Цели:
- Формирование осознанного бережного отношения к живой природе;
- Помочь учащимся с выбором профиля и дальнейшего профессионального самоопределения;
- Показать значимость в современном мире биологических знаний;
- Предоставить возможность каждому ученику проявить себя в различных формах деятельности;
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний о многообразии комнатных растений, влияние различных групп растений на психическое и физическое здоровье человека:
- приобретение знаний о правилах озеленения жилых помещений, согласно нормам гигиены и санитарии;
- формирование знаний и умений ухода за комнатными растениями, пересадки и перевалки их;
- формирование теоретических и практических знаний о правилах создания цветочных композиций.
Развивающие:
- развитие умений представлять свой опыт работы перед публикой, используя возможности дополнительных литературных, методических источников;
- развитие компьютерной грамотности для применения мультимедийных презентаций;
- развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях одноклассников и учителя;
- развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
Воспитательные:
- формирование бережного отношения к живой природе;
- воспитание уважения к себе, , уверенности;
- воспитание культуры ведения дискуссии при групповой работе, при беседах и других формах работ.
Основные требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- Биологические особенности комнатных растений.
- Особенности влияния растений на микроклимат.
- Особенности ухода за комнатными растениями.
- Методику подбора групп растений, для наилучшего их влияния на окружающую среду.
- Особенности составления композиций растений в классных комнатах.
- О влиянии растений на различные группы людей, в зависимости от возрастных и психологических особенностях.
- Знать названия наиболее часто встречающихся комнатных растений.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать знания об особенностях комнатных растений и правилах ухода за ними в своей практике.
- Определять принадлежность растений к определённым группам по их влиянию на окружающую среду.
- Готовить почвенные смеси для выращивания растений.
- Применять различные методы размножения комнатных растений.
- Применять знания основных агротехнических приёмов выращивания растений.
- Составлять композиции из комнатных растений.
- Определять ядовитые комнатные растения.
- Составлять ассортимент растений для озеленения.
- Представлять результаты работ в виде таблиц, плакатов, презентаций.
Предполагаемы виды деятельности:
1. Устные, письменные сообщения учащихся;
2. Составление и демонстрация мультимедийной презентации Power Point
3. Составление списков различных групп растений по степени воздействия на человека;
4. Работа с определителями растений;
5. Пересадка, перевалка комнатных растений;
6. Выполнение и защита проектной работы «Создание цветочных композиций»
Содержание курса.
Многообразие комнатных растений. 2 час
Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения: вечнозелёные деревья и кустарники, вечнозелёные вьющиеся и лазающие растения, вечнозелёные ампельные, почвопокровные растения. Происхождение комнатных растений. Экологические особенности центров происхождения комнатных растений. Создание необходимых условий для выращивания растений в помещениях. Органы, видоизменение органов растений различных экологических центров Земного шара.
Демонстрация компьютерной презентации.
Практическая работа: Определение комнатных растений.
Межпредметные связи: Биология – география.
Группы растений по степени воздействия на человека и окружающую среду. 2 часа.
Воздействие растений на организм человека через зрительное восприятие, эфирные и летучие выделения. Методика супругов Киприан фиксирования летучих выделений растений. Фитонцидные, лечебные, ядовитые растения, растения – фитофильтры, растения – шумопоглотители.
Демонстрация компьютерной презентации.
Межпредметные связи: Биология – химия.
Совместимость растений и человека. 2 часа.
Взаимодействия растений и человека на энергоинформационном уровне. Влияние растений на психо – эмоциональное состояние. Соответствие видов растений разным категориям людей. Группы совместимых растений в классных и жилых помещениях.
Практические работы:
- Тест на определение совместимого растения.
- Подбор совместимых растений в классных помещениях.
Межпредметные связи: биология – психология.
Особенности размножения и ухода за комнатными растениями. 2 часа.
Пересадка и перевалка комнатных растений. Приготовление земляных смесей. Подбор посуды для пересадки растений. Способы размножения растений. Основные условия для создания благоприятной среды для декоративных растений: освещение, полив, опрыскивание. Элементы питания и их роль в жизни растений.
Практические работы: Пересадка и перевалка комнатных растений.
Межпредметные связи: Биология – химия.
Растения в интерьере. 2 часа.
