Образовательная цель: активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм. Научить работать детей с учебной и научно-популярной литературой. Познакомить учащихся с топографией органов пищеварения, систематизировать знания учащихся по анатомо-физиологическому строению ротовой полости, строению и функции зубов, роли слюны в пищеварительном процессе.
Развивающая цель: расширение кругозора учащихся, научить работать детей с учебной и научно-популярной литературой, научить сравнивать и делать выводы.
Воспитательная цель: активное включение учащихся в процесс самообразования, совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, повышение уровня знаний, умений осуществлять наблюдения, сравнения, делать выводы.
Воспитание санитарно-гигиенических навыков.
Методы обучения: исследовательский, проблемно-поисковый.
Оборудование: скелет человека, таблицы и рисунки зубов, накрахмаленный бинт, гигиенические палочки, йод, разбавленный водой, чистая вода.
Ход урока.
Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как происходит пищеварение в ротовой полости. Вы на уроке узнаете много нового, необычного, вы должны почувствовать, что эти знания вам пригодятся в жизни. Вам было предложено домашнее задание приготовить сообщения о строении ротовой полости, зубов, языка, слюнных желез.
Ротовая полость – начальный этап пищеварительной системы, включающий 32 зуба, собственно полость рта, в которую открываются протоки слюнных желез и язык. Полость рта выстлана слизистой оболочкой. В ротовой полости пищевой комок склеивается слюной, которая содержит муцин и проталкивается по направлению к глотке, затем в результате рефлекторного акта заглатывается, попадая через глотку в пищевод, а затем в желудок.
Обратите внимание, когда будете слушать сообщения. Какое строение имеют зубы, какую роль они играют в пищеварении и как следить за своими зубами, чтобы они не болели.
1 ученик: Зубы – это обнаженная часть нашего скелета или костные образования, расположенные в ротовой полости. У большинства животных они служат для захвата, удержания и пережевывания пищи, у хищных – также для ее разрывания.
Зуб – живой орган, различают три анатомические части зуба – коронка, шейка и корень. Коронка находится в ротовой полости, которая выступает над поверхностью десны. Корни зубов погружены в костные лунки челюстей. Шейка - суженная часть зуба находится между корнем и коронкой. К ее поверхности прочно прирастает десна. Зуб образован из трех видов костного вещества: эмали, дентина и цемента. Снаружи коронка зуба человека и млекопитающих животных покрыта слоем зубной эмали. Это самое твердое вещество зуба. Особенно толстым слоем эмали покрыты зубы хищных животных, которым приходится разгрызать кости своих жертв. Основная часть зуба состоит из дентина. Дентин тоже очень прочный и напоминает слоновую кость. Цемент – твердое вещество, покрывающее зубы в области шейки и корня. С помощью цемента корни зубов крепятся в костных лунках. Внутри зуба имеется полость, заполненная мякотью, или пульпой, где проходят множество кровеносных сосудов и нервные окончания. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. У взрослого человека 32 зуба.
2 ученик: Молочные зубы. У новорожденного ребенка нет зубов. Первый зубик появляется к полугоду, это нижний резец. Резцами называют 4 центральных зуба, два сверху и два снизу. Рядом появляется его сосед, а потом появляются два верхних центральных резца, потом по очереди появляются боковые верхние резцы, за ними боковые нижние. Всего к двум, двум с половиной годам у ребенка появляется 20 зубов. Все они вырастают в строго определенном порядке: рядом с резцами появляются клыки, за клыками по две пары больших коренных зубов. Эти первые зубы не постоянные, их называют молочными. Молочные зубы “живут” лишь несколько лет. Название “молочные” зубы дано Гиппократом великий древнегреческий врач. Между шестью и двенадцатью годами они все выпадают и заменяются на 32 - постоянных зуба.
