Цели:
- Интеграция учебных предметов
- Развитие у учащихся познавательного интереса к предметам: физики, химии, биологии, географии.
- Формирование навыков коллективной познавательной деятельности.
- Создание положительного эмоционального фона учебных предметов.
Подготовительный момент
Участники: 11–а класс, 10–а класс, 8–а класс, 7–г класс.
Время проведения 28 апреля
Место проведения: кабинет физики
Ход игры
Название конкурса | время | Ответственные за конкурс | Общее время |
1. Разминка | 2 +2, | Учитель физики | 4, |
2.Конкурс знатоков | 10, | Все!!! | 10, |
3.Песенно -литературный | 2, +2, | Учитель биологии | 4, |
4. Найди лишнее | 2,, | Учитель физики | 2/ |
5 Картография | 2,, | Учитель географии | 2/ |
6. Опытный | 10/ | Учитель химии | 10/ |
Итоги: | 2, | Учитель физики | 2,, |
Всего 34/
Если останется время: конкурс для всех - надувание мыльных пузырей.
Оформление:
- Магнитная доска
- плакат: “Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья!”
- таблица балов:
предмет | баллы | |||
1 тур | 2 тур | 3 тур | 4 тур | |
Физика | 1 | 2 | 3 | 4 |
Химия | 1 | 2 | 3 | 4 |
биология | 1 | 2 | 3 | 4 |
География | 1 | 2 | 3 | 4 |
Приборы:
- контурные карты мира –ксерокопии - 2 шт;
- песочные часы;
- 2 стакана;
- 2 альбомных листа;
- вода;
- соль;
- 2 динамометра;
- 2 цилиндра;
- карточки “Найди лишнее” -раздаточный материал.
Введение
Посмотрите вокруг себя. Нас окружает сложный и большой мир. Это дома и улицы, люди и растения, реки и леса, а также солнце, воздух и вода.
И сегодня на нашем уроке мы будем рассматривать солнце, воздух и воду с позиции 4 –х предметов: биологии, географии, физики и химии.
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру среди 11–а, 10–а, 8–а и 7 г классов. Вам надо разделиться на 2 команды. Придумать название командам. Предлагаем вам участие в 6 конкурсах.
Команды получат одинаковое количество заданий. Правильный ответ -1 балл команде.
Разминка.
1в. (примерные вопросы)
- Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год. (муссон)
- Содержат ли кости человека воду? (да, 20%)
- Полезно ли пить абсолютно чистую воду (дистиллированную)? (нет)
- Какова основная причина образования волн? (ветер)
- Почему закаливание полезно для здоровья? (укрепляет сосуды)
- Что является двойной силой круговорота воды в природе? (солнце)
- Процесс перехода воды из жидкого состояния в твердое. (кристаллизация)
- Часть океана, впадающая в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном. (залив)
- Почему лекарства запивают водой? (чтобы лучше растворились)
- Процесс перехода воды из твердого состояния в жидкое называется… (плавление)
- Простейшее химическое соединение водорода с кислородом. ( вода)
- Перемещение воды в горизонтальном направлении. (течение)
- Химический элемент в переводе с латинского “Рождающий воду”. ( водород)
- Газовая оболочка окружающая Землю. (атмосфера)
- Какая страна живет на привозной воде? (Алжир)
- Поток воды, текущий в выработанном им углублении. (река)
- Где содержится основное количество воды? (в океанах, 97, 6%)
- Как называется вода, образуемая в организме вследствие окисления жиров? (метаболическая)
- Где находится хранилище пресной воды на нашей планете? (в льдинах)
- Скопление воды в природном углублении на суше. (озеро)
- Процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное. (парообразование)
Разминка
2 вариант
- Какое море Мирового океана самое соленое? (мертвое)
- Почему человек умеющий плавать тонет в холодной воде? (переохлаждение)
- Химический элемент (в переводе с греческого “Безжизненный”. (азот)
- Содержание в воздухе водяного пара. (влажность)
- Местность, с которой река со своими притоками собирает воду. (бассейн)
- Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (испарение)
- Смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли. (воздух)
- Закон, согласно которому, на всякое тело, погруженное в жидкости, действует со стороны этой жидкости (газа) выталкивающая сила. (Закон Архимеда)
