Урок по биологии с учетом личностно-ориентированного подхода в преподавании предмета

Разделы: Биология


Цели урока: раскрыть строение и значение зрительного анализатора; углубить знания о строении и функциях глаза и его частей; рассмотреть механизм проецирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию; раскрыть основные правила гигиены зрения.

Оборудование: таблица “Зрительный анализатор”, влажный препарат “Глаз крупного млекопитающего”, раздаточный материал “фрагменты глаза” (см. приложение1).

Для учеников: цветные карандаши (голубой, жёлтый, красный, черный, зелёный), клей. Об этом ребята предупреждаются заранее.

Для учителя тоже необходимо выполнить такие же заготовки в увеличенном масштабе по сравнению с ученическими и иметь цветные маркеры и скотч.

Ход урока

I. Опрос

1. Что такое анализатор, и какого его значение.

2. Зарисовать и пояснить схему анализатора.

II. Изучение новой темы

Значение и строение глаза

Вопрос к ребятам: Зачем человеку глаза? (выслушивается мнение детей).

На этот вопрос вам ответит небольшое стихотворение:

Разберёмся вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб из них текла слеза?
Всем необходимо зренье
И чтоб книгу прочитать
Нужно зреньем обладать
Если смотришь ты кино –
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит каждому из нас
Нужна пара зорких глаз.

А как же устроен этот сложный орган? Изучая строение глаза, мы выполним небольшую аппликацию из приготовленного мной раздаточного материала, находящегося у вас на столе (см. приложение1).

Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата

Брови – волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза. Отводят пот со лба.

Веки – кожные мышечные складки с ресницами. Защищают глаз от световых лучей, пыли, пересыхания.

Слёзный аппарат состоит слёзной железы и слёзовыводящих путей. Слёзная жидкость содержит 97,8% воды, 1,4% органических веществ и 0,8% солей. В ней содержится особое вещество лизолим, способный убивать микробов. (Вещество в слёзной жидкости было открыто в 1909 году томским учёным Т.Н.Лащенковым). Поэтому функция слёз – это смачивание, очищение и дезинфекция глаз. Также известно, что со слезами из организма выводятся токсины, которые вырабатываются в момент чрезвычайного эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается: сдерживать слёзы – значит медленно отравлять себя.

Глазное яблоко располагается в углублении черепа – глазнице. Оно имеет шаровидную форму и покрыто тремя оболочками

А сейчас мы выполним аппликацию по строению глаза . Для этого нам понадобятся цветные карандаши, клей, принесённые вами, и заготовки аппликации которые находятся у вас на столе( все действия учеников написаны в скобках по ходу текста и выделены курсивом, то же самое делает учитель на доске со своим раздаточным материалом).

Сверху глаз покрыт плотной белочной оболочкой (приклеивается заготовленное глазное яблоко белого цвета, который и будет служить изначально белочной оболочкой ). Задняя часть её представлена более плотной непрозрачной соединительно-тканной оболочкой – склерой, а передняя часть преобразуется в прозрачную, пропускающую солнечные лучи выпуклую роговицу (впереди, на приклеенной оболочке, голубым цветом заштриховывается её граница). Благодаря своей искривлённой поверхности роговица действует как светопреломляющая структура.

Средняя оболочка – сосудистая. Она пронизана кровеносными сосудами, служит для питания тканей глаза и выноса продуктов клеточного метаболизма (отступив 0,3 см. с края приклеенного глазного яблока, красным карандашом прорисовываются кровеносные сосуды, не смыкаясь впереди). Самый внутренний слой этой оболочки представлен одним рядом клеток, содержащих чёрный пигмент меланин, который поглощает световые лучи и не даёт им отражаться от внутренней поверхности глаза (карандашом чёрного цвета тонкой линией проводим этот слой, также не смыкая впереди).

Спереди сосудистая оболочка переходит в радужку, определяющую цвет глаз (спереди, не смыкаясь, сверху и снизу карандашом зелёного цвета прорисовываем радужку), её пигментация определяет цвет глаза: если пигмента мало – радужка окрашена в голубой, серый цвет или зелёный, если много – в карий или чёрный. Отверстие в центре радужки – зрачок, (прорисовываем чёрным карандашом эллипс, соединяя между собой несомкнутые края радужки). Зрачок регулирует поток света, проникающего в глаз. Диаметром зрачка управляют мышцы в радужной оболочке. При ярком освещении зрачок рефлекторно суживается, при слабом – расширяется.

За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый хрусталик (приклеивается хрусталик), к которому с двух сторон подходит ресничная мышца, регулирующая его кривизну (простым карандашом сверху и снизу к хрусталику прорисовываются тонкие нити). Хрусталик как линза преломляет лучи света и фокусирует их в определённом месте. Линзу, подобную хрусталику, людям создать ещё не удалось; становясь то более выпуклым, то более плоским, он может наводить резкость на ближние и дальние предметы и обеспечивает аккомодацию глаза – способность чётко видеть предметы, находящиеся на различном расстоянии.

Внутренняя оболочка глаза – сетчатка, состоящая из светочувствительных клеток и различных нейронов, расположенных в несколько слоёв. (Можно задать вопрос: “Каким цветом можно изобразить сетчатку”? – жёлтым т.к. нервная система на таблицах, как правило изображается этим цветом. Заштриховать 0,5 см.). Светочувствительные клетки подразделяются на палочки и колбочки. Палочки рецепторы, реагирующие на свет, а колбочки – это рецепторы, реагирующие на цвет. Жёлтое пятноэто область сетчатки, расположенная прямо напротив зрачка. Изображения предметов, попадающие на жёлтое пятно, видны особо отчётливо, это область наилучшего видения. Отростки нервных клеток сетчатки собираются в одно место – слепое пятно, и образуют зрительный нерв, выходящий из глазного яблока. Здесь нет ни палочек, ни колбочек, поэтому изображение, попавшее на слепое пятно, не фокусируется (Приклеивается зрительный нерв на 0,7 см. ниже желтого пятна).

