Урок биологии по теме "Испарение воды растениями". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Тема урока: "Испарение воды растениями".

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Образовательные:
    • узнать процесс испарения у растений, значение листопада в жизни растений.
    • научить делать выводы к опытам по “испарению”; пользоваться мобильной схемой “Фотосинтез, дыхание, испарение”.
  • Развивающие:
    • развивать наблюдательности, логического мышления.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к природе.

Этапы работы

Содержание материала

Методы

Формы организации учебно-познавательной деятельности

Средства обучения

ОУУН

Обратная связь, измерители

I. Актуализация и мотивация знаний – Какие процессы идут в растениях?
– Фотосинтез и дыхание.
– Как вы думаете, а есть ли еще процессы, идущие в растении? Какой это процесс?
– Испарение.
– А что мы должны знать о нем? А зачем мы так много должны знать о нем?
– Таким образом, тема нашего урока –   “Испарение”. Мы должны знать, что происходит при испарении; условия, необходимые для этого процесса
Репродуктивный Фронтальный опрос   Мотивировать свою деятельность Устные ответы учащихся
II. Повторение пройденного материала – Чтобы перейти к изучению “Испарения” надо выяснить, а хорошо ли мы знаем процессы фотосинтеза и дыхания.
Попробуйте найти ошибки в определении “Фотосинтез”, “Дыхание” и исправить их, никуда не подсматривая.
Затем сосед по парте проверит выполнение задания.

– Кто нашел все ошибки в задании? Кто сможет зачитать правильное определение “Фотосинтез”, “Дыхание”?

– Кто сможет на магнитной доске восстановить схемы “Фотосинтез”, “Дыхание” и дать им определение? (Cлабые ученики)

Репродуктивный Индивидуальный Карточки с ошибочными определениями

(см. Приложение 1)

Анализ, самоконтроль Составление схем, озвучивание определений
III. Изучение нового материала – Молодцы! Фотосинтез и дыхание мы знаем почти все хорошо. Сейчас мы сможем перейти к изучению темы “Испарение”, ответить на те вопросы, которые у нас появились в начале урока. Работать будем по группам. Каждая группа получит свое задание.

1-я  группа (сильные). Выводы по опытам “Испарение”

1. Что такое испарение?
2. Почему уменьшилось количество воды в пробирке с растением и водой?
3. Почему появились капельки на внутренних стенках колбы?
4. Как вы думаете, испарение происходит постоянно или в определенное время суток?

2-я группа (средние). Составьте схему “Условия, влияющие на испарение” Учебник с. 158-159

Для учащихся со средними способностями в помощь даётся заготовка схем:

3-я группа (слабые)

Составить план “Значение испарения”. Учебник с. 159-160

4-я группа (средние)

Составить план “Значение листопада”. Учебник с.160-161

Ответить на вопрос: “Почему не погибают голосеменные растения зимой? ”

Частично-поисковый,
репродуктивный
Групповая Опыты “Испарение” (учебник Пасечник. Биология 6 класс) Установление причинно-следств.связей; выделение главного; синтез, работа с учебником, сотрудничество. 1-я группа –  наличие выводов;

2-я группа –  наличиесхемы

3, 4-е группы –  наличие плана

IV. Кооперирование изученного материала 1-я группа: Озвучивание выводов, проведенных при наблюдении за опытами.

Испарение – переход воды из жидкого состояния в газообразное состояние.
Испарение происходит через устьица листьев и стеблей.
Вода поступает в лист растения через корень и стебель

2-я группа. Схема.

Вопросы к группе.

1. Если капуста испаряет 1 л. в сутки, то сколько надо 10 литровых ведер ей на 1 месяц (Ответ – 3 ведра)
2. Когда вы чаще будете поливать капусту, в пасмурную или солнечную погоду?

3-я группа: План “Значение испарения”.

1. Передвижение воды и веществ.
2. Предупреждение перегревания растений.

4-я группа: План “Значение листопада”.

1. Уменьшение испарения воды.
2. Удаление вредных, ненужных веществ.

Ответ на вопрос: “Голосеменные не погибают, т.к. они имеют восковой налет и небольшие листья”.