- Где на поверхности океана самая высокая температура воды? (в области экватора)
- Где в медицине применяют воду? (бассейны, ванны, закаливания)
- Процесс перехода воды из парообразного состояния в жидкое. (конденсация)
- Приборы, применяемые для очистки воды от нерастворимых примесей. (фильтры)
- Что является главной причиной образования цунами? (подводное землятресение)
- Беспорядорядочное движение малых частиц, взвешенных в жидкости или газа (броуновское движение)
- Состояние одного и того же вещества в различных интервалах температуры и давления существенно различающиеся по физическим свойствам. (агрегатные)
- Переход вещества из газообразного состояния в жидкое. (конденсации)
- Количество граммов веществ, растворяющихся в 1л. Воды. (соленость)
- Как называется часть земной атмосферы населенной живыми существами? (биосфера)
- Процесс парообразования в жидкости, включающий рождение пузырьков пара, их рост и движение. (кипение)
- В наших единицах измеряют соленость. (промиля)
Дополнительные вопросы к разминке
- Процесс, в результате которого получается вода. (очистка)
- Внешнее условие, от которого зависит растворение газов в воде. (давление)
- Область деятельности человека, требующая большого количества воды. (техника)
- Вещество, дезинфицирующее воду. (озон)
- Способ подготовки твердых веществ к растворению в воде. (измельчение)
- Метод очистки воды. (дистилляция)
- Прибор для измерения плотности жидкостей. (ареометр)
- Вещество в конденсированном состоянии, промежуточном между твердым и газообразным. (жидкость)
- Способность человека воспринимать свет от разных предметов в виде особых ощущений яркости, цвета и формы, позволяющих на расстоянии получать разнообразную информацию об окружающей действительности (зрение).
- Картина, получающаяся при прохождении через оптическую систему лучей, распространяющихся от рассматриваемого объекта (изображение)
- Простейшее оптическое приспособление, позволяющее получать изображение предмета ( в переводе с латинского “темная комната”)
- Характеристика различия в освещенности разных частей объекта.
- Небольшой объем жидкости, ограниченный в состоянии равновесия поверхностью вращения (капля)
- Вакуум (в простонародье) (пустота)
II Конкурс знатоков.
Каждая команда должна ответить на 4 вопроса по четырем учебным предметам. Участникам дано право выбора, с какого вопроса и какой дисциплины начать ответ. После выбора вопроса, учителем–предметником задается вопрос (а в это время с магнитной доски снимается номер вопроса)
Химия.
- Что значит: Живая и мертвая вода? (Ответ: Вода имеет изотопы: дейтерий и тритий тяжелые –это мертвая вода, а протий –легкая)
- Почему водомерки не тонут в воде. Ответ: поверхностное натяжение воды
- Крупным резервуаром пресной воды являются болота. По некоторым оценкам в болотах содержится воды столько же, сколько и в озерах. Существует широко распространенное мнение, что болотная вода не пригодна для питья. Ее часто называют “Гнило”, видимо из-за цвета. Однако исторические записи свидетельствуют о том, что в далеком прошлом болотной водой заправляли корабли, отправляющиеся в далекие плавания. Такая вода долго сохраняла свои питьевые качества. Почему? Ответ: Причиной служили содержащиеся в ней фенолы, которые играли стерилизующую роль. Сам фенол (карболовая кислота широко используют в медицине как антисептическое средство).
- Что такое “синий уголь” (энергия приливов и отливов)
Физика.
1.(русская сказка) Девушка сидит под елью,
дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит,
невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки
на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той
ели, под которой девица сидит, и сверху ее
спрашивает:
-“Тепло ли тебе, девица?
-Тепло, Морозушко, тепло, батюшка”.
Вопрос: Почему от мороза ель трещит?
Ответ: Вода в волокнах дерева замерзает,
превращаясь в лед, и он разрывает волокна,
слышится звук.
