Цель работы: оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы с использованием стандартной функциональной пробы Мартина.
Оборудование: секундомер.
Ход работы
1. Измерить пульс в покое (сидя) за 10 секунд. (Измерения повторить 4 раза).
2. Произвести функциональную пробу Мартина (20 приседаний за 30 секунд). Проба проводится точно в течение 30 секунд и приседания должны быть глубокими. При каждом приседании – руки вперед, при вставании – вниз.
3. Измерить пульс после нагрузки, на 1-ой, 3-ей и 5-ой минутах после приседаний.
4. Результаты занести в таблицу.
5. Оценить измерения и сделать вывод о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы.
Оценка измерений.
1. В норме пульс в покое должен находится в пределах 60 – 80 ударов в минуту. Пульс реже 60 ударов в минуту, т.е. брадикардия, может оцениваться различно. У тренированных спортсменов брадикардия свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Однако брадикардия может возникать при переутомлении или заболевании сердца.
Пульс более 80 ударов в минуту, т.е. тахикардия, в состоянии покоя оценивается отрицательно.
2. Ритмичным пульс считается в том случае, если количество ударов за 10 секунд не отличается более чем на 1 удар от предыдущего измерения. Значительные колебания числа сердечных сокращений за 10-секундные отрезки (например, 9, 12, 10, 8) свидетельствуют об аритмичности пульса.
3. Степень учащения пульса после нагрузки рассчитывается по формуле:
,
где Х – степень учащения пульса;
чсс1 – пульс за 10 секунд в покое;
чсс2 – пульс за 10 секунд после нагрузки.
Если степень учащения пульса в пределах 60 – 80%, то это нормальная реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку.
Если больше 80%, то это свидетельствует о неполноценности механизмов регуляции сердечно-сосудистой деятельности.
4. Восстановление работы сердечно-сосудистой системы
на 1-ой минуте – отлично (NORMA)
на 3-ей минуте – хорошо
на 5-ой минуте – удовлетворительно
на 10-ой минуте – неудовлетворительно.
Оформление результатов работы.
Ф.И._____________________ класс__________школа__________
Лабораторная работа “Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы”.
Оборудование: секундомер.
Дата ________________
Ход работы
Покой | Нагрузка |
|||
чсс1 (сидя) 10 секунд |
чсс2 (после нагрузки) | чсс3 (в конце 1-ой минуты) | чсс4 (на 3-ей минуте) | чсс5 (на 5-ой минуте) |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
среднее |
Степень учащения пульса:
Х = (______ - _______) / _______ * 100% = ________ %.
Вывод: Мой пульс составляет _______ ударов в минуту. (Это нормальный результат, тахикардия, брадикардия). Пульс у меня (ритмичный, аритмичный). Степень учащения пульса составляет ________%, что свидетельствует о (нормальной реакции на нагрузку, неполноценности механизмов регуляции сердечно-сосудистой деятельности, наличии резервных сил сердечно-сосудистой системы). Восстановление работы сердца произошло на _______ минуте – это (отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный) результат. (Нужное подчеркнуть).
ТЕМА УРОКА: “Заболевания органов кровообращения, их профилактика. Оказание первой помощи при кровотечениях”.
Цели урока:
- Обосновать, что здоровая кровеносная система – это здоровый организм.
- Развивать умения практического применения полученных знаний для решения проблемных задач и ситуаций.
Задачи урока:
- Познакомить с типами кровотечений и способами их остановки.
- Знать правила наложения резинового жгута.
- Уметь его накладывать.
- Познакомить с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, способами оказания первой помощи при остановке сердца, инфаркте миокарда, приступе стенокардии.
Ход урока
1. Организационный момент (2 – 3 минуты).
Класс делится на 5 групп – это бригады спасателей, которые диспетчером (учителем) отправляются на вызовы для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
2. Основная часть (30 - 32 минуты).
А) 5 – 7 минут каждая группа обсуждает ситуацию, работает с учебником и готовит выступающего.
Б) 25 минут. Каждая группа рассказывает о том, как они оказывали помощь в конкретной ситуации, и демонстрирует практически (например, наложение жгута, непрямой массаж сердца).
3. Заключительная часть (5 минут).
Подведение итогов, выставление оценок, дом. задание.
Задания для бригад спасателей (вызовы).
