Задачи
Образовательная:
- Ознакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения ракообразных;
Развивающая:
- Развивать навыки практической работы с биологическими объектами;
- Развивать наблюдательность, терпение, аккуратность, самостоятельность.
Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к живым организмам как к части экосистемы.
Учащиеся должны
Знать:
Общую характеристику класса Ракообразных;
Основные отличия ракообразных от кольчатых червей.
Уметь:
Делать описания внешнего и внутреннего строения биологических объектов.
Навыки:
Самостоятельной работы, работы с учебником, контурными картами, биологическими объектами.
Оборудование:
- Лабораторное оборудование, т
- ест для проверки знаний,
- карточки с планом лабораторной работы,
- учебник,
- контурные карты «Креветка» (Рисунок1).
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация МS PowerPoint «Ракообразные» (Приложение 1).
Объект: креветка – наиболее доступный объект для изучения в школе, достаточно крупный и наглядный.
Урок рассчитан на 2 академических часа и позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на основе теоретических и практических знаний. Особенностью урока является то, что ребята не получают готовые знания, а приобретают их в процессе выполнения лабораторной работы.
Ход урока
I Проверка знаний
Учащимся предлагается выполнить письменное задание на отдельных листочках.
Найди соответствие:
А – кольчатые черви;
Б – членистоногие.
- Сегментированное тело
- Конечности
- Замкнутая кровеносная система
- Тело разделено на отделы
- Внешний скелет
- Сегментация тела отсутствует
- Передвигаются с помощью параподий
- Узловая нервная система
- Внутренний скелет
- Дышат всей поверхностью тела.
После выполнения задания ребята обмениваются листочками для взаимопроверки.
II Вступительное слово учителя под демонстрацию слайдов с изображениями ракообразных в течение 5 минут (Приложение 1):
Водная стихия – царство ракообразных. На суше приспособились жить очень не многие из них. А всего ракообразных, по последним подсчетам, 30 тыс. видов. Самые примитивные в классе ракообразных – жаброногие рачки. Их ноги частично превращены в жабры. Есть раки, которые, подобно губке, с места сдвинуться не могут. Лишь их личинки плавают, а как сядет личинка на дно, прилепится к нему усиками, превратится во взрослого рака, так тот всю жизнь и сидит на камне. Это усоногие рачки. Речные и морские раки, крабы и креветки - все из отряда десятиногих раков (Энциклопедия для детей Биология том 2 ред. А. Майсурян).
На экране фото креветки.
Сегодня мы будем изучать особенности строения ракообразных на примере креветки.
III Лабораторная работа
Обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на столах. В них указана последовательность действий лабораторной работы, которую вы будете выполнять.
Внимание! Краткий инструктаж по технике безопасности:
- Осторожно обращайтесь с ножницами и
препаровальными иглами
А) не направляйте режущие и колющие поверхности инструментов в свою сторону или в сторону других учащихся
Б) не размахивайте инструментами
В) не кладите инструменты на край стола - Не пытайтесь употреблять в пищу креветок, выданных для лабораторной работы.
- По окончании лабораторной работы приведите в порядок свое рабочее место и вымойте руки.
Лабораторная работа
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение креветки. Определить особенности строения, характерные для класса Ракообразные.
Оборудование: Лупа, препаровальные иглы, ножницы, пластиковый лоток, чашка Петри, пинцет.
Объект: Креветка
Часть I Внешнее строение креветки
- Внимательно рассмотри креветку.
- Определи окраску внешнего покрова.
- Найди основные отделы тела креветки.
- С помощью лупы рассмотри сегменты тела, конечности и хвостовой плавник.
- Сосчитай количество ног, определи грудные и брюшные конечности.
- Рассмотри головогрудь
А) Сосчитай количество усов
Б) Найди и рассмотри ротовые органы
В) Рассмотри пару сложных глаз - Раскрась на контурной карте внешний вид креветки (Рисунок 1, Рисунок 8).
- Подпиши части тела и основные органы креветки на контурной карте (Пользуйся текстом учебника стр. 145-146).
- Укажи в контурной карте количество грудных и брюшных ног, усов, глаз.
- Измерь и запиши в тетради длину тела креветки, длину головогруди, усов, грудных и брюшных ног.
- В тетради сделай вывод об особенностях внешнего строения креветки.
Часть II Скелет креветки
- С помощью пинцета аккуратно сними с креветки внешний скелет.
- Визуально сравни объем скелета и тела креветки.
- Заполни таблицу в тетради
Особенности внешнего скелета ракообразных
Положительные черты (выгоды) |
Отрицательные черты (невыгоды) |
|
|
4. Сделай вывод в тетради о значении внешнего скелета в жизни креветки.
Часть III Внутреннее строение креветки
- Дыхательная система
А) Рассмотри головогрудь креветки без панциря
Б) Найди жабры
В) Прочитай абзац «Дыхательная система» стр. 147
Г) Раскрась жабры синим цветом на контурной карте и подпиши (Рисунок 2, Рисунок 9). - Кровеносная система
А) С помощью препаровальных игл разбери головогрудь
Б) Найди и рассмотри кровеносную систему
В) Прочитай абзац «Кровеносная система» на стр. 147
Г) Раскрась красным цветом и подпиши части кровеносной системы креветки (Рисунок 3, Рисунок 10) - Пищеварительная система
А) Рассмотри нижнюю часть брюшка креветки, найди пищеварительную систему
Б) Прочитай абзац «Пищеварительная система» на стр. 147 учебника
В) Раскрась зеленым цветом и подпиши органы пищеварительной системы на контурной карте (Рисунок 4, Рисунок 11). - Нервная система
А) Прочитай абзацы «Нервная система» и «Органы чувств» на стр. 146
Б) Рассмотри глаза креветки и рисунок фасетки глаза рака на стр. 147
В) Раскрась желтым цветом и подпиши части нервной системы и органы чувств креветки (Рисунок 5, Рисунок 12) - Выделительная система
А) Прочитай абзац «Выделительная система» на стр. 147 и рассмотри рис. Выделительной системы в левом нижнем углу стр. 147
Б) Фиолетовым цветом раскрась органы выделительной системы креветки на контурной карте и подпиши их (Рисунок 6, Рисунок 13). - Половая система
А) Прочитай абзац «Половая система» на стр. 147 и рассмотри рис.
Б) Коричневым цветом раскрась органы половой системы на контурной карте и подпиши их (Рисунок 7, Рисунок 14). - Сделай вывод об особенностях внутреннего строения креветки.
Часть IV Домашнее задание
Используя текст учебника на стр. 145-149 заполни сравнительную таблицу:
Признак | Речной рак | Креветка |
Размеры тела | ||
Толщина скелета | ||
Части тела | ||
Количество ходильных ног | ||
Количество глаз | ||
Количество усов | ||
Образ жизни |
Зеленым цветом раскрась общие признаки, красным – различия.