2.Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с
улицы. Сквозь замершие окна был виден лишь край
дороги. “Хозяйка квартиры ленивая”, -подумал он.
Почему он сделал этот вывод?
Ответ: Окна в квартире хозяйки замерзли. Значит, в
пространство между рамами проник из комнаты
теплый воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом,
замерз на нем. Следовательно, окна плохо
утеплены.
3. Человек, который искал бессмертие
(итальянская сказка).
“И тут Грантеста увидел что-то, что показалось
ему страшнее бури. К долине приближалось
чудовище, летевшее быстрее, чем луч света. У него
были кожистые крылья, бородавчатый мягкий живот
и огромная пасть с торчащими зубами”.
Вопрос: Что неверно с точки зрения физики в этом
отрывке?
Ответ: В природе нет скоростей, превышающих
скорость света.
4.По телевизору показывали фильм, и Шерлок Холмс
с любопытством поглядывал на экран. Там на
тонущем корабле капитан приказал положить
сверток с золотом в бочку, закрыть ее и сбросить в
море, так как шлюпка была переполнена людьми и
около нее толпились не поместившиеся пассажиры.
“А зря, -сказал Холмс, -я бы переплавил на берег с
этой бочкой по крайней мере еще одного
человека”.
Вопрос: Почему он так сказал?
Ответ: Благодаря своему значительному объему,
бочка обладает большой подъемной силой,
превышающей вес свертка с золотом.
География
1.Земля в космическом пространстве
сталкивается с большим количеством мелких
космических тел.
Вопрос: Почему они не падают на земную
поверхность?
2. Объясните выражение: Атмосфера – броня
памяти.
Если поверхность человеческого тела около 1, 5м2
, то на каждого из нас давление воздуха -15т,
такое давление способно раздавить все живое.
Вопрос: Почему же мы его не ощущаем?
3. Инспектор Варенников расследовал дело о
нападении в нескольких км от берега моря. На
допросе один из подозреваемых, разъясняя свое
алиби, утверждал, что в момент преступления гулял
по набережной моря и затратил почти час, пытаясь
достать из воды унесенную легким ветерком с его
головы шляпу, которую отгоняло все дальше и
дальше от берега.
Вопрос: Почему приведенный рассказ заставил
усомниться в алиби подозреваемого?
4. На о. Барсакельмсс (пойдешь –не вернешься) на
Аральском море можно наблюдать такое явление:
гонимые ветром облака при подходе к острову
разделяются на две части и обтекают его. Над
морем идет дождь, а в районе острова сияет солнце.
Вопрос: В чем причина этого явления (над островом
воздух очень прогревается, нет рек и озер. Мощные
потоки горячего воздуха поднимаются вверх).
III.Песенно –литературный конкурс.
Команды поочередно поют или декламируют строчки из песен, либостихов, где говорится о солнце, воздухе, воде.
Например:
-Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,
он летит себе в волнах на раздутых парусах…
IV. Конкурс –найди лишнее.
Из предложенных цепочек найди лишнее.
- Теплопроводность, конвекция, излучение, теплоемкость
- Динамометр, манометр, тонометр, барометр
- N2, O2, H2, C2
- Моль, тушканчик, верблюд, американская кенгуровая, крыса
- Океанические течения: Гольфстрим, Канарское, Калифорнийское, Перуанское
- Биосфера, гидросфера, атмосфера, антропосфера
Ответы:
- виды теплопередачи (теплоемкость –нет)
- приборы измеряющие давление (динамометр –прибор для измерения силы)
- газы ( углерод –нет)
- животные не пьют воду ( верблюд –пьет)
- сферы, где живут растения и животные (антропосфера –живут люди)
- океанические течения (Гольфстрим –теплое)
V. Конкурс –опытный.
- Доказать, что существует атмосферное давление.
- Доказать, что плотность соленой воды больше.
- Доказать, что вес тела в воде уменьшается.
- Доказать, что существует поверхностное натяжение воды.
- Очистить соль от песка.
VI. Конкурс –картографии.
Задание по контурным картам: На контурной карте как можно больше подписать объектов гидросферы.