Основные понятия:
- Бесполое размножение
- Деление
- Почкование
- Спора
- Спорангии
- Вегетативное размножение
I. Актуализация знаний
Работа с терминами
- Нервная система
- Рефлекс
- Инстинкт
- Мозжечок
- Большие полушария
- Гормон
- Ростовые вещества
- Нервный импульс
- Надглоточный узел
- Безусловный рефлекс
- Самый крупный отдел головного мозга (на бегунке закрывается цифра 5)
- Врожденный комплекс определённых, особых для каждого вида реакций 3
- Регулирует работу всех органов 1
- Ответная реакция организма на раздражение, при участии нервной системы 2
- Рефлексы, передающиеся по наследству 10
- Регулируют жизнедеятельность растений 7
- Отдел заднего мозга, ответственный за координацию движений 4
- Волна возбуждения, которая распространяется по нерву 8
- Активные химические вещества 6
- Самый крупный нервный узел 9
Бегунок
1 | 6 |
2 | 7 |
3 | 8 |
4 | 9 |
5 | 10 |
Проверь свои знания:
Учебник "Биология. Живой организм" Н.Ч.Сонин 6 кл. стр. 121
Мотивация новой темы:
На зелёной лужайке,
На полянке в лесу,
В огороде на грядке
И на клумбе в саду:
Одуванчик лекарственный,
Клубника огромная,
Сирень пахучая,
Роза колючая,
Мать и мачеха раннецветущая,
Яблоня плоды дающая.
Собрались ненапрасно
Фотосинтез дающие
И заспорили меж собой,
Как им род продолжить свой?
Как растения, не имеющие органов передвижения, смогли распространиться по земному шару?
II. Объяснение и осмысление нового материала
Среди свойств присущих всем живым организмам – способность к размножению
С помощью текста учебника стр.122 составьте особенности бесполого размножения
- Участвует только один родительский организм
- Образуется два идентичных организма
- Происходит без образования половых клеток и последующего их слияния
Формы бесполого размножения
Деление | Почкование | Спорообразование |
1 Бактерии | 1 Грибы – дрожжи | 1 Многоклеточные водоросли |
2 Простейшие | 2 Гидра – животное | 2 Мхи |
3 Одноклеточные | 3 Растение – каланхое | 3 Папоротники |
Водоросли | 4 Высшие грибы | |
5 Животные |
- Чем спора отличается от семени?
- Где образуются споры?
- Какие органы растений называют вегетативными? (корень, побег)
Вегетативное размножение – увеличение числа особей данного вида растения с помощью вегетативных органов.
- Что произойдёт, если лист растения циперус поставить в воду? (Размножение листом)
- Почему древние греки называли пырей ползучий “огонь полей”? (Размножение корневищем)
- У мамы – дочки на шнурочке? (размножение усами земляники)
- Чем отличается размножение малины от размножения смородины, крыжовника? (Корневищем, черенками, отводками)
- Какой орган употребляем в пищу у картофеля? (Клубень)
Биологическое лото.
III. Закрепление.
а) Выполнение теста.
1. Вегетативным размножением называется:
- размножение с помощью семян;
- размножение с помощью вегетативных органов;
- размножение с помощью генеративных органов.
2. С помощью видоизмененных побегов-луковиц размножаются растения:
- тюльпан;
- нарцисс;
- редис.
Стеблевыми черенками размножаются:
- смородина;
- картофель;
- фиалка.
Крыжовник, черемуха, рябина размножаются:
- делением куста;
- листом;
- отводками.
5. Как можно размножать растение, если оно не
имеет подземных
побегов, клубней, корневищ, луковиц;
- стеблевыми черенками;
- корневыми черенками;
- корневыми отпрысками.
б) Работа с таблицей
Вегетативное размножение растений
Способы вегетативного размножения | Примеры растений |
1. Луковицы | 1. Лук, тюльпан, нарцисс |
2. Клубнелуковицы | 2. Гладиолусы |
3. Корневище | 3. Ирис, ландыш, мята |
4. Усы и столоны | 4. Земляника, хлорофитум |
5. Стеблевые клубни | 5. Картофель |
б. Корневой клубень | б. Георгины |
7. Листовые черенки | 7. Сенполия, сансевиерия |
8. Стеблевые черенки | 8. Традесканция, смородина |
9. Отводки | 9. Крыжовник |
10. Выводковые почки | 10. Бриофиллум |
IV. Практическая работа:
“Черенкование комнатных растений”
Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.
Оборудование: субстрат для укоренения черенков, рассадные ящики, цветочные горшки, стаканы с водой, ножницы, нож.
Ход работы
- Выберите растение.
- Выберите субстрат для укоренения черенков.
- Срежьте черешок ножом.
- Посадите черешки нижним концом в субстрат и полейте теплой водой.
V. Итог урока.
Домашнее задание: в рабочей тетради выполнить задания на стр. 35 – 36.