5е | Р | Б | Т | В | И | Е | Г |
2е 8е 1е | Ч | Д | Ж | И | К | З | М |
2е 8е 7е | Л | О | В | Н | У | П | Е |
2е 8е 3е | Р | Т | С | Х | Ц | Ч | Ф |
2е 3е | Щ | Ы | К | Э | М | Н | К |
2е 8е 6е | О | Я | А | В | С | И | О |
2е 5е | Ю | П | Р | М | Й | В | Х |
Ответ: "Химический"
Слайд 3
ВАРИАНТ 2
Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, число протонов и нейтронов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.
Число протонов и нейтронов | Группы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
13р 14n | А | Г | Э | Г | О | С | Б |
12р 12n | В | Л | Щ | К | И | П | Н |
15р 16n | Б | О | П | Е | Е | К | У |
19р 20n | М | Ц | У | А | Д | Ы | Э |
17р18n | Й | З | Ф | Л | З | Л | Е |
6р 6n | К | М | Я | Н | Ю | Ю | Я |
8р 8n | П | С | Т | Д | Ч | Т | В |
Ответ: "Элемент"
Слайд 3
Название страны: "Химический элементарий".
Станциями нашего путешествия будут:
- Теоретическая "Менделеевская викторина".
- Объясняй-ка "Мои соседи".
- Узнавай-ка "Расскажи мне обо мне".
- Отдыхай-ка.
- Практическая "Составь код".
- Исследовательская "Зажги огонёк".
УЧИТЕЛЬ: Ребята, какова цель нашего путешествия? (ответы учащихся).
Слайд 4
Цель: проходя через станции, мы должны расширить и проверить знания о химических элементах периодической системы, периодическом законе и строении атома. На станциях вы будете получать жетоны или баллы за активную работу, и отмечать результаты своей работы на листах контроля.
Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!
": Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".
УЧИТЕЛЬ: Ребята, в стране "Химический элементарий" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Жители "Химического элементария" хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о её создателе?
Первая остановка на станции теоретической.
Слайд 5
1. Станция теоретическая. "Менделеевская викторина"
УЧИТЕЛЬ: Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - жетон.
Думаю, вы, ребята, замечали, что
"Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок".
Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?
УЧЕНИК: Гением можно назвать Д. И. Менделеева.
УЧИТЕЛЬ: Какой закон открыл Д.И.Менделеев?
УЧЕНИК: Периодический закон был открыт в 1869 году.
УЧИТЕЛЬ: А почему Менделеев назвал открытый им закон законом периодичности. Не могли бы вы его прочесть?
УЧЕНИК: Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомных масс (весов).
УЧИТЕЛЬ: Мне, известно, что формулировка закона, претерпела изменения на основе теории строения атома. Кто вспомнит современную формулировку?
УЧЕНИК: Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядер атомов этих элементов.
УЧИТЕЛЬ: В виде чего предложил Д. И. Менделеев графическое изображение периодического закона?
УЧЕНИК: Графическое изображение периодического закона Менделеев предложил в виде Периодической системы химических элементов.
УЧИТЕЛЬ: Что вы можете сказать о структуре Периодической системы химических элементов?
УЧЕНИК: Периодическая система представлена горизонтальными рядами (их семь) - периодами (большими и малыми) и вертикальными столбцами (их восемь) - группами, состоящими из главных и побочных подгрупп.
УЧИТЕЛЬ: Меняются ли свойства элементов в периодах и группах? Объясните, как они меняются?
УЧЕНИК: В периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. Группы состоят из двух подгрупп. В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические.
УЧИТЕЛЬ: В чём физический смысл порядкового номера элемента?
УЧЕНИК: Порядковый номер элемента показывает: заряд ядра атома, количество электронов, вращающихся вокруг ядра, число протонов в ядре.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы успешно справились с заданием, посчитайте количество жетонов и поставьте соответствующее количество баллов в листах контроля. Мы продолжаем путешествие. Ребята, сколько всего элементов в периодической системе? Да, их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую размеренную жизнь страны. Придётся помогать: объяснять их свойства и возможности. Следующая станция "Узнавай-ка".
