Цели и задачи и урока
Дидактические:
- сформировать у учащихся умение обобщать знания о многообразии царства цветов;
- подводить итог по окончанию изученного раздела.
Воспитательные:
- расширить кругозор учащихся;
- сформировать способности к совместной умственной деятельности.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы учащихся.
Оборудование:
- магнитная доска с двумя полушариями зеленого цвета, на которых будут крепиться цветы по количеству полученных баллов каждой командой,
- красочная вывеска “Да здравствует растение!”,
- выставка книг о растениях,
- яркие плакаты, подготовленные учащимися к уроку,
- на столах в вазах находятся овощи, плоды, листья, цветы,
- гербарии растений,
- ребусы <Приложение 1>
- музыкальное сопровождение,
- на доске – “Цветик-семицветик” - цветок с лепестками семи цветов.
Домашнее задание:
- подготовить загадки о растениях,
- повторить сказки, в которых упоминаются растения <Приложение 2>.
Класс делится на две команды. Жюри выбирается из учащихся.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Предисловием к нашему уроку послужит отрывок
из сказки. Послушайте внимательно: “… с этими
словами старушка сорвала с грядки и подала
девочке Жене очень красивый цветок вроде
ромашки. У него было семь прозрачных лепестков
каждый другого цвета…”.
Наш сегодняшний урок носит название “Цветик-семицветик”. Он посвящен окончанию изучения царства растений. Нас с вами пришла поприветствовать сама Королева Ботаника.
Королева Ботаника.
Здравствуйте, дорогие ребята! Приветствую всех собравшихся в этом зале. Сегодня эрудицион посвящен одному из самых удивительных и современных творений природы – цветам. Они заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем. Цветы… Сколь восторженных, трепетных строк сложили о них поэты! Сколько прекрасных, нестареющих полотен посвятили им художники! Цветы нужны людям и в праздники, и в будни. Они делают нашу жизнь радостней, пробуждают в человеке любовь к добру. Цветы – сама жизнь. Под Петербургом установлен монумент, названный цветком жизни в память о детях, погибших во время ленинградской блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на пятнадцатиметровом стебле, большими буквами написано: “Пусть всегда будет солнце!”
Цветы имеют свое значение, свой “язык”. Они могут рассказать об обычаях народа, о его культуре. Им принадлежит важная роль в улучшении окружающей человека среды. Снижают содержание углекислого газа в воздухе и обогащают его кислородом, повышают влажность, выделяют фитонциды, смягчают производственный шум, уменьшают запыленность, участвуют в процессах почвообразования, регуляции климата, служат биологической основой существования жизни на Земле. Оказывают благотворное эмоциональное воздействие.
Сколь бедны, оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Сколь мрачным и строгим, почти печальным, было бы все живое на Земле без них, и не мог бы, наверное, человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать и само сердце его осталось бы пустым и черствым, не ведающим подлинной красоты.
Учитель. Начинаем наш турнир. Перед нами лепестки “Цветика-семицветика”, которые скрывают задания. Условие турнира: кто побеждает в конкурсе, тот получает право открыть лепесток. Командам выставляются не просто баллы, а крепится цветок к зеленому полушарию. У кого ярче будет планета, тот побеждает. Первое задание – приветствие команд. Кто побеждает в этом конкурсе, получает право открыть первый лепесток.
Лепестки “Цветика – семицветика”.
Голубой – “Путешествие по стране Легумии”
Желтый – “Голосеменные растения”
Зеленый – “Культурные растения”
Фиолетовый – “Ребусы” <Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5>
Красный – “Загадки”
Оранжевый – “Сказки о растениях” - литературный конкурс
Синий – “Узнай растение”
Задания можно изменить, дополнить. Например, “Охраняемые растения”, “Растения РМЭ”, “Лекарственные растения”. В перерывах между конкурсами проводиться физкультминутка, связанная с темой урока “Жизненные формы растений”. Называются различные формы, если:
- травы – дети приседают,
- кустарники – встают,
- деревья – потягиваются вверх, руки подняты.
Учащимся приходится вспоминать внешний вид названных растений и их жизненную форму. Например:
сирень, | липа, | василек, | фиалка, | дуб, |
малина, | одуванчик, | подсолнечник, | лопух, | акация, |
эвкалипт, | крапива, | смородина, | сосна, | гречиха, |
редис, | капуста, | лук, | береза, | жасмин, |
ель, | клевер, | картошка, | колокольчик, | мак. |
Заключение.
Итоги подводит жюри, цветы располагаются на зеленом фоне полушарий. Дети само могут зрительно оценить свои успехи. Пока подводят итоги, можно продолжить игру, разгадывая загадки и ребусы.
