Человек постоянно идет в ногу с научно-техническим прогрессом, открывая все новые и новые достижения научной революции. Единственное, о чем он не задумывается, так это здоровье – его и всего живого на планете. С момента рождения и на протяжении всей жизни на здоровье человека постоянно влияют различные факторы, начиная с плохой экологической обстановки, недостаточного физического воспитания и заканчивая вредными привычками.
Особо остро встает проблема здоровьесбережения в образовательном процессе, ведь если обратиться к статистике – только 5,6% детей заканчивают школу здоровыми. Что же влияет на здоровье детей в школе? В современной школе сохраняются такие недостатки как недостаточная освещенность классов, плохой воздух школьных помещений (тем не менее, многие учителя пренебрегают процедурой проветривания кабинета во время перемен), перегрузка учебными занятиями. Именно объем школьной нагрузки, на мой взгляд, является основным фактором риска здоровья детей. Ведь если взглянуть в конце учебного дня на наших школьников, то у 20-30% вы увидите признаки сильного или выраженного переутомления.
Еще один не менее ужасающий фактор риска – гиподинамия – с каждым годом становится все более актуальным. Количество детей, посещающих уроки физкультуры, занимающихся в спортивных секциях, просто активным отдыхом непрерывно падает. Причем гиподинамия вызвана, чаще всего, обыкновенной ленью и нежеланием что-либо делать, а также всеобщей компьютеризацией населения и нерациональным использованием компьютера (в основном – в качестве средства для игр). К тому же, в школах все активнее идет внедрение уроков информатики практически с 5 класса, что создает дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Учителя информатики обязательно должны включать в свои уроки динамические паузы и физкультминутки, включающие упражнения для глаз, позвоночника, чередовать виды деятельности учащихся.
Наряду с этими факторами риска можно еще добавить вредные привычки, сопровождающие наших детей с раннего возраста, всевозможные стрессовые ситуации в школе и дома, отрицательное влияние СМИ, слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни и др.
Таким образом, мы приходим к выводу, что наши школьники не всегда растут здоровыми и жизнерадостными, как мы хотели бы, поэтому очень важно вовремя предупреждать появление различных факторов риска – следить за интенсивностью обучения, не перегружать детей (в том числе и домашними заданиями), создавать благоприятную (антистрессовую) атмосферу в классе (положительный настрой на учебную деятельность, спокойный и ровный тон учителя, доброжелательное отношение к ученикам), пропаганда здорового и активного образа жизни через организацию классными руководителями классных часов, организация горячего питания детей всего класса и тем самым снижение уровня заболеваемости органов пищеварительной системы, проведение во время урока физкультминуток для профилактики и предупреждения заболеваний органов зрения и позвоночника.
Каждый современный учитель должен проводить урок с применением здоровьесберегающих технологий с учетом специфики своего предмета. Причем реализация этих технологий может быть начата с введения в урок отдельных элементов, направленных на сохранение здоровья учащихся. На своих уроках я использую физкультминутки, учитывая специфику своего предмета. Например, при проверке домашнего задания по теме “Многообразие птиц” я использую такой метод: предлагаю ребятам делать один хлопок в ладоши, если я называю лесных птиц; сидя на стуле, поворот туловищем вправо-влево, если птица открытых пространств; разводим руки в стороны, как будто плывем, если птица водоплавающая; потираем ладошки, если я называю птиц побережий и болот. Такой элемент урока не только снимает напряжение после поверки домашнего задания, но и настраивает ребят на дальнейшую работу по новой теме урока. Причем хорошо видно, применялись ли подобные физкультминутки ранее. В классах, где они использовались с 1 класса и применялись регулярно, ребята воспринимают такие элементы урока спокойно, с удовольствием выполняют предложенные учителем задания (классы с углубленным изучением немецкого языка), а те классы, где такие элементы урока не практиковались, воспринимают несерьезно, не все учащиеся добросовестно выполняют. Я преподаю биологию в 7-8 классах, только треть из них приучена к включению элементов здоровьесбережения на уроках. Я уверена, при дальнейшем использовании здоровьесберегающих технологий ребята постепенно привыкнут, и, я думаю, с удовольствием будут откликаться на подобные задания. Единственное, каждый учитель, применяя отдельные элементы физкультминуток, должен учитывать состояние здоровья каждого ученика в классе (индивидуальный подход), так как не все упражнения подходят для выполнения всеми учащимися, у некоторых могут быть противопоказания к их выполнению. Кроме физкультминуток я использую чередование методов учебной деятельности (устная работа, работа с учебником, работа с наглядным материалом, беседа с использованием таблиц). Чередование методов снижает утомляемость учащихся, нагрузку на отдельные органы (глаза, руки, позвоночник, шея), способствует поддержанию интереса к предмету на протяжении всего урока.
Таким образом, вы видите, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику и если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.