“Многообразие животных”. Урок в 7 классе.
С 1999 года работаю по концентрической программе, созданной авторским коллективом в составе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина и др. В 7 классе по данной программе изучается курс “Животные”. Учащиеся получают представление о многообразии животных организмов и принципах их классификации.
В своей статье хочу предложить вариант проведения заключительного урока по теме “Многообразие животных”. На изучение данной темы отводится 34 часа.
Форма проведения: урок – состязание. При планировании урока учитывались возрастные особенности семиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности, стремление познать самого себя, сравнивать себя с другими сверстниками, выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому, яркому; желание включаться в познавательные игры, демонстрировать свое “Я”.
Урок “Многообразие животных”
Цель: повторить и систематизировать знания школьников о многообразии животных, их систематическом положении; продолжить формирование умения распознавать изученных животных; характеризовать их значение в природе; продолжить развитие интереса к процессу познания природы.
Ход урока.
Организационный момент.
- Постановка целей и задач.
- Объяснение правил игры.
Правила игры.
Право выбора первой клетки на игровом поле получает команда, ответившая первой на вопрос. Команда – победитель выбирает свой знак (+) или (0) после ответа на вопрос.
Каждая из девяти клеток игрового поля имеет название, соответствующее названию конкурса, в котором предстоит принять участие командам.
Команда, выигравшая данный конкурс, ставит в клетке свой знак (+) или (0). Право выбора следующего конкурса принадлежит команде, проигравшей предыдущий конкурс.
Победителем игры становится та команда, которой удастся выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали, диагонали) три своих знака. Если ни одной команде это не удастся, то победит та команда, у которой после розыгрыша всех девяти конкурсов будет больше знаков на игровом поле.
Игровое поле
“Дальше, дальше, дальше...” | Любовь с первого взгляда | Черный ящик |
Четвертый лишний | Защита проекта “Срочно выдана охранная грамота” | Видеозагадка |
Конкурс капитанов “Отгадай–ка !” | Обычное в необычном | Справочное бюро |
Основная часть урока.
- Визитка команд.
- Выбор знаков.
- Игра.
Вопрос:
С буквой “С” живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой “Ф” за красоту
Меня жар-птицей называют.
(Сазан – фазан)
Конкурс “Дальше, дальше, дальше...”
Выбор пакетов с вопросами. В течение 3 минут командам требуется ответить правильно на максимальное количество вопросов.
Первый пакет.
- Животное, у которого уши расположены на ногах (Кузнечик, на голени передней пары)
- Паук, который строит себе дом под водой из пузырьков воздуха (Паук – серебрянка)
- Рыба, которая вьет гнездо (Колюшка)
- Летучая мышь с большими ушами (Ушан)
- К самым крупным паукам относятся тропические пауки (Птицееды)
- Спутники акулы (Рыбы лоцманы и прилипалы)
- Для гидр, медуз и актиний характерна симметрия (радиальная или лучевая)
- Эвглена зеленая передвигается при помощи (жгутика)
- Какая рыбка разводится для борьбы с малярией (Гамбузия)
- Тело членистоногих покрыто (хитином)
- Какая рыба плавает быстрее всех других рыб (Меч-рыба, до 36 м\сек)
- Дождевой червь относится к классу (Кольчатые черви)
- Самая крупная из жаб (Жаба – ага)
- Личинка амбистомы (Аксолотль)
- Безногая ящерица (Желтопузик, веретеница)
- Слепни и оводы относятся к отряду (Двукрылых)
Второй пакет.