В качестве награды выставляются оценки на последующих уроках, а сразу после игры раздаются всем конфеты с названиями: “Ромашка”, “Василек”, “Крыжовник”, “Лимонные”, “Красный мак” и т.д.
Игра завершается словами Королевы Ботаники:
Для того чтобы не оскудела и не меркла, а расцветала и крепла земная краса, необходимо не только любоваться цветами, знать их названия, систематическое положение, охранять их. Надо уметь их выращивать и ухаживать за растениями. Я надеюсь, что сегодняшняя игра поможет сберечь и приумножить волшебное царство Флоры – земной красы начало.
Голубой лепесток - “Путешествие по стране Легумии”
Здравствуйте! Приглашаю вас совершить путешествие в страну, которой на географической карте нет. И все же она существует. Иногда она огромная – глазами не охватить, иногда крохотная – такая, что уместиться на подоконнике. Страну называют Легумией. Это страна полной тишины. Когда ее жители болеют или хотят пить, помощи они просят беззвучно. Если вы позаботитесь о них, они в долгу не останутся: неблагодарных среди легумов нет. Но заботиться о них больше всего нужно весной и летом. Поздней осенью в Легумии почти никого не остается. Путешествовать по этой стране можно только пешком, и может так случиться, что левая нога у вас окажется на севере, а правая – в тропиках.
“Легум” в переводе с французского означает “овощ”, а страна Легумия, как вы уже догадались, - огород. Появилась Легумия очень давно, примерно 9-10 тыс. лет назад. Итак, в добрый путь для знакомства со страной Легумией.
1. Из всех овощных растений этот овощ имеет самые крупные и самые тяжелые семена. Человек начал возделывать его еще в каменном веке. Овощ холодостоек, влаголюбив. Сложно найти огород, где бы его не выращивали. (бобы)
2. Это растение возделывали с незапамятных времен. На Руси оно известно с XIX века. Растение однолетнее. Различают кустовые формы растения, полувьющиеся и вьющиеся. Семена – блестящие, лакированные, с разным рисунком, как речные камешки. В сыром виде не употребляются. Что это за растение? (фасоль)
3. Выросла травка, к пище приправка. Все ее пожитки – душистые нитки. (укроп)
4. Когда это овощное растение привезли в Европу, в каждой стране его называли по-своему:
- англичане – “потато”, | - голландцы – “аардантель” (“зеленое яблоко”) |
- итальянцы – “тартуфель” | - французы – “поль де терр” (“земляное яблоко”) |
- финны – “тарту” |
Как это растение называют у нас? (картофель)
5. Часто это растение называют “зеленой коровой”, т.к. из его семян делают молоко, простоквашу, творог и сыр, а также масло, заменители какао и шоколада. Назовите это растение. (соя)
6. Известный математик Древней Греции Пифагор писал, что она “представляет из себя овощ, который поддерживает бодрость духа и веселое спокойное настроение”. Родина этого растения – побережье Средиземного моря. Начали возделывать его еще в конце каменного века. В Россию оно попало в XVII веке. В Древней Греции считали, что растение обладает всеми известными на Земле “семью благами”: горячим, холодным, сухим, влажным, сладким, горьким, острым. В нашей стране под эту культуру отведено 30% площади, занимаемой всеми овощами. В Древнем Риме ее называли “капут”, что означает “голова”, а на греческом оно звучит как “брассо”, то есть “трещать”, “хрустеть”. Как это растение называем мы? (капуста белокочанная)
7. Листьями этого растения древние греки украшали комнаты в дни праздников. Они были использованы в качестве оккультных украшений капителей коринфских колонн. Венки из него получали победители на состязаниях. Дикая его форма произрастает на морском побережье Южной Европы. Оно блестящее, имеет сильный запах, с ним знакома каждая хозяйка. (лавр)
8. В средние века плоды этого растения ценились на вес золота. Им расплачивались вместо денег. В Европу его привозили из Индии, Явы, с Молуккских островов. Назовите это растение. (перец)
9. Этот овощ герой множества морских приключений. Из-за него океанский пароход “Днепр”, севший на рифы около пролива Босфор, был переломлен пополам. Виновником оказались семена растения, которыми были набиты трюмы парохода: вода, проникшая в трюмы, намочила груз. Семена стали разбухать все больше и больше. И железная арматура корабля не выдержала. Известна история, что это растение спасло ледокол “Седов”, который был “заперт” льдинами в северных морях. Ростки его спасли команду. Растение это холодостойкое. Семена его содержат много белка, крахмала, разнообразных витаминов. Недозрелые плоды очень любят дети. (горох)
10. Этот легум можно увидеть на рынках всех стран. У него вкусный и сладкий корнеплод оранжевого, красного, желтого и даже белого цвета. Легум богат витаминами, сахарами, минеральными солями и другими активными биологическими веществами. Особенно много в его корнеплодах каротина, из которого в организме человека и животных вырабатывается витамин А. Что это за растение? (морковь)
11. В Древнем Египте, а затем и в Древней Греции это растение является символом горя: венки из него надевали на голову в знак печали. Его ботаническое название – петрозелинум сативум ( от греческого “скала”, “камень”, т.к. его дикая форма произрастает на юге Европы в тенистых местах среди скал). У этого овощного растения все ценно: и корешок, и вершок, и семена, из которых приготавливают лекарство – аниол. Оно может заменить хинин тому, кого мучает малярия. Овощ – целая маленькая аптека. Растение холодостойкое. Назовите его. (петрушка)
12. Этот легум оберегает от простуды, гриппа. Листки этого растения носили воины на груди, веря, что они уберегут в бою от смерти. (лук)
Желтый лепесток – “Голосеменные растения”
К голосеменным растениям относится около 700 видов деревьев, кустарников, лиан. Они возникли около 400 млн. лет назад – в палеозойскую эру. Современные виды, несмотря на их небольшое число, распространены по всему земному шару, а в Северном полушарии образуют огромные массивы хвойных лесов. Голосеменные растения играют важную роль в хозяйственной деятельности человека. Многие из них – прекрасный строительный материал и топливо. Из хвойных изготавливают смолы, эфирные масла, лекарственные средства и многое другое. Используются они и как декоративные и полезащитные растения.