1. У пострадавшего во время кашля выделяется алая кровь. В анамнезе – туберкулез. Укажите причину, поставьте диагноз и окажите первую помощь.
2. У больной (45 лет) отмечается резкая кинжальная боль за грудиной, которая отдает в левое плечо, левую лопатку. Боль длится несколько часов, валидол приступ не купирует. Больная бледная, на лбу холодный пот, она испытывает страх смерти. Дыхание учащенное. Установите диагноз и окажите первую помощь.
3. Дорожно-транспортное происшествие. Машина сбила пешехода. Он лежит на спине, правая рука неестественно подвернута, из раны на предплечье алая кровь “бьет фонтаном”. Поставьте диагноз и окажите первую помощь.
4. У мужчины 40 лет наблюдается боль в эпигастральной области, рвота “кофейной гущи”. В анамнезе: мужчина курит, злоупотребляет острой, жирной пищей, часто питается в ресторане “Макдональд-с”. Установите причину и диагноз, окажите первую помощь.
5. Женщина в ванной комнате сушила электрофеном волосы, розетка искрила. Потеряла сознание и упала. У нее отсутствует дыхание и пульс. Установите причину, окажите первую помощь.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.
1. У пострадавшего внутреннее легочное кровотечение. Причина – разрушение ткани легких и кровеносных сосудов малого круга кровообращения. Кровь алая, т.к. в легких идет газообмен, и кровь насыщается кислородом. Первая помощь: пострадавшего усадить. На грудную клетку холод, например, пузырь со льдом. Для облегчения кашля можно дать прохладное питье. Отправить в медицинское учреждение.
2. Диагноз – инфаркт миокарда (некроз сердечной мышцы). Причина – спазм сосудов сердца, вследствие этого нарушается кровообращение сердечной мышцы. Первая помощь: больного успокоить, обеспечить доступ свежего воздуха, срочно госпитализировать.
3. У пострадавшего в результате ДТП – открытый перелом костей предплечья с повреждением локтевой или лучевой артерии – артериальное кровотечение, т.к. кровь алая и бьет “фонтаном”. Первая помощь: наложить резиновый жгут выше раны (на плечо). Проверить правильность наложения, вложить записку с указанием времени наложения. На рану – стерильную повязку. Затем иммобилизировать руку при помощи шины с фиксацией лучезапястного, локтевого и плечевого суставов. Отправить пострадавшего в травматологическое отделение.
4. Диагноз: прободная язва желудка, желудочное кровотечение. Причина – нарушение принципов рационального питания, нездоровый образ жизни. Первая помощь: пострадавшего положить на бок и повернуть голову для уменьшения рвоты. На эпигастральную область холод (пузырь со льдом). Пить и есть не давать! Госпитализировать в хирургическое отделение.
5. Диагноз: поражение электрическим током из-за неисправности проводки или фена. Первая помощь: отключить ток на электрощите. Если это невозможно, то, используя изолирующие средства (сухая ткань, резиновый коврик, деревянная коробка, стул, швабра) оттащить пострадавшего от источника электрического тока. Провести сердечно-легочную реанимацию – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца (показать, как это делается, используя куклу). Госпитализировать.
ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ РЕЗИНОВОГО ЖГУТА.
1. При артериальном кровотечении жгут накладывается выше раны, т.к. кровь по артериям течет сверху вниз, а при венозном – ниже, т.к. кровь по венам течет снизу вверх.
2. Правильность наложения проверяется по следующим признакам: кровотечение прекращается, исчезает пульс, конечность бледнеет, а не синеет.
3. Под жгут необходимо положить записку с указанием времени наложения.
4. Летом жгут накладывают на 1 – 1,5 часа, а зимой – на 0,5 часа во избежание обморожений.
ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ.
Воздух, который мы выдыхаем, содержит 16% кислорода, так что его можно подавать в легкие пострадавшего. Как это делать – зависит от состояния пострадавшего:
- Если он перестал дышать, но есть пульс, сделайте 10 вдохов искусственного дыхания, вызовите помощь, затем продолжайте с очередностью 10 вдохов в минуту, пока потерпевший не начнет дышать сам или пока не прибудет помощь. После каждых 10 вдохов проверяйте пульс.
- Если дыхание и пульс остановились, прежде всего, вызовите помощь, а потом совмещайте искусственное дыхание с непрямым массажем сердца.