Слайд 6
2. Станция узнавай -ка. "Расскажи мне обо мне"
Учащиеся работают письменно, характеризуют элементы по плану.
Дать характеристику элементу с порядковым номером 11 - 1 вариант, 16 - 2 вариант
План характеристики элемента, по положению его в ПС.
Химический символ и название элемента.
Положение элемента в ПС:
а) порядковый номер
б) относительная атомная масса
в) номер периода (малый, большой)
г) номер группы, подгруппа (главная и побочная)
3. Строение атома химического элемента:
а) заряд ядра атома, число протонов и нейтронов
б) общее число электронов
в) число энергетических уровней
г) число электронов на внешнем электронном слое
д) схема строения электронной оболочки атома
4. Свойства атомов элемента:
а) металлические
б) неметаллические
Слайд 7
3. Проверяй-ка
- 10-11 верных ответов - "5" баллов
- 7-9 верных ответов - "4" балла
- 6 верных ответов - "3" балла
УЧИТЕЛЬ: Многие жители "Химического элементария" плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них.
4. "Мои соседи"
Учащиеся работают у доски.
1-й ученик
Расположить элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.
а) Ве; О; В; С;
б) Ва; Ве; Са; Мg
2-й ученик
Расположить элементы в порядке возрастания неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.
а) Аl ; Nа; Р; С ;
б) Рв; Si; С; Sn
Слайд 8
5. Станция "Отдыхай-ка". Физкультминутка
Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.
Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.
Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет:хром.Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.
Слайд 9
6. Станция практическая. "Составь код"
Учащиеся выбирают дорожки: зелёная - задание на компьютере (программированная работа по перфокартам).
(Учащиеся получают оценки и выставляют их в лист контроля.)
Красная - учащиеся выполняют тестовую работу на листочках.
Тестирование
Чему равно общее число электронов в атоме кремния.
А. 3
Б. 4
В. 14
Г. 28
2. Сколько нейтронов в атоме брома?
А. 35
Б. 44
В. 45
Г. 80
3. Чему равно массовое число атома меди?
А. 4
Б. 29
В. 63
Г. 64
4. Сколько энергетических уровней в атоме серы?
А. 3
Б. 6
В.16
Г. 32
5. Сколько протонов в атоме хлора?
А. 17
Б. 35
В. 35,5
Г. 52
6. Сколько электронов вращается вокруг ядра в атоме фтора?
А. 2
Б. 7
В. 9
Г. 19
7. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне бора.
А. 2
Б. 3
В. 5
Г. 11
8. Сколько электронов максимально может находиться на третьем энергетическом уровне?
А. 2
Б. 8
В. 18
Г. 32
Слайд 10
Тестирование
Верные ответы
1-В 2-В 3-Г 4-А 5-А 6-В 7-Б 8-В
- 8 ответов - "5"
- 7 ответов - "4"
- 6 ответов - "3"
(Учащиеся считают количество верных ответов и выставляют баллы в лист контроля.)
УЧИТЕЛЬ: Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. Но жители "Химического элементария", видно, не хотят отпускать вас, ребята: так вы порадовали их своими знаниями. Нам приготовлено последнее испытание, выполнив которое, вы "зажжёте огонёк" в честь нашего путешествия в страну "Химический элементарий".
Слайд 11
7. Станция исследовательская. "Зажги огонёк"
(Учащиеся выполняют программирование задание, за каждый правильный ответ получают жетон, выставляют баллы в лист контроля.)
УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в страну "Химический элементарий". Нам осталось подвести итоги.
Учащиеся обмениваются листами контроля, подсчитывают баллы и выставляют оценки.
Слайд 12
Итоги путешествия
- 15-16 баллов - "5" - зелёный вагончик
- 12-14 балла - "4" - желтый вагончик
- 8-11 баллов - "3" - красный вагончик
Слайд 13
Домашнее задание творческое:
- сочинить загадки о химических элементах;
- найти интересные сообщения о значении химических элементов
Слайд 14
Благодарю вас за урок!