Тема урока: "Испарение воды растениями".
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- Образовательные:
- узнать процесс испарения у растений, значение листопада в жизни растений.
- научить делать выводы к опытам по “испарению”; пользоваться мобильной схемой “Фотосинтез, дыхание, испарение”.
- Развивающие:
- развивать наблюдательности, логического мышления.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы работы |
Содержание материала |
Методы |
Формы организации учебно-познавательной деятельности |
Средства обучения |
ОУУН |
Обратная связь, измерители |
I. Актуализация и мотивация знаний | – Какие процессы идут в растениях? – Фотосинтез и дыхание. – Как вы думаете, а есть ли еще процессы, идущие в растении? Какой это процесс? – Испарение. – А что мы должны знать о нем? А зачем мы так много должны знать о нем? – Таким образом, тема нашего урока – “Испарение”. Мы должны знать, что происходит при испарении; условия, необходимые для этого процесса |
Репродуктивный | Фронтальный опрос | Мотивировать свою деятельность | Устные ответы учащихся | |
II. Повторение пройденного материала | – Чтобы перейти к изучению
“Испарения” надо выяснить, а хорошо ли мы знаем
процессы фотосинтеза и дыхания. Попробуйте найти ошибки в определении “Фотосинтез”, “Дыхание” и исправить их, никуда не подсматривая. Затем сосед по парте проверит выполнение задания. – Кто нашел все ошибки в задании? Кто сможет зачитать правильное определение “Фотосинтез”, “Дыхание”? – Кто сможет на магнитной доске восстановить схемы “Фотосинтез”, “Дыхание” и дать им определение? (Cлабые ученики) |
Репродуктивный | Индивидуальный | Карточки с ошибочными определениями (см. Приложение 1) |
Анализ, самоконтроль | Составление схем, озвучивание определений |
III. Изучение нового материала | – Молодцы! Фотосинтез и дыхание мы
знаем почти все хорошо. Сейчас мы сможем перейти
к изучению темы “Испарение”, ответить на те
вопросы, которые у нас появились в начале урока.
Работать будем по группам. Каждая группа получит
свое задание. 1-я группа (сильные). Выводы по опытам “Испарение” 1. Что такое испарение? 2-я группа (средние). Составьте схему “Условия, влияющие на испарение” Учебник с. 158-159 Для учащихся со средними способностями в помощь даётся заготовка схем: 3-я группа (слабые) Составить план “Значение испарения”. Учебник с. 159-160 4-я группа (средние) Составить план “Значение листопада”. Учебник с.160-161 Ответить на вопрос: “Почему не погибают голосеменные растения зимой? ” |
Частично-поисковый, репродуктивный |
Групповая | Опыты “Испарение” (учебник Пасечник. Биология 6 класс) | Установление причинно-следств.связей; выделение главного; синтез, работа с учебником, сотрудничество. | 1-я группа – наличие выводов; 2-я группа – наличиесхемы 3, 4-е группы – наличие плана |
IV. Кооперирование изученного материала | 1-я группа: Озвучивание выводов,
проведенных при наблюдении за опытами. Испарение
– переход воды из жидкого состояния в
газообразное состояние. 2-я группа. Схема. Вопросы к группе. 1. Если капуста испаряет 1 л. в сутки, то сколько
надо 10 литровых ведер ей на 1 месяц (Ответ – 3
ведра) 3-я группа: План “Значение испарения”. 1. Передвижение воды и веществ. 4-я группа: План “Значение листопада”. 1. Уменьшение испарения воды. Ответ на вопрос: “Голосеменные не погибают, т.к. они имеют восковой налет и небольшие листья”. – Оцените свою работу по новому материалу. |
Практически-дедуктивный
Словесный |
Групповая | Опыты “Испарение”
Схема “Испарение” |
Владение устной речью | Выводы по опытам
Выводы по схеме, ответы на вопросы
Озвучивание плана |
V. Закрепление и проверка изученного материала | – Что такое испарение? Кто может дать
определение “Испарение”? – Испарение – процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. – Кто может закончить схему “Фотосинтез, дыхание, испарение”? Слабый ученик на магнитной доске дополняет процесс “Испарение”. – Сейчас мы с вами узнаем, кто был внимателен на уроке? Для этого мы выполним небольшой тест. Самопроверка теста по таблице ответов. - Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! |
Репродукивный | Фронтальный, индивидуальный. | Мобильн. схема процессов, карточки
тестов, таблица ответов (см. Приложение 2, Приложение 3) |
обобщать, вникать в смысл заданий, сравнивать | Ответы на тест |
VI. Домашние задание | Составьте кроссворд на тему “Фотосинтез, дыхание, испарение”. | Частично-поисковый | Индивидуальный | Учебник Биология 6 класс Пасечник с.148-161 | Выделять главное, обобщать, систематизировать знания | Составленный кросссворд |
VII. Рефлексия | Каждый из вас по-разному работал на уроке, по-разному понял материал. Это можно отразить на карточке, отметив необходимый ответ. | Индивидуальный | Карточки рефлексии (см. Приложение 4) |
Осуществлять самоконтроль, самооценку | Заполнение карточек рефлексии |
Приложение 1
Карточки для повторения
Биология 6 класс. Фотосинтез, дыхание.
Вариант 1.
Найдите ошибки.
Фотосинтез – процесс образования минеральных веществ из углекислого газа и воды с растворенными органическими веществами в хлоропластах, на свету с выделением углекислого газа.
Вариант 2.
Найдите ошибки.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из кислорода и воды с растворенными органическими веществами в вакуолях, на свету с выделением кислорода.
Вариант 3.
Найдите ошибки.
Дыхание у растений – процесс поглощения углекислого газа, выделения кислорода, идущий только в темноте.
Вариант 4.
Найдите ошибки.
Дыхание у растений – процесс поглощения кислорода, выделения углекислого газа ,идущий только на свету.
Приложение 2
Тест по теме “Испарение”
Биология 6 класс. Испарение. Вариант 1. Выберите правильный ответ. 1. Значение листопада:
2. Всасывание воды происходит через:
3. Испарение происходит:
|
Биология 6 класс. Испарение. Вариант 2. Выберите правильный ответ. 1. Значение испарения:
2. Защита сосны от испарения воды зимой:
3. Устьичная щель становится шире, если:
|
Приложение 3
Таблица ответов на тест по теме “Испарение”
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
Ответ |
б |
а |
б |
Приложение 4
Оценивание работы на уроке
Отметь по каждой шкале, то, что относится к тебе
1. Активность | Активно работал | Иногда отвлекался | Совсем не работал |
2. Доступность | Все понял | Не всё понятно | Много не понял |
3. Комфортность | Понравился урок | Не всё понравилось | Не понравился урок |
4. Оцениваю свою работу | 5 |
4 |
3 |
Учебник В.В.Пасечник. Биология 6кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2000.