Цели:
- формирование у учащихся навыков индивидуального мышления и самостоятельной работы;
- развитие у учащихся умений делать вывод о взаимосвязи особенностей внешнего строения и условий обитания насекомых;
- отработка у учащихся навыков определения представителей отрядов насекомых,
- исходя из особенностей внешнего строения.
Оборудование:
- компьютер,
- коллекция насекомых,
- штативная лупа,
- инструктивный лист (Приложение 2),
- дидактические карточки.
Ход урока
1-й этап. Актуализация знаний. Стадия “Вызов”.
Царица Природа со своим советником Ветром ведут беседу:
- Посмотри, матушка Природа, сколько вокруг тебя насекомых! – говорит Ветер (Приложение1, слайд1), - их становится всё больше и больше! Не думаешь ли ты, что они скоро затмят собою всю планету? Надо что-то делать!? Может я унесу куда-нибудь половину ненужных насекомых?
- Да что ты! - отвечает царица Природа, - мы же не проживем без них!
- Так ли это? Неужели все насекомые нужны?
Фронтальная беседа.
- Как вы думаете, ребята, о чем идет разговор между царицей Природой и её советником Ветром? (Ответ: о значении насекомых в природе.)
- Но прежде, чем говорить о значении насекомых, давайте подумаем, как ориентироваться в миллионном многообразии насекомых? (Ответ: надо уметь определять принадлежность представителей насекомых к определенному отряду.)
- Что же мы сегодня должны научиться делать? Какова тема сегодняшнего урока? (Ученики самостоятельно называют тему урока: Определение насекомых и их значение в природе.)
2-й этап. Постановка учебной задачи.
Фронтальная беседа.
- Вспомните, что предложил советник Ветер царице Природы? (Ответ: “ненужных” насекомых уничтожить.)
- Кто из них прав?
(Приложение1,слайд3 “Проблема урока: “Есть ли “ненужные” насекомые в природе?”.)
- Эту проблему нам предстоит решить в ходе урока.
3-й этап. “Смысловая стадия”.
- А готовы ли вы к работе? Проведем тестирование (Приложение1, слайд4 “Знаешь ли ты насекомых?”.). Это задание следует выполнять, используя компьютер. На экране монитора перечислены суждения. Решите правильно или неправильно каждое из суждений.
- А теперь проверьте ответы и оцените свои знания. (Приложение1, слайд 5 “Правильные ответы”.)
Алгоритм оценки знаний:
Количество ошибок | Оценка |
0 | 5 |
1 - 2 | 4 |
3 | 3 |
(Если все ответы верны, ученик допускается к следующему этапу, если нет – проводится повторное тестирование.)
- Инструктивном листе (Приложение 2. Инструктивный лист). Работа выполняется группой из 2-х Теперь приступим к выполнению задания №1 - лабораторной работе, ход которой описан в человек. Результаты работы заносятся в рабочую тетрадь. Все необходимое для работы у вас есть: штативная лупа, инструкция, дидактическая карточка, насекомое из коллекции, определительная таблица, которую вы видите на экране монитора (Приложение 3. Определительная таблица).
С Определительной таблицей следует работать так: если суждение верно, то щелкните мышкой на слове “да”, если нет - на слове “нет”. При правильном ходе определения на экране появится изображение насекомого - представителя отряда. При неправильном ходе определения следует вернуться на шаг назад, нажав кнопку “Назад” в верхнем левом углу. После выполнения лабораторной работы каждая группа должна сделать устный отчет по следующему плану:
1. Название отряда.
2. Название насекомого.
3. Признаки отряда.
(Выполнение Лабораторной работы.)
- Заслушаем отчет по группам.
(По ходу отчета все ученики заполняют таблицу в тетради.)
Отчет 1-й группы.
Отряд – Жесткокрылые.
Представитель – бронзовка.
Признаки, по которым определили, проверим по таблице на экране. (Приложение1, слайд 6, слайд 7.)
Признаки представители, характеристика 1. Конечности бегательные 2. Крылья передние надкрылья 3. Усики пластинчатые 4. Ротовой аппрат грызущий 5. Отряд жесткокрылые 6. Представители бронзовка
(Внимание! Бронзовка, обитающая в Липецкой области, занесена в Красную книгу.)
Отчет 2 группы.
Отряд – Жесткокрылые.
Представитель – жук-плавунец.
Признаки, по которым определили, проверим по таблице на экране. (Приложение1,слайд8, слайд 9.)
