В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности.
Но что же такое “компетенция”. В книге “Мониторинг качества образования” авторы пишут: “Кажется решенным, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря учению”.
Что же значит - “ключевые компетенции”? Наиболее общее определение этого термина: ключевая компетенция – это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации до определенной степени универсальным.
В условиях перестройки системы образования, по мнению Кальнея В. А. и Шишова С. Е. невозможно точно определить перечень ключевых компетенций, можно говорить лишь о некоторой совокупности компетенций. Например: для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:
- коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- информационная – владение информационными технологиями;
- автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;
- социальная – умение жить и работать в коллективе;
- нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.
Педагог на уроках биологии способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения, развивать интегрированные способы учебной деятельности. Для развития ключевых компетенций на уроках биологии необходимо: создание условий, апробирование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса с использованием ИКТ, отбор содержания на уровне предмета. Для развития коммуникативной, информационной, автономизационной, социальной компетенций мной была разработана и успешно использовалась типология заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты, задания на классификацию, интерпретировать текст в графическое изображение в схему, таблицу или слайд, задания на сравнения и сопоставление, составление характеристик, составить конспект, план ответа по материалам сайта, статьи, задания, связанные с мыслительными операциями синтеза, анализа, оценки.
Данные задания использовались для обработки информации на компьютере, в качестве самостоятельных или проверочных работ, в качестве опережающих домашних заданий и так далее.
На бинарных уроках (биология + информатика) мы сочли нужным опираться на интегрированные способы деятельности и отслеживать умения учащихся в обработке информации на уроке, при выполнении домашнего задания, при проведении исследования и оформлении результатов. Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению биологии. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет: отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности; развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций; происходит формирование информационной, коммуникативной компетенций; повышается мотивация, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий; происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.
В течение двух лет проводится компьютерный мониторинг по биологии с целью проверки биологической грамотности, умения классифицировать, работать по аналогии. Кроме этого, такая форма позволила ребятам организовать свои собственные приемы обучения, организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, а также противостоять неуверенности в новой ситуации.
Метод проектов позволяет учащимся обрести бесценный опыт аналитической и исследовательской деятельности в группах, возможность реализовать свои способности.
Хотелось бы отметить и предметные игры, оформленные в электронном варианте. Они позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний.
Мною использовались следующие ИКТ: компьютерное тестирование, метод проектов Intel “Обучение для будущего”, уроки и игры с использованием интерактивной Smart-доски, Интернет-уроки, разработаны серии уроков или фрагменты к ним по биологии в программе Power Point (Приложение 1), используются электронные учебники, энциклопедии и практикумы, создаются презентации и буклеты. Использование умений работать на компьютере при проведении интегрированных уроков, проектов, интеллектуальных марафонов, НПК способствует созданию ситуации успеха у моих учеников, повышают их мотивацию.
Следует признать, что объективно оценить уровень сформированности компетенций невозможно, но, принимая положение “Ключевые компетенции проявляются в форме умений и навыков”, можно по набору умений и навыков отследить личностный рост ребёнка. Мной были выделены следующие критерии оценки: уровень сформированности коммуникативных действий учащихся; уровень коммуникативных умений и навыков при групповой работе; уровень владения интегрированными способами учебной деятельности; типы мотиваций к изучению биологии и отношение к эксперименту; качество результата образования.
Для данной педагогической деятельности по внедрению ИКТ необходимо формирование особых условий.
На сегодняшний день данные условия в нашей школе созданы. Организовано информационно-образовательное пространство: компьютерный парк, программное обеспечение, локальная сеть с выходом в Интернет, электронный журнал, школьный сайт. Педагогам и учащимся обеспечен свободный доступ к рабочему месту, оборудованному компьютером. Создан образовательный ресурс: медиатека, её фонд насчитывает около 30 электронных пособий и учебников по биологии; создается банк тестов, проектов, контрольно-измерительных материалов, разработок уроков.
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.
Список литературы:
- Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.