– Оцените свою работу по новому материалу.

Практически-дедуктивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

Групповая Опыты “Испарение”

 

 

 

 

Схема “Испарение”

Владение устной речью Выводы по опытам

 

 

 

 

Выводы по схеме, ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивание плана

V. Закрепление и проверка изученного материала – Что такое испарение? Кто может дать определение “Испарение”?
– Испарение – процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное.
– Кто может закончить схему “Фотосинтез, дыхание, испарение”?

Слабый ученик на магнитной доске дополняет процесс “Испарение”.

– Сейчас мы с вами узнаем, кто был внимателен на уроке? Для этого мы выполним небольшой тест.

Самопроверка теста по таблице ответов.

- Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!

Репродукивный Фронтальный, индивидуальный. Мобильн. схема процессов, карточки тестов, таблица ответов

(см. Приложение 2, Приложение 3)

обобщать, вникать в смысл заданий, сравнивать Ответы на тест
VI. Домашние задание Составьте кроссворд на тему “Фотосинтез, дыхание, испарение”. Частично-поисковый Индивидуальный Учебник Биология 6 класс Пасечник с.148-161 Выделять главное, обобщать, систематизировать знания Составленный кросссворд
VII. Рефлексия Каждый из вас по-разному работал на уроке, по-разному понял материал. Это можно отразить на карточке, отметив необходимый ответ.   Индивидуальный Карточки рефлексии

(см. Приложение   4)

Осуществлять самоконтроль, самооценку Заполнение карточек рефлексии

Приложение 1

Карточки для повторения

Биология 6 класс. Фотосинтез, дыхание.

Вариант 1.

Найдите ошибки.

Фотосинтез – процесс образования минеральных веществ из углекислого газа и воды с растворенными органическими веществами в хлоропластах, на свету с выделением углекислого газа.

Вариант 2.

Найдите ошибки.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из кислорода и воды с растворенными органическими веществами в вакуолях, на свету с выделением кислорода.

Вариант 3.

Найдите ошибки.

Дыхание у растений – процесс поглощения углекислого газа, выделения кислорода, идущий только в темноте.

Вариант 4.

Найдите ошибки.

Дыхание у растений – процесс поглощения кислорода, выделения углекислого газа ,идущий только на свету.

Приложение 2

Тест по теме “Испарение”

Биология 6 класс. Испарение.

Вариант 1.

Выберите правильный ответ.

1. Значение листопада:

а) удаление вредных веществ,
б) удаление вредных веществ и уменьшение испарения воды,
в) изменение листьев,
г) уменьшение испарения воды,

2. Всасывание воды происходит через:

а) зону всасывания коня,
б) зону проведения коня,
в) зону роста корня,
г) зону растяжения корня.

3. Испарение происходит:

а) только днём,
б) постоянно, но зависит от погодных условий,
в) только на свету,
г) только ночью.

Биология 6 класс. Испарение.

Вариант 2.

Выберите правильный ответ.

1. Значение испарения:

а) выделение кислорода,
б) передвижение минеральных веществ и охлаждение растения,
в) передвижение веществ по растению,
г) выделение углекислого газа.

2. Защита сосны от испарения воды зимой:

а) наличие воскового налёта на мелких листьях,
б) отсутствие устьиц,
в) наличие мелких листьев,
г) сбрасывание листьев.

3. Устьичная щель становится шире, если:

а) солнечная погода, мало влаги в почве
б) солнечная погода, достаточно влаги в почве
в) пасмурная погода, достаточно влаги в почве
г) пасмурная погода, мало влаги в почве

 Приложение 3

Таблица ответов на тест по теме “Испарение”

№ вопроса

1

2

3

Ответ

б

а

б

Приложение 4

Оценивание работы на уроке

Отметь по каждой шкале, то, что относится к тебе

1. Активность Активно работал Иногда отвлекался Совсем не работал
2. Доступность Все понял Не всё понятно Много не понял
3. Комфортность Понравился урок Не всё понравилось Не понравился урок
4. Оцениваю свою работу

5

4

3

Учебник В.В.Пасечник. Биология 6кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2000.