Биология
-
Интегрированный урок-исследование "Экологические проблемы и пути их разрешения" 2007
Цель урока: обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды, его влияния на здоровье человека, последствия и возможные пути решения данной проблемы.
-
Конспект урока биологии по теме: "Тип иглокожие". 7-й класс 2007
Предлагается конспект урока в 7-м классе. Цель урока изучить строение, многообразие и значение этих животных в природе.
-
Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений 2007
В современном мире, где взаимопроникновение и взаимопонимание различных культур принимает все большие масштабы, обучение уважению к ценностям других культур становится первостепенной задачей воспитательного процесса нашего общества. Общество, в котором растут наши дети, обременено рядом серьезных проблем, связанных с жизнью в условиях многообразия. В своей педагогической практике я огромное внимание уделяю воспитанию толерантности, способности относиться с уважением к каждому, так как это является этической основой всего человечества.
-
Разработка урока по теме: "Скелет – опора организма". 6-й класс 2007
В разработке представлены два урока по теме "Скелет", смоделированные с элементами модульной технологии. Данные модели уроков предусматривают самостоятельное изучение темы, что предполагает использование "маршрутных карт". Для повторения пройденного материала применяются карточки для взаимопроверки, что значительно экономит время урока. В ходе уроков проводится лабораторная работа по изучению свойств кости, где учащиеся работают не только с муляжами, на практике изучая свойства кости. Подобные уроки вызывают интерес к предмету, развивают самостоятельность, навыки работы с учебником и дополнительной литературой.
-
Субъект-субъектные отношения в урочной деятельности, или Как ученику стать строителем своих знаний, используя "Биологические карты" 2007
Статья посвящена способам работы учителя с дидактическим материалом "Биологические карты". Представлены педагогические обоснования ценности пособий в формировании приоритетных субъект-субъектных отношений в педагогическом взаимодействии учителя и ученика. Учитель, работающий с этими пособиями, познакомится с новыми вариантами работы и разнообразит урок новыми подходами в изучении материала и в отработке новых знаний.
-
Разработка урока по теме: "Насекомые". 7-й класс 2007
В разработке представлен урок с элементами модульной технологии. Урок построен как работа в группах с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Тема урока - "Насекомые". В процессе работы каждая группа выполняет задание по теме урока. Использование маршрутных карт позволяет самостоятельно разобраться в изучаемом материале. Карточки взаимопроверки предполагают узнать прочность усвоенных знаний. В конце урока каждому ребенку предлагается ряд вопросов и заданий для первичного закрепления полученных знаний. Ответы высвечиваются на доске, т.е. осуществляется самопроверка. Домашнее задание дается дифференцированно, с учетом уровня обученности.
-
Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий 2007
Использование информационно-компьютерных технологий и модульной методики на уроках биологии.
-
Ботанический урок-игра "КВН" 2007
Данный урок-игра проводится по окончании изучения темы "Побег. Лист. Стебель" в 6-м классе. Игра "КВН" проводится с целью активизации познавательной деятельности, выявления эрудитов среди учащихся. В игре используются задания на знания пройденного материала, смекалку, общую эрудицию для участников команд, капитана и болельщиков, чтобы все школьники были вовлечены в работу на уроке.
-
Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии 2007
Работая в группе, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы, приобретая новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, – способность критически мыслить. На уроках создается атмосфера учения, дети учатся самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают и расширяют знания.
-
Урок биологии в 8-м классе по теме: "Класс Птицы" 2007
На данном уроке используется групповая и исследовательская работа. Урок проводится в виде игры, работает валеологическая служба. В конце урока учащиеся выясняют, что птицы – не только источник белкового и жирового питания, но и объект эстетического наслаждения, общение с которыми доставляет огромную радость и дарит нам здоровье.