Самым древним видом деревьев, сохранившихся на Земле, является гинкго двулопастный, единственный современный вид класса гинкговых отдела голосеменных. Это растение появилось 250 млн. лет назад. С XII века гинкго выращивают в Японии, где оно было известно под названием “серебряный абрикос”.
Самым массивным деревом на Земле является секвойядендрон гигантский. Высота до 80 м, диаметр ствола – 20 м.
- В переводе с японского языка это растение называют “серебряный абрикос”. Его называют “живым памятником” древних голосеменных растений. Что это за растение? (гинкго)
- В народе она называется “степной малиной”, внешне она похожа на хвощ, а фармацевты из нее делают препарат “эфедрин”. Что это за растение? (эфедра)
- Какое голосеменное растение называют “виноградом хвойных лесов”? (можжевельник)
- Назовите самое музыкальное хвойное дерево. (ель)
- Это хвойное дерево произрастающее в Сибири, всем знакомо под названием “кедр”. Но такое название с ботанической точки зрения неправильно. Назовите правильное научное название этого растения. (сибирская кедровая сосна)
- Красивейшее декоративное дерево, изображенное на флаге Ливана. Имеет крону конусовидной формы. На укороченных побегах – пучки хвоинок. (кедр ливанский)
- Единственный вид этого рода деревьев произрастает на тихоокеанском побережье США в Калифорнии. Это огромные деревья высотой 100 м и более. Возраст некоторых достигает 2-3 тыс. лет. Хвоя голубовато-зеленая, плоская. Имеет ценную древесину красноватого цвета. (секвойя вечнозеленая)
- Какое голосеменное растение получило свое родовое название по имени индейского вождя племени чероки? (секвойя)
- Какое голосеменное растение произрастает в пустыне Намиб на юго-западе Африки, где дождь может не выпадать в течение ряда лет? (вельвичия)
- “Янтарь есть произведение царства растений”, - говорил М.В. Ломоносов. Что позволило великому ученому сделать такой вывод? Что вы знаете о янтаре?
- До сих пор в художественной и научно-популярной литературе можно встретить такие выражения: “корабельный лес”, “корабельная роща”. Какое растение при этом имеется в виду?
