Цель учителя:
- обеспечить усвоение знаний об особенностях размножения и индивидуального развития птиц;
- воспитывать самостоятельность, навыки самообразования, экологическое мышление, трудолюбие;
- развивать творческое мышление, познавательную активность, культуру речи, навыки современного труда.
Цель учащихся:
- изучить особенности размножения и индивидуального развития птиц;
Задачи |
Оценка |
1. Повторят особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полётом. | 1. Ответят на вопросы теста. |
2. Раскроют особенности размножения и развития птиц. | 2. Составят отчёт по предложенным заданиям. |
3. Воспитают в себе навыки экологической культуры. | 3. Определят правила поведения в природе. |
Методы: беседа, поисковый, рассказ.
Форма организации деятельности учащихся:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Средства:
иллюстрации, отражающие внутреннее строение птиц, строение яйца, развитие зародыша в яйце, дидактические карточки для опроса, работы в группах, диапроектор, диапозитивы, аудиозапись «Голоса птиц», натуральные объекты - яйца птиц.
План урока:
- Орг. момент. Психологический настрой.
- Актуализация знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, связанных с полётом (тест).
- Формирование новых понятий и способов действия (целеполагание, групповая работа).
- Рефлексия (отчёт групп, фронтальная беседа, подведение итогов).
- Домашнее задание
Ход урока
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Вспомните самое радостное событие в своей жизни.
- Какие ощущения оно у вас вызывает?
- Хочется ли вам поделиться этой радостью с окружающими?
- Мне хочется, чтобы вы поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и теми, которые получите сегодня, с таким же желанием, как вы сообщаете о радостных событиях в вашей жизни.
2. Актуализация знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, связанных с полётом.
Работа индивидуально по тестам в течение 5-7 минут.
3. Формирование новых понятий и способов действия. Целеполагание.
1. Сообщение темы учащимся, запись на доске и в тетрадях.
- Что предстоит изучить? (образование пар, типы гнёзд, строение яйца, развитие, забота о потомстве).
2. Всё это вы изучите самостоятельно в группах по заданиям в течение 12-15 минут, а затем поделитесь знаниями с одноклассниками.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 1
Задание.
- Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 152 «Образование пар» (Биология 7-8 под ред. Козлова М.А.) и дополнительный материал.
- В чем выражается отличие самок от самцов? Приведите примеры (с. 161 рис. 114).
- Какие типы брачных отношений характерны для птиц? Приведите примеры.
- Заполните схему
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 2
Задание.
- Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 152 – 153 «Гнездование» (Биология 7-8 под ред. Козлова М.А.) и дополнительный материал.
- Где птицы устраивают гнезда?
- Какие птицы обходятся без гнезд? Приведите примеры.
- Расскажите об особенностях строения гнезд разных птиц (дятла, иволги, синицы-ремеза, деревенской ласточки)
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 3
Задание.
- Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 170 «Строение яйца», рис. 247 (Биология 7-8, Никишов А.И..) и дополнительный материал.
- Назвать и показать по таблице структурные компоненты яйца.
- Каково значение структурных компонентов яйца?
- С чем связано различие яиц по окраске, форме и величине?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 4
Задание.
- Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 170 – 171 «Развитие зародыша», рис. 249 (Биология 7-8, Никишов А.И..) и дополнительный материал.
- Какие изменения происходят с эмбрионом по мере развития?
- В чем заключается сходство в строении зародыша пресмыкающихся и птиц? О чем свидетельствуют данные черты сходства? (рис. 250 с. 171).
- По дополнительному материалу определите типы развития птенцов и заполните схему
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА № 5
Задание.
- Внимательно изучите статью параграфа 56 с. 154 «Забота о потомстве» (Биология 7-8 под ред. Козлова М.А.) и дополнительный материал.
- В чем проявляется забота о потомстве у птиц?
- Как птицы заботятся о кладке?
- Как птицы заботятся о птенцах?
Физминутка.
4. Рефлексия.
1. Отчёт групп (демонстрация иллюстраций, диапозитивов, натуральных объектов, запись схем в тетрадях, прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»)
2. Фронтальная беседа.
- Что узнали нового?
- Что поняли?
- Где можете применить новые знания?
- Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать?
3. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание: параграф 56.