Задачи урока:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении Земли,
- Развитие познавательного интереса к предмету,
- Развитие коммуникативных навыков,
- Развитие логического и образного мышления.
Оборудование:
- Физическая карта полушарий,
- Таблица “строение Земли”,
- Карточки для 3 этапа урока.
Ход урока
Учитель:
Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме “Земля”. Мы с вами многое узнали о нашей планете, многому научились, многому удивились. Сегодня придется удивиться еще. Ведь урок сегодня не обычный, а ваш любимый – сказочный. Вы готовы к путешествию в сказку? Готовы?! Сказка начинается. Но сказка не обычная, а хитрая. В ней спрятаны для вас приятные сюрпризы. Будьте внимательны, не пропустите их!
Часть первая: сказка “Три сестрицы”
Три сестрицы вечерком собрались на бал втроем.
Одевались, наряжались, и случайно…разругались.
Не могли никак решить: кто важнее. Как тут быть?Вы, ребята, спор решите
И сестричек помирите.
Угадайте - кто они, все ль они во всем правы?
“Я, - промолвила одна, - и изящна, и легка,
И прозрачна, и светла, и сильна, и шаловлива,
И по-своему красива.
Только если рассержусь – вмиг с врагами разберусь!
Ветром их я закручу, смерчем в поле заверчу!
Я на свете всех смелее, всех прекрасней и сильнее!”“Я - могуча и сильна, хоть и мокрая слегка.
Вы меня везде найдете: и в колодце, и в болоте,
И в морях, и в ледниках, есть и в каждом я из вас.
Всем нужна, - и вам, ребята. Что, загадка сложновата?
Я, конечно, всех важнее, всех прекрасней и сильнее!”“Я из всех всему основа. Я тверда, и я сурова.
Я местами горяча, и подвижна и сильна.
Я неровная местами, очень я дружу с корнями -
Без меня им негде жить. Словом, можно нам дружить.
Я на свете всех сильнее, всех прекрасней и важнее!”Как зовут сестриц, узнай-ка,
Хитрость сказки разгадай-ка!
Учитель: Вот такая необычная сказка. Узнали ли вы, ребята, о каких сестрицах идет речь?
Сейчас я еще раз сказку прочитаю, а вы постарайтесь узнать, как же зовут этих сестриц .
Свое мнение аргументируйте - почему вы так считаете.
(Три сестрицы – Атмосфера, Гидросфера и Литосфера)
Часть вторая: “Как сестричек примирить”
Учитель: Что ж, имена сестриц вы угадали. Молодцы! Теперь придется потрудиться, чтобы их примирить. Сначала сделаем вот что. Сестрицы ведь на бал собрались? В старину, когда на самом деле балы бывали, на них собирались самые знатные люди – короли и королевичи, принцы и принцессы, вельможи и их приближенные, то есть подданные. Представим себе, что наши три сестрицы из сказки - это три принцессы и у них, конечно, есть подданные. Я вам сейчас прочитаю различные знакомые вам слова, а вы постарайтесь правильно распределить их между сестрицами - угадать кто чей подданный. Запишите в тетрадях имена сестриц в строчку, а под ними столбиками запишите выбранные вами слова. Если вы правильно выполните это задание, то сестрицы, глядишь, и помирятся, а вы можете получить хорошую отметку.
Слова: Почва, ветер, Мировой океан, рельеф, озоновый слой, ледники, землетрясения, болота, горные породы, погода.
(критерии оценок:
“5” - 0-1 ошибка,
“4”- 2-3 ошибки,
“3”-4 ошибки,
“2”- более 4 ошибок.
Часть третья: “Начинаем пышный бал”
Учитель: Надеюсь, наши сестрички помирились, значит, сказку можно продолжать.
Начинаем пышный бал,
Разноцветный карнавал!
Быстро в пары разберитесь,
В модном танце закружитесь!
Только – что за ерунда -
Пар не видно, вот беда!
Сейчас мы попробуем пары для танцев составить. Я раздаю вам сейчас разноцветные карточки – кому зеленые, кому – синие. На карточках написаны слова: у кого-то- термины, а у кого-то их определения. Каждому из вас нужно найти в классе свою пару, чтобы вместе получились термин и его определение. Например, у одного из пары на карточке написано “атмосфера”, а у другого – “воздушная оболочка Земли”. Вы можете спокойно ходить по классу в поисках своей пары. Подсказка: в паре должны оказаться карточки разных цветов одна – синяя, другая зеленая. Пары, нашедшие друг друга выходят к доске и встают рядом друг с другом.
Задания на карточках:
Синие карточки: | Зеленые карточки: |
Атмосфера | Воздушная оболочка Земли |
Погода | Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данном месте |
Климат | многолетний режим погоды |
Гидросфера | водная оболочка Земли |
Рельеф | неровности земной коры |
Земная кора | твердая оболочка Земли |
Материк | большой участок суши, со всех сторон окруженный водой |
Часть света | материк с прилегающими к нему островами |
Евразия | самый большой материк |
Австралия | самый маленький и сухой материк |
Антарктида | самый холодный материк |
Южная Америка | самый влажный материк |
Африка | самый жаркий материк |
Северная Америка | материк, на котором находятся горы Кордильеры |
Айсберг | плавающая ледяная гора |
По окончании работы все ребята выстраиваются около доски. Все по очереди читают тексты, написанные на карточках – так проверяется правильность образования пар.
Часть четвертая: “Финал”
Учитель: Урок подходит к концу, мы сегодня хорошо поиграли, вспомнили, что изучали по теме “Земля”. Пришло время подвести итог нашей работе. Еще раз посмотрите на свои карточки. Переверните их обратной стороной к себе. Посмотрите, там стоят разные цифры от 1 до 30, и еще там написаны какие-то слова. Вам нужно встать по порядку номеров и постараться прочитать, какие итоговые предложения у нас получатся.
(Чтобы ребята не спутали “лицевую” и “тыльную” сторону карточек лучше использовать одностроннюю цветную бумагу или картон)
Итоговые предложения
(написаны на “тыльной” стороне карточек)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Земля – это единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. | ||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |||
Жизнь возможна благодаря следующим особенностям Земли: расстоянию от Солнца, | ||||||||||
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
наличию атмосферы, воды, почвы, скорости вращения вокруг своей оси. Землю надо | ||||||||||
30 | ||||||||||
беречь! |