Зеленый лепесток – “Культурные растения”
- “Чистейшее из растений, один из самых лучших плодов земли” так характеризовал это травянистое растение один из древнеримских историков. В основе русского названия этого растения лежат два слова – греческое “Лион” и латинское “линум”. А как его называют по-русски? (лен)
- В XVII веке в Египте ее называли “турецкой пшеницей”. В Италии ее и сегодня зовут “гранотурко”. А на родине она известна под названием “маис”. Один из испанских конкистадоров, участвовавший в завоевательном походе в Мексику, писал: “На полях росли какие-то странные растения высотой больше метра. Казалось, они из чистого золота, а листья из серебра” Назовите растение , о котором идет речь. (кукуруза)
- Это растение само вошло в культуру, можно сказать “увязалось” за человеком. Оно росло вблизи жилищ человека. В прошлом место стоянки кочевых киргизов легко можно было определить по зарослям этого растения. Подкидывая в костер его стебли, кочевники сделали открытие, что дым его одурманивает. Позже люди научились из его семян делать масло, из стеблей – веревку. Волокна шли на изготовление полотна, из которого крестьяне шили рубашки. Отсюда выражение: “Вот, бедный, в посконной рубахе ходит”. Назовите это растение. (конопля)
- В одном из посланий испанский конкистадор Кортес писал своему королю: “Одной чашки этого ценного напитка достаточно, чтобы человек оставался бодрым в течение целого дня похода”. О каком растении идет речь? (какао)
- Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: “Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов”. (рис)
- Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: “…производил мед без помощи пчел”. Назовите это растение. (сахарный тростник)
- Назовите самую древнюю хлебную культуру. (пшеница)
Фиолетовый лепесток – “Ребусы” <Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5>
Красный лепесток – “Загадки”
Ягодка – не сладость, Зато глазу – радость, И лесам украшенье, И дроздам угощенье. (Рябина) |
Хороша трава – Красная голова: И медку подарит, И чайку заварит. (Иван-чай) |
Глазок золотой На солнце глядит: Как солнце нахмурится, Глазок прищурится. (Одуванчик) |
Вроде сосен, вроде елок А зимой без иголок. ( Лиственница) |
Платье потерялось – Пуговки остались. (Рябина) |
Стоит поп низок На нем сорок ризок. (Капуста) |
Пламенею без огня Снегирей спасаю И не редко про меня В песнях вспоминают. (Рябина) |
Засверкали под ногами Бусины ядреные: Хочешь - рви с кустов горстями, Хочешь – ешь моченые. (Брусника) |
Я порой чернее ночи, Неба синего, синей. Кто побольше съесть захочет – Разукраситься сильней. (Черника) |
Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) |
Мал – малочек В сыру землю зашел, Синю шапку нашел. (Лен) |
Красная девица, Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) |
На усах расту я тонких На болотах самых топких, И за кислым витамином Толпы лезут по трясинам. (Клюква) |
Колючки с крапивой – соседи, А я переполнена радостью: И люди спешат, и медведи Моей насладиться сладостью (Малина) |
Стоит древо, древо ханское, Платье шамаханское, Цветы ангельские, Когти дьявольские (Шиповник) |
Растет она вокруг, Она – и враг, и друг, Как иглы – волоски Покрыли все листки Сломи хоть волосок – И капнет едкий сок На кожу – хоть кричи! Ой-ой, волдыри… Но если дружишь с ней – Ты многих здоровей: В ней витаминов – клад. (Крапива) |
Скатерть кругла, как снег бела Зубцы вокруг, шита без рук, А на скатерти-то – каравай золотой. (Ромашка) Круглая,
а не месяц, Золотист он и усат, |
Стоит дуб вялый, На нем сидит черт-дьявол. Кто ни пойдет, Так не отойдет. (Репей) Снесли птички, |
Пришла панья В красном сарафане. Как стали раздевать – Давай плакать да рыдать. (Луковица) Весной
цвету, |
Я черная, красная, белая, Я всем хороша, когда спелая, И листьев узором нарядным Равняюсь с листом виноградным. (Смородина) Я
к родной земле приникла |
Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. (Капуста) Много рук, одна нога. (Дерево) Вокруг тына |
Оранжевый лепесток – “Сказки о растениях” - литературный конкурс.
- Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок? (Данила – мастер, персонаж П. Бажова)
- В каком произведении герои летели на воздушном шаре в цветочный город? (Н.Носов “Незнайка и его друзья”)
- “… и вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок, цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать…”. Как назывался цветок? Кто автор произведения? ( А. Аксаков. “Аленький цветочек”)
- От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан? (Огненный цветок. Р. Киплинг “Маугли”)
- Кто и где описал “зеркальные цветы”? (К. Булычев “Путешествие Алисы, или Тайна третьей планеты”)
- Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)
- Какой известный писатель заставил цвести подснежники в феврале? (С.Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”)
- В каком балете П.И. Чайковского цветы танцуют вальс? (“Щелкунчик”)
- “…Тут цвели все цветы, какие только растут на Земле, - и весенние, и летние, и осенние. Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрей и красивей этого цветника. Герда прыгала от радости, играя среди цветов…”. Назовите автора и название произведения. Каких цветов не было в саду и почему? (Г.Х. Андерсен. “Снежная королева”, живых цветов)
- “…посадила женщина ячменное зернышко в цветочный горшок, и тут же из него вырос большой чудесный цветок…”. Назовите автора и название произведения. Какой это был цветок? Какого он был цвета? На лист какого растения жаба поставила скорлупку с девочкой? (Г.Х. Андерсен. “Дюймовочка”, тюльпан, кувшинка).
- Какие цветы стали символом массового кровопролития в средневековой Англии? (Война Алой и Белой роз)
- В гербе какого государства можно увидеть цветок – хризантема? (Япония)
- Какой цветок является символом Шотландии? (Чертополох)
Дополнительный материал, подготовленный учащимися к уроку <Приложение 6>