Цели урока:
- обобщить знания, полученные на уроках биологии при изучении темы “Органы чувств”. Углубить знания о гигиене органов чувств, показать влияние окружающей среды на функционирование органов чувств;
- продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями; развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;
- показать возможности применения информационных технологий на уроках биологии;
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, компьютерную грамотность;
- воспитывать информационно грамотную личность;
- соблюдать гигиенические нормы и технику безопасности при работе на ПК.
Методы:
- частично-поисковый;
- демонстрационный;
- самостоятельная работа с дидактическим материалом;
- индуктивный метод;
- дедуктивный метод;
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Приемы деятельности:
- постановка проблемы;
- актуализация знаний;
- сообщения учащихся;
- эвристическая беседа;
- работа за ПК.
Оборудование:
- творческие работы учащихся (модели органов зрения, органа слуха), рисунки с изображением органов слуха;
- таблицы “Органы чувств” (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса);
- персональные компьютеры (10 штук);
- карточки с заданиями по биологии;
- видеопроектор.
Программное обеспечение:
- 1С: Репетитор. Биология (CD);
- Учебный диск. Анатомия человека;
- MS PowerPoint (презентация);
- MS Word (текстовый редактор).
Оформление доски: тема урока, основные понятия, творческие задания учащихся.
По предмету биология.
Учащиеся должны знать и уметь:
- органы чувств человека;
- части зрительных и слуховых анализаторов, находить их на рисунках, таблицах, моделях;
- роль анализаторов в восприятии и анализе раздражений окружающей среды, их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельности;
- характеризовать гигиену органов зрения, обоняния и вкуса;
- объяснять свойства рецепторов, воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств (анализаторов).
По предмету информатика и ИКТ.
Учащиеся должны знать:
- технику безопасности в кабинете информатики;
- состав основных устройств ПК, их назначение и информационное взаимодействие;
- сущность программного управления работой компьютера;
- назначение программного обеспечения и его состав;
- что такое табличная модель;
- формы информационных моделей (табличные, графические).
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать ПК;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, прикладными программами;
- выполнять основные операции: копирование, удаление, вставка, переименование, поиск;
- приводить примеры табличных моделей;
- ориентироваться в таблично-организованной информации;
- создавать табличные модели.
Структура урока:
- Организационный момент
- Тема, цели урока
- Актуализация знаний
- Физминутка
- Компьютерный практикум
- Оценки за работу на уроке.
- Итог урока
Ход урока
- Организационный момент (приветствие).
- Тема, цели урока.
- Актуализация знаний
Б: Ребята! Как иначе мы можем прочитать эту схему? (Приложение слайд 1)
У: Информация из окружающей среды воздействует на органы чувств, как раздражитель, а раздражение воспринимают рецепторы органов чувств, которые преобразуют раздражение в нервный импульс, и по пути проводнику (нервы) – поступает в определенные отделы головного мозга
И: Сейчас прозвучало понятие “мозг”. Но ведь это понятие мы можем использовать не только в биологии, но широко используется и в простой речи людей, например, “мозг компании”, “мозговой центр”. Как вы понимаете это выражения?
У: Это человек или люди, выполняющие умственную работу, продумывающие идеи, создающие проекты и т.д.
И: Вы правильно понимаете и рассуждаете. А компьютер обладает мозгом?
У: Да. Процессор выполняет функции мозга.
И: А какие же функции выполняет процессор?
У: Прием, обработка, хранение, передача.
И: Совершенно верно. Так вот, прежде чем говорить об информационных процессах, хотелось бы сказать о том, что компьютер создал человек для облегчения и автоматизации человеческого труда. И все информационные процессы, перечисленные вами, были заимствованы у человека. Так как человек непосредственно обладает в первую очередь всеми эти процессами: прием (через органы чувств), обработка (мозг, мышление), хранение (память), передача (речь, двигательная система). И сегодня я хотела вам рассказать об искусственном интеллекте. Искусственный интеллект (ИИ) как самостоятельное научное направление оформился в конце 60-х годов. Первый международный конгресс по искусственному интеллекту проходил в США в 1969 году. Интеллект с латинского переводится как познание, понимание, способность мышления. В полной мере эта способность свойственна лишь людям. Предметом изучения науки ИИ является человеческое мышление, и ученые ищут ответ на вопрос: как человек мыслит? Цель этих исследований состоит в том, чтобы создать модель человеческого интеллекта и реализовать ее на компьютере, то есть заставить машину мыслить. ИИ создал интеллектуальных роботов, которые в отличие от роботов работающих по жесткой схеме управления, обладают способностью адаптации к внешней обстановке, самоорганизации и самообучения. И вашему вниманию я хочу представить сегодня пример искусственного интеллекта – это интеллектуальный робот собака “Ай-сайби”. (Приложение слайды 2-10)
Б: Сейчас нужно на обратной стороне доски 1 ученик перечислит рецепторы кожной чувствительности и рассказать о них, с другой стороны с помощью схемы показать как возникает изображение на сетчатке. (у доски работают 2 ученика)
Б: Начинаем работать по следующему плану. Я хотела бы услышать ваши ответы на поставленные мною вопросы (ответы с места по основным понятиям, написанным на доске)
Б: А теперь проверим работу учащегося у доски. (Приложение слайд 11)
Б: Посмотрите, на экране вам предложены вопросы, ваша задача дать ответы на эти вопросы. (Приложение слайды 12-16)
Б: Шум – это один из видов звука – называют его нежелательным звуком. Каково же воздействие шума на организм человека? (Приложение 1 “Сообщение 1”)
Б: Мы с вами отметили, что запах является раздражителем обонятельных клеток носовой полости, какова же площадь чувствительной поверхности в носовой полости? (Приложение 1 “Сообщение 2”)
Б: А как же происходит восприятие звука? (Приложение 1 “Сообщение 3”)
Б: Перед тем, как мы с вами будем работать по предложенным вопросам, 10 учащихся будут выполнять тест за компьютерами, а 5 учащихся работают по индивидуальным карточкам. (Приложение 2)
(отведенное время 5-7 минут)
Б: Итак, предлагаемые вопросы. (Приложение слайды 17-21)
IV. Физминутка.
1. Учитель дает энергичную команду: “Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки”. Повторить 2 раза.
2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
V. Компьютерный практикум - закрепление.
Б: Работа в малых группах. Задание: создать таблицу “Органы чувств” и заполнить ее. (Приложение 3)
И: Вспомнили технику безопасности при работе за ПК. Ребята вы будете работать в программе MS Word. Прежде чем создавать таблицу, посмотрите, сколько столбцов и строк вам необходимо установить. Главное меню – Таблица – Вставить – Таблица - Количество столбцов - Количество строк – OK. Ваша оценка будет зависеть от того, насколько правильно вы работаете по образцу. Будьте внимательны при заполнении таблицы, обращайте внимание на правописание.
VI. Закрепление.
И: Скажите, пожалуйста, что называется искусственным интеллектом?
Какие роботы называются интеллектуальными?
Приведите примеры интеллектуальных роботов.
VII. Оценки за урок.
И: Оценки за работу на уроке вы получите все, как по биологии, так и по информатике – за тест, карточки, групповую работу.
VIII. Итог урока.
Итог урока подводят учащиеся.
Спасибо.