Внутри глаз заполнен прозрачным стекловидным телом.

2.2. Закрепление материала

А теперь закрепим строение глаза небольшим стихотворением, которое вам предстоит дополнить самостоятельно (Использованы частично измененные стихи Н. Орловой. Слова, которые должны произнести дети, в стихотворении подчёркнуты.).

КАК УСТРОЕН ГЛАЗ

Глаз — волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен —
Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.

Обойдем же дом скорей:
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий —
Роговица, словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло, —
В мир чудесное окно..

Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой,
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.

В центре радужки — зрачок,
Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет — наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло — зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой —
Тоненькой сетчаткой.

Что же в домике внутри?
На картинку посмотри —
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз..
Ну а как же видит глаз?

2.3. Механизм зрительного восприятия

КАК ВИДИТ ГЛАЗ

Отразится лучик света
От какого-то предмета,
Упадет на роговицу,
Миг — и дальше устремится,
И сквозь дырочку-зрачок
Проберется в глаз-домок.

Дальше, следуя порядку,
Попадает на сетчатку.

Круглый дом с одним окном,
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Путь теперь окончен света?

Нет, от глаза нерв идет,
В мозг сигнал передает,
После этого тотчас
Все вокруг увидит глаз.

(Чтение стихотворения “Как видит глаз” сопровождается показом на заранее приготовленном рисунке с закрытыми частями, которые по ходу чтения открывает учитель, или при помощи скотча прикрепляется к доске. (см. Приложение 2) Лучше, если эта демонстрация будет выполнена на компьютере в программе “Microsoft Power Point”.)

Астроном и физик Иоганн Кеплер в XVII веке рассмотрел устройство глаза с точки зрения оптики. Он показал, что на глазном дне формируется изображение окружающих предметов. Но по законам оптики оно должно быть перевёрнутым. Именно перевёрнутым и видит мир новорождённый младенец. Но постепенно мозг привыкает “переворачивать” изображение обратно. Любопытно, если надеть человеку очки, стёкла которых создают перевёрнутое “вверх ногами” изображение, то спустя некоторое время изображение станет восприниматься нормально.

У человека бинокулярное зрение. Чтобы ясно видеть предмет, мы смотрим на него обоими глазами. Каждый глаз воспринимает свою часть предмета, в головном мозге поступившая информация от каждого глаза перерабатывается, и мы видим полное изображение предмета (разобрать рисунок стр. 76 учебник Н.И.Сонин “Биология – человек”).

В доказательство этого проведём такой опыт: Если мы свернём в трубку лист бумаги и приставим её к левому глазу (глаз смотрит строго в отверстие), а другим взглянем на ладонь правой руки, чуть отведённой в сторону. После чего начинаем придвигать руку строго к отверстию трубочки, не закрывая его, то с удивлением видим в центре ладони “сквозное отверстие”. От одного глаза поступает информация об отверстии, а от другого о руке, два изображения мозг сводит воедино и мы “видим” дырку в руке.

2.4. Гигиена зрения

Итак, мы разобрали строение и функции глаз, но важный фактор сохранения функций глаза – соблюдение гигиены зрения. Нарушение требований гигиены ведёт к особому заболеванию, о котором мы узнаем, посмотрев сценку: (сценка готовится заранее с тремя ребятами).

Действующие лица: автор (может быть учитель), учитель (1ученик), ученик (2ученик), врач (3ученик)

Ученик сидит, читая книгу сильно согнувшись над ней.

Автор: Вам все часто говорят:

Учитель: (подходя к сидящему ученику, говорит свои слова, выпрямляя ему спину)

Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши.
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше.

Автор: Вы перечите порой.

Ученик: (обращаясь к учителю)

Мне удобно, всё вам ясно?
Я же вижу всё прекрасно (и снова склоняется над книгой) .

Автор:

Пробежит за годом год,
Встанете взрослее,
Что ж потом произойдёт?

Ученик: (жалобно) Плохо видят глаза вдаль (подходит к врачу).

Автор: И врачи вам скажут:

Врач:

Жаль.

В этом сами вы повинны,
И беды вашей причина:
Вы держали книжку близко,
Над тетрадкой за столом
Изгибалися крючком,
Вот и стали близоруки,
Всем другим вперёд науки!

Близорукость или миопия – это заболевание, возникающее из-за избытка светопреломляющей способности хрусталика, который приводит к расположению фокуса перед сетчаткой, при этом изображение предметов вдали воспринимается как расплывчатое, и чтобы хорошо видеть, человек прищуривает глаза. Миопия в переводе с греч. – щурящий глаз. Это может быть со слишком длинной продольной осью глаза (учитель делает эскиз на доске), или с большей кривизной хрусталика (также показать эскизом). При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковыпуклыми стёклами. Но многие ребята стыдятся их носить, но нужно знать:

В очках ходить не стыдно,
И вовсе не обидно.
Хоть вы не старички.
Но коль плохое зрение,
Носите без стеснения
Хорошие очки.

На этом наше занятие закончено, давайте запишем домашнее задание.

Стр. 73 – 75, подписать все части глаза на оформленной в ходе урока аппликации. Приготовить доклады о дальнозоркости, о влиянии компьютера и телевизора на глаза.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!