3 ученик: Зубы мудрости. Последние коренные зубы прорезаются обычно к 18 – 20 годам, а иногда и позднее, когда человек “благодаря учению приобретает мудрость” – так думал великий, древний врач. Эти зубы Гиппократ назвал зубы “Мудрости”. Зубы мудрости – самые непостоянные человеческие зубы. Нередко из четырех зубов развиваются только два, причем, оба как правило находятся на верхней челюсти гораздо реже на нижней. Форма зубов мудрости очень изменчива. У зубов верхней челюсти бывает два, три или всего один корень. Корни нижних зубов мудрости частенько срастаются в один. Зубы мудрости меньше соседних с ними коренных зубов, верхние коренные зубы крупнее нижних. Прорезывание зубов мудрости происходит в то время, когда рост и формирование челюстных костей уже завершено, поэтому нередко сопровождается воспалением костной ткани.
4 ученик: Стоматология Стома по- гречески – рот, логия – наука. Врачи стоматологи занимаются лечением зубов, полости рта челюстей, а также протезированием зубов. Больные зубы – это такое мучение, что сколько существует человек, столько он их пытается и лечить.
В древности не хватало знаний для лечения зубов, поэтому лекари удаляли больной зуб. Дырки в зубах начали заделывать в средние века. А вот зубные протезы начали изготавливать 3000 лет назад. В наши дни искусство протезирования зубов достигло больших успехов, иногда зубные протезы и не отличишь от настоящих.
5 ученик: Здоровые зубы – здоровое тело. Целостность зуба зависит от целостности эмали, эмаль не выдерживает резкой смены температуры пищи, трения о металлические предметы, действия кислот. Первое условие сохранения здоровых зубов – это полноценная пища. На укрепление зубов, оказывают влияние витамины D и С. Необходимость ухода за зубами, была обоснована голландцем Антон Ван Левенгуком в 17 веке, Он обнаружил многие микробы у себя во рту, даже после тщательного протирания зубов солью. Он говорил, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков в его рту. А сколько их разведется, если зубы не чистить?
Если зубы плохие, пища плохо обрабатывается во рту. Создается большая нагрузка на желудок. Тщательность пережевывания пищи зависит от сохранения зубов. Надо приучить себя хорошо пережевывать твердую пищу. Жевать надо - не спеша. В народе говорят: “кто долго жует, тот долго живет”.
6 ученик: Зуб - живой орган с хорошей эмалевой защитой. Если она разрушается, в него проникают микробы, которые живут в ротовой полости. Малейшие трещины на зубах заселяются микробами, зуб все больше и больше разрушается, образуется ямка, дупло.
Развитие кариеса – процесс длительный, постепенный. Вначале поражается только эмаль зуба. Это начальный этап кариеса. Появляется кариозная полость. Слой дентина, который защищает пульпу зуба от термических, химических воздействий, истончается, возникают боли в зубе от холодного, сладкого. Если больной не идет к врачу, микроорганизмы, проникая через истонченный слой дентина, повреждают пульпу зуба, развивается воспаление пульпит.
7 ученик: Острый пульпит сопровождается сильной пульсирующей болью, которая усиливается от холодного. Затем зуб перестает реагировать на холод, а боль возникает и усиливается от горячего. Значит, началось гнойно-некротическое воспаление пульпы, начинают гибнуть нервные окончания пульпы, а наполняющий полость гной давит на окружающие ткани. Если больной не обращается за стоматологической помощью, происходит гибель пульпы, воспалительный процесс распространяется на связочный аппарат зуба. Развивается периодонтит. Острый периодонтит сопровождается болью в области пораженного кариесом зуба. Боль резко усиливается при накусывании этим зубом, давлении на него языком. Часто боль отдает в ухо, висок, глаз. Может наблюдаться покраснение и припухание десны вокруг зуба. Инфекция распространяется и развивается флегмона. Эта “дремлющая” инфекция может оказать влияние на хронические заболевания почек, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, может стать причиной снижения работоспособности.
