Урок "Особенности строения ракообразных"

Разделы: Биология


Задачи

Образовательная:

  • Ознакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения ракообразных;

Развивающая:

  • Развивать навыки практической работы с биологическими объектами;
  • Развивать наблюдательность, терпение, аккуратность, самостоятельность.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к живым организмам как к части экосистемы.

Учащиеся должны

Знать:

Общую характеристику класса Ракообразных;

Основные отличия ракообразных от кольчатых червей.

Уметь:

Делать описания внешнего и внутреннего строения биологических объектов.

Навыки:

Самостоятельной работы, работы с учебником, контурными картами, биологическими объектами.

Оборудование:

  • Лабораторное оборудование, т
  • ест для проверки знаний,
  • карточки с планом лабораторной работы,
  • учебник,
  • контурные карты «Креветка» (Рисунок1).

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация МS PowerPoint «Ракообразные» (Приложение 1).

Объект: креветка – наиболее доступный объект для изучения в школе, достаточно крупный и наглядный.

Урок рассчитан на 2 академических часа и позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на основе теоретических и практических знаний. Особенностью урока является то, что ребята не получают готовые знания, а приобретают их в процессе выполнения лабораторной работы.

Ход урока

I Проверка знаний

Учащимся предлагается выполнить письменное задание на отдельных листочках.

Найди соответствие:

А – кольчатые черви;

Б – членистоногие.

  1. Сегментированное тело
  2. Конечности
  3. Замкнутая кровеносная система
  4. Тело разделено на отделы
  5. Внешний скелет
  6. Сегментация тела отсутствует
  7. Передвигаются с помощью параподий
  8. Узловая нервная система
  9. Внутренний скелет
  10. Дышат всей поверхностью тела.

После выполнения задания ребята обмениваются листочками для взаимопроверки.

II Вступительное слово учителя под демонстрацию слайдов с изображениями ракообразных в течение 5 минут (Приложение 1):

Водная стихия – царство ракообразных. На суше приспособились жить очень не многие из них. А всего ракообразных, по последним подсчетам, 30 тыс. видов. Самые примитивные в классе ракообразных – жаброногие рачки. Их ноги частично превращены в жабры. Есть раки, которые, подобно губке, с места сдвинуться не могут. Лишь их личинки плавают, а как сядет личинка на дно, прилепится к нему усиками, превратится во взрослого рака, так тот всю жизнь и сидит на камне. Это усоногие рачки. Речные и морские раки, крабы и креветки - все из отряда десятиногих раков (Энциклопедия для детей Биология том 2 ред. А. Майсурян).

На экране фото креветки.

Сегодня мы будем изучать особенности строения ракообразных на примере креветки.

III Лабораторная работа

Обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на столах. В них указана последовательность действий лабораторной работы, которую вы будете выполнять.

Внимание! Краткий инструктаж по технике безопасности:

  1. Осторожно обращайтесь с ножницами и препаровальными иглами
    А) не направляйте режущие и колющие поверхности инструментов в свою сторону или в сторону других учащихся
    Б) не размахивайте инструментами
    В) не кладите инструменты на край стола
  2. Не пытайтесь употреблять в пищу креветок, выданных для лабораторной работы.
  3. По окончании лабораторной работы приведите в порядок свое рабочее место и вымойте руки.

Лабораторная работа

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение креветки. Определить особенности строения, характерные для класса Ракообразные.

Оборудование: Лупа, препаровальные иглы, ножницы, пластиковый лоток, чашка Петри, пинцет.

Объект: Креветка

Часть I Внешнее строение креветки

  1. Внимательно рассмотри креветку.
  2. Определи окраску внешнего покрова.
  3. Найди основные отделы тела креветки.
  4. С помощью лупы рассмотри сегменты тела, конечности и хвостовой плавник.
  5. Сосчитай количество ног, определи грудные и брюшные конечности.
  6. Рассмотри головогрудь
    А) Сосчитай количество усов
    Б) Найди и рассмотри ротовые органы
    В) Рассмотри пару сложных глаз
  7. Раскрась на контурной карте внешний вид креветки (Рисунок 1, Рисунок 8).
  8. Подпиши части тела и основные органы креветки на контурной карте (Пользуйся текстом учебника стр. 145-146).
  9. Укажи в контурной карте количество грудных и брюшных ног, усов, глаз.
  10. Измерь и запиши в тетради длину тела креветки, длину головогруди, усов, грудных и брюшных ног.
  11. В тетради сделай вывод об особенностях внешнего строения креветки.

Часть II Скелет креветки

  1. С помощью пинцета аккуратно сними с креветки внешний скелет.
  2. Визуально сравни объем скелета и тела креветки.
  3. Заполни таблицу в тетради

Особенности внешнего скелета ракообразных

Положительные черты

(выгоды)

Отрицательные черты

(невыгоды)

 

 

 

 

 

 

4. Сделай вывод в тетради о значении внешнего скелета в жизни креветки.

Часть III Внутреннее строение креветки

  1. Дыхательная система
    А) Рассмотри головогрудь креветки без панциря
    Б) Найди жабры
    В) Прочитай абзац «Дыхательная система» стр. 147
    Г) Раскрась жабры синим цветом на контурной карте и подпиши (Рисунок 2, Рисунок 9).
  2. Кровеносная система
    А) С помощью препаровальных игл разбери головогрудь
    Б) Найди и рассмотри кровеносную систему
    В) Прочитай абзац «Кровеносная система» на стр. 147
    Г) Раскрась красным цветом и подпиши части кровеносной системы креветки (Рисунок 3, Рисунок 10)
  3. Пищеварительная система
    А) Рассмотри нижнюю часть брюшка креветки, найди пищеварительную систему
    Б) Прочитай абзац «Пищеварительная система» на стр. 147 учебника
    В) Раскрась зеленым цветом и подпиши органы пищеварительной системы на контурной карте (Рисунок 4, Рисунок 11).
  4. Нервная система
    А) Прочитай абзацы «Нервная система» и «Органы чувств» на стр. 146
    Б) Рассмотри глаза креветки и рисунок фасетки глаза рака на стр. 147
    В) Раскрась желтым цветом и подпиши части нервной системы и органы чувств креветки (Рисунок 5, Рисунок 12)
  5. Выделительная система
    А) Прочитай абзац «Выделительная система» на стр. 147 и рассмотри рис. Выделительной системы в левом нижнем углу стр. 147
    Б) Фиолетовым цветом раскрась органы выделительной системы креветки на контурной карте и подпиши их (Рисунок 6, Рисунок 13).
  6. Половая система
    А) Прочитай абзац «Половая система» на стр. 147 и рассмотри рис.
    Б) Коричневым цветом раскрась органы половой системы на контурной карте и подпиши их (Рисунок 7, Рисунок 14).
  7. Сделай вывод об особенностях внутреннего строения креветки.

Часть IV Домашнее задание

Используя текст учебника на стр. 145-149 заполни сравнительную таблицу:

Признак Речной рак Креветка
Размеры тела
Толщина скелета
Части тела
Количество ходильных ног
Количество глаз
Количество усов
Образ жизни

Зеленым цветом раскрась общие признаки, красным – различия.