- Рыба из акуловых и инструмент кузнеца для ковки металла (Молот)
- Какой город носит название хищной птицы? (Орел)
- Аквариумная рыбка и оптический прибор для наблюдения небесных светил (Телескоп)
- Опасный морской хищник (Акула)
- Инфузория – туфелька передвигается при помощи (Ресничек)
- Оружием защиты и нападения у гидры служат клетки (Стрекательные)
- Бычий цепень относится к классу (Ленточные черви)
- Кожная складка, покрывающая тело моллюска (Мантия)
- Возбудителем чесотки является (Чесоточный клещ)
- В отличие от других паукообразных не кусают, а жалят (Скорпионы)
- Рыба, которая мечет наибольшее число икринок (Луна-рыба, 300млн икринок)
- Наука о насекомых (Энтомология)
- Муравьи относятся к отряду (Перепончатокрылые)
- Осевым скелетом у ланцетника является (Хорда)
- Раздел зоологии, изучающий рыб (Ихтиология)
- Самая крупная ящерица мировой фауны (Комодосский варан или Ора)
Конкурс “Любовь с первого взгляда”.
Капитаны выбирают карточки, раздают игрокам девочкам и мальчикам. Используются слова – “синонимы” (одинаковый смысл). Двойные названия животных, отгаданные участниками конкурса, помогут образовать пары.
Карточки:
1 команда | 2 команда |
Белый журавль – стерх | Снежный барс – ирбис |
Морская выдра – калан | Землеройка - бурозубка |
Синий кит – блювал | Сплюшка – сова |
Пантера – леопард | Кугуар – пума |
Конкурс “Черный ящик”.
В “черном ящике” находятся фотографии животных. Дается небольшая характеристика животного. Следует отгадать, какой зверек изображен на фотографии.
В “черном ящике” находится фотография полуводного зверька, которого К.Линней назвал “мускусным бобром”. Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20- 22 см, а хвоста – 18- 20 см. Высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали белье в комодах для придания ему приятного запаха.
- Какой зверек изображен на фотографии? Какими особенностями обладает хвост этого зверька?
Ответ: Выхухоль. Хвост выхухоли чешуйчатый, плоский и сжат с боков. У основания хвоста располагается крупная кожная железа, которая вырабатывает маслянистую жидкость с сильным мускусным запахом. Одна особь, если надавить на железу, выделяет 1 г секрета. Выхухоль секретом смачивает мех и метит территорию. В старину секрет использовали в парфюмерии, как закрепитель духов. ‹Рисунок 1›.
В “черном ящике” находится фотография самого “непотопляемого” сухопутного зверька, нашедшего отражение в “Гамлете” В.Шекспира. Встречается он в восточном Закавказье, в предгорных районах Средней Азии, США, Канаде, Африке и Индии. Проявляет активность ночью, днем спит. Питается это животное корой, ветками, корнями и плодами.
- Какое животное изображено на фотографии? Почему это сухопутное животное “непотопляемо”?
Ответ: Дикобраз. Длина тела животного 80- 100 см, вес около 13 кг. Тело покрыто многочисленными иголками. Длина иголок составляет 18 см. Каждая иголка имеет поперечную исчерченность: чередуются черные и белые полосы. Иголки внутри полые и заполнены воздухом. Они – своеобразный поплавок, который удерживает тело дикобраза на поверхности воды и делает его “ непотопляемым”. ‹Рисунок 2›.
Конкурс “Четвертый лишний”.
Предлагаются списки животных, сгруппированных по определенному признаку, но одно животное в каждом ряду не имеет этого признака и потому является лишним. Задача: определить, кто лишний в каждом ряду, и объяснить свой ответ.
1 команда | 2 команда |
малярийный плазмодий инфузория – бурсария циклоп лямблия |
сенокосец уховертка скорпион тарантул |
мокрица омар лангуст медведка |
жерлянка голец севрюга латимерия |
Защита проекта “Срочно выдана охранная грамота”.
Презентация своего проекта (не более 3- 4 минут). Творчество команды может быть в виде плаката, рисунка, слайда. Домашнее задание.
Конкурс “Видеозагадка”.
На экране изображены конечности позвоночных. Вопрос: Конечности каких позвоночных изображены на рисунке? ‹Рисунок 3›.