1. Когда пострадавший лежит на спине, прежде всего, удалите изо рта все, что попало туда и может мешать дыханию (включая осколки разбитых зубов).
2. Откройте дыхательные пути, запрокинув голову назад и подняв подбородок.
3. Сожмите нос указательным и большим пальцами, глубоко вдохните и плотно прижмите свои губы к губам пострадавшего.
4. Сильно вдохните в рот пострадавшего, пока не увидите, как поднялась грудная клетка.
5. Уберите свои губы, и пусть грудная клетка опустится.
6. Если грудная клетка не поднимется, то проверьте: запрокинута ли его голова назад, плотно ли вы прижали губы ко рту пострадавшего, плотно ли вы зажали ноздри, не заблокированы ли дыхательные пути рвотной массой, кровью или инородным телом.
7. Как делать искусственное дыхание “рот в нос”: рот пострадавшего закрыт, плотно обхватите губами его нос и дуйте. Откройте ему рот для выдоха. Продолжайте процедуру.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ. НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА.
Если пульс отсутствует – значит, сердце остановилось. Вам придется сделать искусственное кровообращение путем непрямого массажа сердца, что приведет к подаче крови в мозг. Чтобы воздух был насыщен кислородом, вам надо совмещать массаж и искусственное дыхание.
1. Пострадавший лежит на спине, на твердой поверхности. Склонитесь над ним и нащупайте пальцами нижние ребра. Найдите место, где реберные дуги сходятся. Средний палец положите на эту точку – мечевидный отросток, а указательный на грудную кость, которая находится чуть выше.
2. Положите ладонь другой руки на ребро и опускайте ее ниже до вашего указательного пальца. Это место, где вы будете надавливать на грудь.
3. Положите ладонь первой руки на вторую и соедините пальцы.
4. Склонившись над пострадавшим, выпрямив руки в локтях, надавливайте на грудь примерно, на 4 – 5 см. Потом ослабьте давление, не убирая рук.
5. Повторите надавливания с очередностью примерно 80 надавливаний в минуту. Совмещайте это с искусственным дыханием.
6. Как происходит массаж: надавливание на кости грудной клетки меняет давление в грудной полости, которое прогоняет кровь через сердце в ткани. Когда давление ослабевает, грудная клетка поднимается и новая кровь наполняет сердце. Потом она выходит из сердца во время следующего надавливания.
СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ.
Если пострадавший не имеет пульса и не дышит, вы должны совместить искусственное дыхание с непрямым массажем сердца. Перед тем, как начать проводить сердечно-легочную реанимацию в одиночку, вызовите помощь. Будет лучше, если вас будет двое. Вы должны продолжать делать реанимацию, пока не появится пульс, не придет помощь или пока вас не покинут силы.
ЕСЛИ ВЫ ОДИН:
1. Немедленно вызовите помощь.
2. Откройте дыхательные пути, запрокинув голову и подняв подбородок, и сделайте 2 вдоха искусственного дыхания.
3. Сделайте 15 нажимов непрямого массажа сердца.
4. Снова сделайте 2 вдоха искусственного дыхания.
5. Сделайте еще 15 нажимов.
6. Продолжайте делать по 2 вдоха и по 15 нажимов, пока не придет помощь.
7. Вряд ли вы сможете восстановить пульс до приезда помощи. Не прекращайте делать реанимацию, пока не поймете, что кровообращение восстановилось. Если пульс есть, проверьте – есть ли дыхание. После каждых 10 вдохов проверяйте наличие пульса и будьте готовы возобновить массаж, если пульс прекратится. Если пострадавший начал безболезненно дышать, поверните его в другую, наилучшую для него позу. Каждые 3 минуты проверяйте дыхание и пульс.
ЕСЛИ ВАС ДВОЕ:
1. Один должен вызвать срочно помощь, тогда как другой должен сразу же осуществлять сердечно-легочную реанимацию.
2. Затем, либо делайте по очереди то, что уже описано выше, либо один пусть делает массаж, а другой – искусственное дыхание после каждых 5 нажимов.
3. Посмотрите, поднялась ли грудная клетка, но не ждите, пока она полностью опустится, продолжайте делать непрямой массаж сердца.
4. На практике лучше, если вы с партнером будете по разные стороны от пострадавшего.
СЛОВАРЬ
Эпигастральная область – область желудка.
Анамнез – история жизни, болезни.