-
Урок на тему: "Расы современного человека. Особенности и единство современных рас" 2007
Урок проходит в форме семинарского занятия. Тема урока раскрывает биологические особенности человеческих рас, проводит анализ причин их возникновения. Приведены доказательства в пользу принадлежности всех людей Земли к одному виду – человек разумный. Человек разумный возник в результате биологической эволюции от одной из ветвей филогенетического древа отряда приматов. Раскрыты время и место возникновения человеческих рас, показаны механизмы расогенеза. Приведены доказательства несостоятельности теории расизма.
-
Интеллектуальная игра "Клуб всезнаек естественных наук" в 9–11-х классах 2007
Эта игра проводится в рамках недели естественных наук. Конкурсы и вопросы подобраны с ориентацией на знание таких предметов, как математика, химия, физика, география, биология. В мероприятии участвуют 3 команды учащихся девятых, десятых, одиннадцатых классов. Команды смешанные, включающие по одному человеку от каждого класса. Остальные учащиеся каждого класса образуют группы поддержки.
-
Тема урока: "Проблемно-исследовательские технологии на уроке биологии" 2007
Проблемные задания по ботанике, предложенные в статье, основаны на применении технологии проблемного обучения, направлены на творческое овладение учащимися профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают их мыслительные способности. Эта технология применяется при разнообразных организационных формах занятий - семинары, конференции, зачеты. Данные задания позволяют эффективно использовать проблемно-исследовательские технологии и реализовывать на практике принципы личностно ориентированного подхода в обучении.
-
Цикл уроков биологии по теме: "Общий обзор организма человека" 2007
В предложенной статье предлагается разработка урока биологии в 6-м классе по теме "Общий обзор организма человека", рассчитанный на 4 часа.
-
Тема урока: "Этот удивительный мир животных" 2007
Занятие-путешествие предназначено для детей от 8 до 10 лет. Задания, используемые на занятии, пробуждают у ребенка интерес к процессу обучения, расширяют представление об окружающем мире, развивают логическое мышление, моторику, внимание, фантазию, способствуют более осмысленному изучению материала, помогают развитию познавательной деятельности и интереса к предмету. Данное занятие можно использовать как модель вводного занятия, где каждый из островов может представлять определенный раздел программы.
-
Урок по биологии на тему: "Отдел покрытосеменные. Характеристика и значение" 2007
На уроке раскрываются особенности растений отдела покрытосеменные. Перед классом становится проблемный вопрос "Почему покрытосеменные так разнообразны и господствуют в биосфере?". На уроке используются разные формы подачи материала: рассказ учителя, наглядный материал с помощью мультимедийной установки. В ходе беседы и самостоятельной работы с текстом учебника учащиеся сравнивают и делают выводы. На уроке используется мультимедийная установка. Учащиеся учатся при выполнении разминки оценивать свои знания. Новый материал подается наглядно, ярко и запоминается.
-
Программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" 2007
Данный элективный курс ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, улучшением окружающей среды и пропагандой экологических и гигиенических знаний. Этот курс имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы для учащихся 10–11-х классов.
-
Учебный проект на тему: "Изучение видового состава и запасов лекарственных трав Обуховского и Пушкарского лесничеств" для учащихся 9-го класса 2007
В содержании проекта отражена деятельность школьников при выполнении исследовательской работы по изучению фитоценоза пригородного леса, представлен методический паспорт, этапы и фрагмент выполненного проекта. В приложении к работе предложен календарь сбора лекарственных трав.
-
Открытый урок в 8-м классе по теме: "Влияние внешней среды на обмен веществ" 2007
Открытый урок в 8-м классе посвящен влиянию внешней среды на обмен веществ живого организма. Урок комплексного применения знаний включает в себя межпредметные связи с физикой, химией, зоологией. В ходе урока вырабатываются умения самостоятельно применять знания в новых условиях. Урок может быть рекомендован как заключительный в теме "Обмен веществ".
