Урок биологии "Размножение и развитие птиц"

Разделы: Биология


Цель учителя:

  • обеспечить усвоение знаний об особенностях размножения и индивидуального развития птиц;
  • воспитывать самостоятельность, навыки самообразования, экологическое мышление, трудолюбие;
  • развивать творческое мышление, познавательную активность, культуру речи, навыки современного труда.

Цель учащихся:

  • изучить особенности размножения и индивидуального развития птиц;

Задачи

Оценка

1. Повторят особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полётом. 1. Ответят на вопросы теста.
2. Раскроют особенности размножения и развития птиц. 2. Составят отчёт по предложенным заданиям.
3. Воспитают в себе навыки экологической культуры. 3. Определят правила поведения в природе.

Методы: беседа, поисковый, рассказ.

Форма организации деятельности учащихся:

индивидуальная, групповая, коллективная.

Средства:

иллюстрации, отражающие внутреннее строение птиц, строение яйца, развитие зародыша в яйце, дидактические карточки для опроса, работы в группах, диапроектор, диапозитивы, аудиозапись «Голоса птиц», натуральные объекты - яйца птиц.

План урока:

  1. Орг. момент. Психологический настрой.
  2. Актуализация знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, связанных с полётом (тест).
  3. Формирование новых понятий и способов действия (целеполагание, групповая работа).
  4. Рефлексия (отчёт групп, фронтальная беседа, подведение итогов).
  5. Домашнее задание

Ход урока

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Вспомните самое радостное событие в своей жизни.

- Какие ощущения оно у вас вызывает?

- Хочется ли вам поделиться этой радостью с окружающими?

- Мне хочется, чтобы вы поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и теми, которые получите сегодня, с таким же желанием, как вы сообщаете о радостных событиях в вашей жизни.

2. Актуализация знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, связанных с полётом.

Работа индивидуально по тестам в течение 5-7 минут.

3. Формирование новых понятий и способов действия. Целеполагание.

1. Сообщение темы учащимся, запись на доске и в тетрадях.

- Что предстоит изучить? (образование пар, типы гнёзд, строение яйца, развитие, забота о потомстве).

2. Всё это вы изучите самостоятельно в группах по заданиям в течение 12-15 минут, а затем поделитесь знаниями с одноклассниками.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 1

Задание.

  1. Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 152 «Образование пар» (Биология 7-8 под ред. Козлова М.А.) и дополнительный материал.
  2. В чем выражается отличие самок от самцов? Приведите примеры (с. 161 рис. 114).
  3. Какие типы брачных отношений характерны для птиц? Приведите примеры.
  4. Заполните схему

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 2

Задание.

  1. Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 152 – 153 «Гнездование» (Биология 7-8 под ред. Козлова М.А.) и дополнительный материал.
  2. Где птицы устраивают гнезда?
  3. Какие птицы обходятся без гнезд? Приведите примеры.
  4. Расскажите об особенностях строения гнезд разных птиц (дятла, иволги, синицы-ремеза, деревенской ласточки)

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 3

Задание.

  1. Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 170 «Строение яйца», рис. 247 (Биология 7-8, Никишов А.И..) и дополнительный материал.
  2. Назвать и показать по таблице структурные компоненты яйца.
  3. Каково значение структурных компонентов яйца?
  4. С чем связано различие яиц по окраске, форме и величине?

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 4

Задание.

  1. Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 170 – 171 «Развитие зародыша», рис. 249 (Биология 7-8, Никишов А.И..) и дополнительный материал.
  2. Какие изменения происходят с эмбрионом по мере развития?
  3. В чем заключается сходство в строении зародыша пресмыкающихся и птиц? О чем свидетельствуют данные черты сходства? (рис. 250 с. 171).
  4. По дополнительному материалу определите типы развития птенцов и заполните схему

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 5

Задание.

  1. Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 154 «Забота о потомстве» (Биология 7-8 под ред. Козлова М.А.) и дополнительный материал.
  2. В чем проявляется забота о потомстве у птиц?
  3. Как птицы заботятся о кладке?
  4. Как птицы заботятся о птенцах?

Физминутка.

4. Рефлексия.

1. Отчёт групп (демонстрация иллюстраций, диапозитивов, натуральных объектов, запись схем в тетрадях, прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»)

2. Фронтальная беседа.

- Что узнали нового?

- Что поняли?

- Где можете применить новые знания?

- Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать?

3. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: параграф 56.