Признаки представители, характеристика 1. Конечности плавательные 2. Крылья передние надкрылья, задние перепончатые 3. Усики булавовадный 4. Ротовой аппарат грызущий 5. 0трад жестококрылые 6. Представители большой водолюб, жук-плавунец,
Отчет 3 группы.
Отряд – Прямокрылые.
Представитель – медведка.
Признаки, по которым определили, проверим по таблице на экране. (Приложение1, слайд 10, слайд 11.)
Признаки представители, характеристика 1. Конечности копательные 2. Крылья передние надкрылья, задние перепончатые 3. Усики длинные нитевидные 4. Ротовой аппрат грызущий 5. Отряд прямокрылые 6. Представители медведка, кузнечики: кобылка, большое коромысло
Отчет 4 группы.
Отряд – Перепончатокрылые.
Представитель - пчела медоносная.
Признаки, по которым определили, проверим по таблице на экране. (Приложение1, слайд11, слайд 13.)
Признаки представители, характеристика 1. Конечности задние-собиратедьные с корзинкой 2. Крылья передние - немного большезадних, перепончатые 3. Усики длинные нитевидные 4. Ротовой аппрат грызуще- лижущий 5. Отряд прямокрылые 6. Представители пчела, оса
Отчет 5 группы.
Отряд – стрекозы.
Представитель - стрекоза обыкновенная.
Признаки, по которым определили, проверим по таблице на экране. (Приложение1, слайд 14, слайд 15.)
Признаки представители, характеристика 1. Конечности длинные бегательные 2. Крылья перепончатые, длинные, узкие 3. Усики короткие, едва заметные 4. Ротовой аппрат грызущий 5. Отряд стрекозы 6. Представители стрекоза обыкновенная, коромысло большое
- Вы определили представителей некоторых отрядов класса Насекомые. Какой мы можем сделать вывод? Посмотрите на таблицы в тетради и на экране. (Приложение1, слайд 16).
- Какие признаки положены в основу деления класса Насекомые на отряды? (Ответ: строение конечностей, ротовой аппарат….)
- Итак, вы изучили внешнее строение насекомого, определили к какому отряду оно относится. . А что можно еще узнать об этом насекомом по внешнему строению? (Ответ: образ жизни, среду обитания, чем питается.)
- По “Инструктивному листу” выполните задание №2. (Приложение 2). Исходя из особенностей внешнего строения, предположите среду обитания определенного вами насекомого, и обоснуйте ответ.
(Ответы по группам:
№ группы Предст авитель Среда обитания 1 бронзовка воздушно – наземная 2 водолюб водная 3 медведка почвенная 4 пчела Воздушно-наземная 5 стрекоза Воздушно-наземная
- А почему насекомые заняли все среды обитания? (Ответ: маленькие размеры, особенности строения, приспособления их к размножению и среде обитания.)
- Можно ли определить значение насекомого по внешнему виду? Для ответа на данный вопрос выполните задание №3 в Инструктивном листе (Приложение 2).
Исходя из особенностей внешнего строения определите место предложенного вам насекомого в схеме “Состав экосистемы”.
- Используя схему “Состав экосистемы” дайте устный отчет по плану:
- Название насекомого,
- Каким членом экосистемы является насекомое и почему?
- Какова роль конкретного насекомого в экосистеме.
(Ответы по группам:
№ группы | Представитель | Ротовой аппарат | |
1 | бронзовка | грызущий | фитофаги |
2 | водолюб | грызущий | фитофаги (личинки - хищники) |
3 | медведка | грызущий | фитофаги |
4 | пчела | грызуще-лижущий | фитофаги |
5 | стрекоза | грызущий | хищники |
- А теперь вы готовы ответить на проблемный вопрос урока: Есть ли “ненужные” насекомые?
(Ответ: Нет, так как разные насекомые выполняют разнообразные функции: принимают участие в круговороте веществ в природе, являются членами цепи питания, выполняют роль регуляторов численности, являются опылителями).
- Ответьте на итоговый вопрос урока: Что произойдет, если хотя бы часть насекомых исчезнет с лица планеты?
(Ответ: нарушится экологическое равновесие в природе.)
4-й этап. Контроль знаний. “Стадия рефлексии”
- Проверим как вы усвоили материал урока? (Приложение 4. Найти соответствие.)
Тестирование:
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Какая информация наиболее интересна для вас?
3. Какой вопрос вы хотели бы рассмотреть на следующем уроке?