-
Урок по теме: "Рост и развитие растений" 2007
Урок проводится в 6-м классе по УМК Н.И. Сонина. Цель урока - изучение особенностей роста и развития растительного организма. Показана роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений.
-
Технология модульного обучения на уроках биологии 2007
Данный урок в разделе «Метаболизм» - третий. По структуре он связан с предыдущими: пластический обмен, энергетический обмен. Изученный материал будет использоваться при изучении особенностей растительной клетки.
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему: "Последние дни" (М.Булгаков). Дуэль и смерть Пушкина 2007
Работа представляет исследование: можно ли было спасти А.С. Пушкина.
-
Обобщающий урок по теме: "Клетка – структурно-функциональная единица живого" 2007
Задачи урока: обобщить и систематизировать материал данной темы: основные положения клеточной теории; строение и функции клеток прокариот и эукариот; закрепить умение находить на таблицах органоиды, сравнивать их в растительной и животной клетке; уметь применять полученные знания для доказательства единства живой и неживой природы, единства органического мира.
-
Интегрированный урок по информатике и биологии на тему: "Нормы питания. Расчет количества калорий с помощью электронных таблиц" 2007
Урок проводится в рамках уроков по здоровьесберегающим технологиям. На нем показываются возможности применения компьютерных технологий на уроке биологии. Также этот урок раскрывает необходимость рационального режима питания, формирует позитивное отношение к собственному здоровью, а также роль питания в поддержании здоровья.
-
Методические подходы при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии 2007
Методическими подходами при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии являются лабораторный практикум и элективный курс "Олимпиада как средство развития". При этом формируются экспериментальные умения и навыки; учащиеся проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты, делают выводы.
-
Урок-презентация на тему: "Органы дыхания: строение и функции" 2007
Данный урок-презентация содержит не только материал о строении дыхательной системы, но и целый ряд наблюдений, информацию о гигиене дыхания, механизме звукообразования. Теоретический материал подкрепляется видеорядом, потому что всем известно, что основное восприятие у большинства детей - визуальное. Мне хотелось создать урок, который поможет и учителю, и ученикам, урок, который будет насыщенным и интересным.
-
Математические образы природы (или использование любительской фотографии на уроках в средней школе) 2007
Наблюдая за растениями и животными, замечая физические и математические закономерности в окружающем нас мире, школьники получают возможность иллюстрировать сухие научные знания. Используя фотографии, учителя математики, физики, биологии, географии смогут разнообразить свои уроки, приобщить учеников к проектной и исследовательской деятельности.
-
Урок по биологии в 8-м классе по теме: "Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях" 2007
Предлагаемый материал является уроком сообщения новых знаний на основе закрепления материала, повторения и систематизации знаний, навыков учащихся. Использовать данный урок можно при изучении раздела "Кровь и кровообращение" учащимися в 9-м классе, а при работе по концентрической программе - в 8-м классе.
-
Программа элективного курса "Пятый океан планеты" 2007
Элективный курс "Пятый океан планеты" предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на более глубокое ознакомление учащихся с наукой экологией на примере изучения воздушной оболочки Земли. Программа курса предусматривает изучение воздуха с точки зрения не только химического состава и биологической роли составляющих его компонентов, но и изменений, возникающих вследствие деятельности человека и их влияния на экологическую обстановку Земли в целом. Курс предусматривает разнообразные формы и методы работы с детьми: игровые (сказки-загадки), беседы, рассказы, виртуальные экскурсии (с использованием ИКТ), проведение учебно-исследовательских работ, написание рефератов, сказок-загадок.
-
Элективный курс "Почему я не полная копия папы или мамы?" (генетика). 9-й класс 2007
Данный элективный курс является одним из возможных вариантов предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса по биологическому или естественнонаучному профилю. Элективный курс строится на основе общих знаний генетики, которые получены учениками на уроках или есть возможность опережающего изучения. Привлекательность данного элективного курса для учащихся строится на изучении своей родословной методами интерактивного обучения.