(Возможно, совместно с учителем по предмету Основы дизайна). Приложение№1
Нетрадиционные расположения комнатных растений: сад в рюмке, сад в кокосовом орехе, зелёный подвесной потолок, зелёная «Библиотека», вертикальный сад, зелёная занавеска, размещение растений на книжных стеллажах, пот-э- флер, садик в бутылке и т.д. Создание необходимых условий для различных групп растений. Приготовление почвенных смесей.
Практическая работа: Создание цветочных композиций.
Межпредметные связи: биология – основы дизайна.
Необычные растения в интерьере. 2 часа
Первое растение — космонавт. Домашние хищники: венерина мухоловка, различные росянки, некрупные виды непентесов, тропические виды жирянок и большинство видов саррацений. Условия выращивания необычных растений. Растения светятся. Правила поведения для комнатных растений. О растениях с юмором.
Выступления учащихся. По возможности, при экономии времени желательна экскурсия в Ботанический сад. 4 часа
Тематическое планирование.
№пп | Тема занятия | Кол-во часов |
Форма занятия | Практическое обеспечение | Повторение и межпредметные связи |
1 | Многообразие комнатных растений | 2 | Рассказ с демонстрацией видеофильма, практическая работа по определению комнатных растений. | Видеофильм или компьютерная презентация «Комнатные растения», открытки, книги о комнатных растениях, определители растений, заготовленные карточки для внесения данных о происхождении и выращиванию растений. | Органы цветкового растения, их функции. Биология-география «Происхождение растений, условия роста» |
2 | Группы растений по степени воздействия на человека и окружающую среду. | 2 | Рассказ с демонстрацией компьютерной презентации. | Видеофильм или компьютерная
презентация «Группы комнатных растений по
степени воздействия на организмы». Практическая работа: «Определение различных по воздействию на окружающую среду групп растений» |
Физиология растений, выделение эфирных
веществ. Биология-химия «Эфирные и летучие вещества» |
3 | Совместимость растений и человека. | 2 | Рассказ учителя. Практические работы «Тест на определение совместимого растения», «Подбор совместимых растений в классных помещениях» |
Комнатные растения разных видов, открытки и картины с изображением растений. | Биология – психология. «Эмоциональное состояние и растения». Закрепление знаний о многообразии комнатных растений |
4 | Особенности размножения и ухода за комнатными растениями. | 2 | Практическая работа: Пересадка и перевалка комнатных растений. Приготовление земляных смесей. Рассказ учителя и учащихся о способах ухода за растениями. |
Земляные смеси. Методички: пересадка и перевалка комнатных растений. Кашпо, горшки. |
Закрепление знаний о многообразии комнатных растений, их совместимости и значении в создании микроклимата. |
5 | Растения в интерьере. (Возможно, совместно с учителем предмета «Основы Дизайна») |
2 | Практическая работа «Создание цветочных композиций» |
Кашпо, пустые аквариумы, банки, бутылки (подготовленные дома – оплетённые нитями), коряги, трутовики. | Биология – ИЗО, Основы дизайна. Д.З. Составление паспорта учебных кабинетов домашних комнат
|
6 | Необычные растения в интерьере. | 2 | Выступления учащихся с сообщениями и презентациями. | Открытки, картины. | Органы, видоизменение органов цветкового растения |
7 | Экскурсия в Ботанический сад. | 2 | Экскурсия, лекция. | Блокноты, ручки, карандаши. | Возможности использования растений в создании микроклимата. |
8 | Презентация учащимися своих работ «Создание цветочных композиций» | 2 | Выступления учащихся с демонстрацией
презентаций Power Point и цветочных композиций. |
Оборудование для презентации. | Биология – ИЗО, Основы дизайна. |
Литература:
- Н.В. Цыбуля, Фитонцидные растения в интерьере, Новосибирск, 1999 г.
- Е. Мазова, Музыка комнатных цветов, М., 2000г.
- Н.Н. Капранова, Комнатные растения в интерьере, Московский университет, 1989г.
- Н. Заводенко, Гиперактивные дети, или дети с синдромом дефицита внимания.
- http:// WWW.edu.hsu.ru/ image Методика фитодизайна.
- http://www.tomsk.ru/ комнатные растения
- http://leto.tomsk.ru/
- www.flowers.tut.by, www.tambov.fi
- Журнал "Комнатные и садовые растения»