8 ученик: Чтобы зубы были здоровыми и красивыми, нужно не лениться чистить их утром и вечером, прополаскивать рот после еды. При полоскании удаляются частички пищи, застревающие между зубами.
Вот несколько советов, которыми вы можете воспользоваться.
- Зубная щетка должна располагаться вдоль линии десен. Движения щетки вниз – вверх.
- Необходимо чистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение щетки вниз – вверх.
- Почистите жевательную поверхность каждого зуба.
- Кончиком щетки почистите внутреннюю сторону передних зубов сверху вниз.
- Не забудьте почистить язык.
9 ученик: Как самим снять зубную боль? Бывает, что у человека заболел зуб, а он находится вдали от стоматологической клиники. Вы можете сами снять зубную боль, но потом обязательно нужно обратиться к стоматологу.
Снять зубную боль можно, надавливая в течение 3 – 4 минут на точку расположенную в углу ногтевой пластинки с наружной стороны указательного пальца.
Можно разрезать зубчик чеснока и приложить дольку чеснока срезом к точке, где прощупывается у запястья – пульс, дольку закрепите лейкопластырем, если зуб болит справа, дольку чеснока приложите слева и наоборот, на 20 – 30 минут . Не больше, можно получить ожог.
Если рядом есть подорожник, то промытый корешок подорожника положить в ухо, если зуб болит справой стороны, то корешок положите в левое ухо
Немецкие ученые предлагают любопытное и неожиданное средство при зубной боли – приседания, утверждая, что приседания действуют немедленно и более эффективно, чем болеутоляющие таблетки.
Учитель: Наши 32 зуба выполняют механическую роль, они пережевывают пищу. В ротовой полости находится язык, давайте посмотрим, какая роль принадлежит языку в пищеварении.
1 ученик: Язык человека, мышечный орган полости рта, без которого зубы не справились бы своей основной работой по пережевыванию пищи. Во время пережевывания язык способствует перемещению пищи от одной группы зубов к другой, растиранию пищевых масс и перемешиванию их со слюной. Затем, когда пища окажется хорошо пережеванной, язык вместе с мышцами мягкого неба и гортани обеспечивает формирование пищевого комка и его проглатывание.
Язык необходим и для сосания. Он начинает принимать участие в пищеварительном процессе задолго до появления зубов, он обеспечивает процесс питания новорожденных детей, для которых главной пищей в этот период служит материнское молоко.
2 ученик: Еще один секрет языка. Почему доктор стремится увидеть язык? Наш язык честно докладывает о состоянии нашего здоровья. Плохо работает пищеварительная система, и язык покрывается белесым налетом, а если у больного скарлатина, язык будет похож на малину. Так и говорят “малиновый язык”. Он становится очень ярким, и все сосочки врастопырку. При других болезнях язык может покрываться желто-зеленым налетом, трещинками или ямочками. Так что наш язык и без слов может рассказать доктору о состоянии нашего организма.
Язык проверяет пищу не только на твердые частицы, но и анализирует ее химический состав. На языке находятся вкусовые сосочки, контролирующие вкус пищи. Разные участки языка различают разные вкусы. На сладкое реагирует кончик языка, по бокам участки, чувствуют соленое, а задняя часть воспринимает горький вкус пищи. Ощущение кислоты возникает на кончике и по бокам. Язык ощущает температуру пищи, и боль. Все ощущения возникают благодаря сосочкам, которые придают языку бархатистый вид.
Учитель: Так какая же роль принадлежит нашему языку?
Ученик: Язык это орган вкуса, на языке есть сосочки, при помощи которых мы ощущаем вкус пищи. Он помогает передвигать пищевой комочек во рту.
Учитель: Слюнные железы вырабатывают пищеварительный сок, называемый слюной. В небольшом количестве слюна выделятся постоянно. А если мы проголодались или увидели, что-нибудь вкусненькое. То “слюнки просто текут”. Состав слюны зависит от состава пищи, попавший в рот сухарик – слюна выделяется водянистая. А если будешь грызть морковку, подчелюстная железа добавит муцин. Муцин придает слюне вязкость, и пережеванная морковка склеится в комочек, который легко проскочит в желудок.
