Технология даёт возможность учащимся получать навыки самообразования.
Единица учебного материала - блок-модуль, внутри которого учебный материал структуируется из учебных элементов.
Весь процесс строится на основе целеполагания и самоцелеполагания. Учитель осуществляет консультирование и управление. Ведущая роль сохраняется, но в рамках субъект - субъектные отношения в системе «учитель- ученик».
«Подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное, из-за деревьев школьники перестают видеть лес». М.Н. Скаткин.
Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуальном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. Модульное обучение позволяет сократить учебный курс на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала.
Пик многопредметности 7-9-ый классы (психические процессы наиболее неустойчивы и физиологическая деятельность наиболее адекватно реагирует на перегрузку).
Комфортная зона внимания для взрослого человека-3-4-канала. На уроке также идёт смена видов деятельности. Всё это изначально предопределяет плохие результаты.
Ориентация школы на подготовку кадров, тесно привязанных к одной профессии - путь малоперспективный. Любая массовая профессия не может гарантировать рабочее место в течение всей жизни. Определённому числу учащихся придётся овладеть специальностями, которые пока не существуют. В рамках решения этой задачи учащиеся должны овладеть программами, насыщенными академическими знаниями. Базовые ЗУиН связаны с грамотностью и основной элементарной математической подготовкой.
Модульное обучение обеспечивает переход от коллективных форм обучения к групповым формам дифференцированного обучения. Это интенсивный способ, требующий изменения структуры программы и методики обучения.
Основой является проблемный подход, творческое отношение обучаемого к учению.
Цикл модульного обучения включает:
1) создание мотивации, сознательного интереса субъекта;
2) выделение состава необходимой деятельности;
3) овладение видами деятельности в процессе освоения знаний.
Механизмом формирования общеучебных умений и навыков служат блоки-алгоритмы, которые вместе с блоками-модулями содержания учебного материала составляют основу циклов познания.
Большинство учащихся не владеет навыками сотрудничества в совместной деятельности, у них появляется четкая ориентация на себя. Актуальна работа в паре, группе, обучение сотрудничеству, культуре поведения.
Для освоения данной технологии использую её элементы при изучении темы « Дыхательная система человека». Тема изучается 5 часов, из них один час - контрольная работа.
Тема»Дыхательная система человека»
Дидактические задачи модуля: в результате овладения содержанием модуля учащиеся должны:
1. Раскрывать значение биологического окисления;
2. Знать строение, функции, основные правила гигиены дыхательной системы человека;
3. Объяснять биологическое понятие «Организм- открытая живая система»;
4. Развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
5. Иметь знания о здоровом образе жизни.
Модуль № 1.Строение и функции дыхательной системы.
Задачи модуля:
1) Изучить строение и функции дыхательной системы;
2) Найти различия между газообменом в лёгких и тканях.
2 –урока-2 –УЭ на изучение модуля.
УЭ-1.
Ход урока
1. Постановка задач перед учащимися при изучении темы «Дыхательная система человека».
1) Поиск цели предстоящей учебной деятельности.
Внимание на название темы. Чтобы определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов, проведём тестовую проверочную работу. Необходимо выделить правильные ответы с кратким обсуждением.
УЭ-1
Тестовая проверочная работа по теме «Дыхание»
Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите, какой ответ является правильным. В тетради запишите номер вопроса, а рядом – букву, которая соответствует
правильному ответу. Например 1г2а, … .
1. Процесс дыхания характерен:
а) для всех организмов;
б) только для животных;
в) только для растений.
2. Кислород необходим для дыхания:
а) человеку, зайцу, аскариде (паразитический червь, обитающий в кишечнике зверей);
б) лисе, кактусу, акуле;
в) бычьему цепню, ящерице, кошке.
3. