Обобщающий урок природоведения по теме "Земля" (программа А.А. Плешакова и Н.И. Сонина). 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Задачи урока:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении Земли,
  • Развитие познавательного интереса к предмету,
  • Развитие коммуникативных навыков,
  • Развитие логического и образного мышления.

Оборудование:

  • Физическая карта полушарий,
  • Таблица “строение Земли”,
  • Карточки для 3 этапа урока.

Ход урока

Учитель:

Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме “Земля”. Мы с вами многое узнали о нашей планете, многому научились, многому удивились. Сегодня придется удивиться еще. Ведь урок сегодня не обычный, а ваш любимый – сказочный. Вы готовы к путешествию в сказку? Готовы?! Сказка начинается. Но сказка не обычная, а хитрая. В ней спрятаны для вас приятные сюрпризы. Будьте внимательны, не пропустите их!

Часть первая: сказка “Три сестрицы”

Три сестрицы вечерком собрались на бал втроем.
Одевались, наряжались, и случайно…разругались.
Не могли никак решить: кто важнее. Как тут быть?

Вы, ребята, спор решите
И сестричек помирите.
Угадайте - кто они, все ль они во всем правы?

“Я, - промолвила одна, - и изящна, и легка,
И прозрачна, и светла, и сильна, и шаловлива,
И по-своему красива.
Только если рассержусь – вмиг с врагами разберусь!
Ветром их я закручу, смерчем в поле заверчу!
Я на свете всех смелее, всех прекрасней и сильнее!”

“Я - могуча и сильна, хоть и мокрая слегка.
Вы меня везде найдете: и в колодце, и в болоте,
И в морях, и в ледниках, есть и в каждом я из вас.
Всем нужна, - и вам, ребята. Что, загадка сложновата?
Я, конечно, всех важнее, всех прекрасней и сильнее!”

“Я из всех всему основа. Я тверда, и я сурова.
Я местами горяча, и подвижна и сильна.
Я неровная местами, очень я дружу с корнями -
Без меня им негде жить. Словом, можно нам дружить.
Я на свете всех сильнее, всех прекрасней и важнее!”

Как зовут сестриц, узнай-ка,
Хитрость сказки разгадай-ка!

Учитель: Вот такая необычная сказка. Узнали ли вы, ребята, о каких сестрицах идет речь?

Сейчас я еще раз сказку прочитаю, а вы постарайтесь узнать, как же зовут этих сестриц .

Свое мнение аргументируйте - почему вы так считаете.

(Три сестрицы – Атмосфера, Гидросфера и Литосфера)

Часть вторая: “Как сестричек примирить”

Учитель: Что ж, имена сестриц вы угадали. Молодцы! Теперь придется потрудиться, чтобы их примирить. Сначала сделаем вот что. Сестрицы ведь на бал собрались? В старину, когда на самом деле балы бывали, на них собирались самые знатные люди – короли и королевичи, принцы и принцессы, вельможи и их приближенные, то есть подданные. Представим себе, что наши три сестрицы из сказки - это три принцессы и у них, конечно, есть подданные. Я вам сейчас прочитаю различные знакомые вам слова, а вы постарайтесь правильно распределить их между сестрицами - угадать кто чей подданный. Запишите в тетрадях имена сестриц в строчку, а под ними столбиками запишите выбранные вами слова. Если вы правильно выполните это задание, то сестрицы, глядишь, и помирятся, а вы можете получить хорошую отметку.

Слова: Почва, ветер, Мировой океан, рельеф, озоновый слой, ледники, землетрясения, болота, горные породы, погода.

(критерии оценок:

“5” - 0-1 ошибка,

“4”- 2-3 ошибки,

“3”-4 ошибки,

“2”- более 4 ошибок.

Часть третья: “Начинаем пышный бал”

Учитель: Надеюсь, наши сестрички помирились, значит, сказку можно продолжать.

Начинаем пышный бал,
Разноцветный карнавал!
Быстро в пары разберитесь,
В модном танце закружитесь!
Только – что за ерунда -
Пар не видно, вот беда!

Сейчас мы попробуем пары для танцев составить. Я раздаю вам сейчас разноцветные карточки – кому зеленые, кому – синие. На карточках написаны слова: у кого-то- термины, а у кого-то их определения. Каждому из вас нужно найти в классе свою пару, чтобы вместе получились термин и его определение. Например, у одного из пары на карточке написано “атмосфера”, а у другого – “воздушная оболочка Земли”. Вы можете спокойно ходить по классу в поисках своей пары. Подсказка: в паре должны оказаться карточки разных цветов одна – синяя, другая зеленая. Пары, нашедшие друг друга выходят к доске и встают рядом друг с другом.

Задания на карточках:

Синие карточки: Зеленые карточки:
Атмосфера Воздушная оболочка Земли
Погода Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данном месте
Климат многолетний режим погоды
Гидросфера водная оболочка Земли
Рельеф неровности земной коры
Земная кора твердая оболочка Земли
Материк большой участок суши, со всех сторон окруженный водой
Часть света материк с прилегающими к нему островами
Евразия самый большой материк
Австралия самый маленький и сухой материк
Антарктида самый холодный материк
Южная Америка самый влажный материк
Африка самый жаркий материк
Северная Америка материк, на котором находятся горы Кордильеры
Айсберг плавающая ледяная гора

По окончании работы все ребята выстраиваются около доски. Все по очереди читают тексты, написанные на карточках – так проверяется правильность образования пар.

Часть четвертая: “Финал”

Учитель: Урок подходит к концу, мы сегодня хорошо поиграли, вспомнили, что изучали по теме “Земля”. Пришло время подвести итог нашей работе. Еще раз посмотрите на свои карточки. Переверните их обратной стороной к себе. Посмотрите, там стоят разные цифры от 1 до 30, и еще там написаны какие-то слова. Вам нужно встать по порядку номеров и постараться прочитать, какие итоговые предложения у нас получатся.

(Чтобы ребята не спутали “лицевую” и “тыльную” сторону карточек лучше использовать одностроннюю цветную бумагу или картон)

Итоговые предложения

(написаны на “тыльной” стороне карточек)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Земля – это единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.
11 12 13 14 15 16 17 18
Жизнь возможна благодаря следующим особенностям Земли: расстоянию от Солнца,
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
наличию атмосферы, воды, почвы, скорости вращения вокруг своей оси. Землю надо
30
беречь!