Слюна обладает бактерицидным свойством (убивает микробы). Она предупреждает развитие кариеса, потому что в ней присутствует особое вещество – лизоцим.
У вас было домашнее задание. Вы должны были перед обедом пожевать долго кусочек хлеба. Объясните, пожалуйста, что вы ощутили, когда долго жевали хлеб?
Молодцы! Совершенно верно, вы почувствовали сладкий вкус, потому что слюна не только смачивает и склеивает измельченную пищу. В ней находятся фермент: птиалин, он начинает в ротовой полости расщеплять углеводы. Благодаря ему крахмал превращается в моносахарид и мы чувствуем сладкий вкус.
1 ученик: Человеческая слюна на 99,5% состоит из воды. Остальные полпроцента – входящие в слюну органические и минеральные вещества. В ротовой полости в нее добавляются бактерии и микроскопические грибки, которые постоянно обновляют клетки слизистого эпителия ротовой полости. Слюна у человека выделяется непрерывно, а не только во время еды, но во время сна медленнее, чем днем. Сухой рот не позволял бы нам говорить. Язык там двигался бы с трудом. За сутки у человека выделяется около двух литров слюны. У некоторых животных, ее вырабатывается больше. Овцы в сутки выделяют до четырех литров слюны, а коровы до 18 ведер! Слюна, выделившаяся в ротовую полость, проглатывается вместе с пищей. Попав в кишечник, она быстро всасывается в кровь, и эта жидкость снова используется для образования слюны. Слюна кроме смачивания пищевого комочка очищает зубы и стенки полости рта от остатков пищи и конечно участвует в переваривании углеводов.
Продолжая наш урок, мы должны доказать, что в ротовой полости под действием слюны происходит расщепление крахмала. Для этого нам необходимо выполнить лабораторную работу.
Действие ферментов слюны на крахмал.
Цель работы: установить, как осуществляется химическое пищеварение в ротовой полости . Какое значение в пищеварение имеют ферменты слюны.
Оборудование: два кусочка накрахмаленного сухого бинта, чашки Петри со слабым раствором йода, гигиенические ватные палочки, стаканы с водой.
Порядок работы:
- Смочите гигиеническую ватную палочку слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленного бинта.
- Зажмите марлю в ладони на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.
- Наблюдайте, как окрасился кусочек марли, Объясните результаты опыта.
Запишите по плану:
- цель опыта
- ход опыта
- результаты опыта
- вывод опыта.
Смочите вату водой и напишите ею букву на кусочке накрахмаленного бинта, повторите опыт.
Запишите в тетради результаты работы по плану:
- цель работы
- ход опыта
- результаты опыта
- вывод опыта.
Вывод: Какими свойствами обладают ферменты слюны?
Почему так важно тщательно пережевывать пищу?
Итог урока: Что происходит с пищей в ротовой полости? Выпишите буквы, обозначающие правильные ответы.
- Смачивание пищи слюной.
- Обезвреживание пищи
- Измельчение пищи
- Расщепление жиров
- Превращение глюкозы в крахмал
- Превращение крахмала в глюкозу
- Превращение белков в аминокислоты
- Превращение аминокислот в белки.
( А Б В Е)
Литература:
- Баранникова И. А. “Что должен знать каждый о сохранении зубов” М. “Медицина” 1990 г.
- Зверев И. Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека” М. “Просвещение” 1978 г.
- Хрипкова А. Г. “Анатомия, физиология и гигиена человека” М. “Просвещение” 1975 г.
- Энциклопедия для детей Аванта + “Человек” том 18 часть первая М. Аванта 2001 г.
- Детская энциклопедия “Я познаю мир” “Медицина” М. АСТ 1995 г.
- Детская энциклопедия “Я познаю мир” “Тайны человека” М. Астрель 2000 г.