Ответ: 1 – тюлень (класс млекопитающих); 2 - кот (класс млекопитающих); 3 – крот (класс млекопитающих); 4 – ленивец (класс млекопитающих); 5 – поганка (класс птицы); 6 – квакша (класс земноводные); 7 – индийский слон (класс млекопитающих); 8 – африканский страус (класс птицы); 9 – верблюд (класс млекопитающих); 10 – болотная черепаха (класс пресмыкающиеся).
Конкурс капитанов “Отгадай–ка!”
Капитанам необходимо ответить на ряд вопросов.
Решите головоломку: каким словом одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных?
Ответ: Носорог.
Какая рыба из семейства акуловых имеет название древнего холодного оружия?
Ответ: Меч.
К названию какой русской реки надо прибавить впереди одну букву, чтобы получить название лесной птицы?
Ответ: Река Волга, птица иволга.
Какая из воробьинообразных зимующих птиц повисает на деревьях зимой вверх ногами и вниз спиной? Почему?
Ответ: Синицы. Зимой ветки сверху покрыты снегом, поэтому птицы добывают насекомых, их яйца и личинок снизу веток.
Какая корова сытнее живет: хвостатая или бесхвостая?
Ответ: Сытнее корова с хвостом, которым она отгоняет назойливых насекомых.
Кожа зайца тонкая и непрочная, бедна кровеносными сосудами. Почему?
Ответ: Такие особенности кожи зайца имеют приспособительное значение. Хищник, схватывая зайца за кожу, легко вырывает из нее кусок и упускает самого зверька. Ранка почти не кровоточит и быстро заживает.
Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон (Про змей, когда они линяют)
Этот маленький, черный с красными точками на брюшке, паук крайне ядовит. Его название переводится на русский язык как “черная смерть”. (Каракурт)
Конкурс “Обычное в необычном”.
Для каждой команды предлагается на экране изображение фантастического животного. Задание: определить из каких частей каких животных оно составлено?
На экране появилось изображение фантастического животного. Из каких частей каких насекомых оно составлено?
Ответ. Фантастическое насекомое: голова мухи, усики жука- навозника, хоботок бабочки, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья бабочки махаона
На экране появилось изображение фантастического животного. Из частей каких зверей оно составлено?
Ответ. Фантастическое млекопитающее: голова оленя, шея жирафа, тело тигра, ноги ламы, хвост лошади.
Конкурс “Справочное бюро”.
Работа с сигнальными карточками “Красный – зеленый”. Задание на “правильное суждение”. Участники игры поднимают зеленую карточку, если суждение верно, красную – неверное суждение.
Переносчиком сонной болезни является муха Цеце.
Крестовичок - самая крупная медуза (диаметр зонтика до 2м, а длина щупалец до 10- 15 м).
Печеночный сосальщик относится к типу Кольчатые черви.
Явление восстановления утраченных частей тела у животных называется регенерацией.
Каракатица относится к классу двустворчатых моллюсков.
Острица ведет свободный образ жизни.
Планарии относятся к классу ракообразных.
У китовой акулы отсутствует плавательный пузырь.
Наука, изучающая амфибий и рептилий, называется герпетологией.
Дрофа не обладает способностью к полету.
Крупнейшими змеями мировой фауны являются анаконда и сетчатый питон.
Моли относятся к отряду Чешуекрылые.
Правильные суждения: 1, 4, 8, 9, 11, 12.
Заключение.
Завершая урок, учащиеся и учитель оценивают работу команд.
Происходит подведение результатов состязания.
Литература.
- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1988.
- Резанов А.Г. Зоология. Тесты. - М.: Издат - Школа, 1998.
- Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.- Тула: Родничок, 1999.
- Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах.- М.: Просвещение, 1996.
- Игорь Акимушкин. Причуды природы.- М.: Мысль, 1981.
- Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. М.: Просвещение, 1973.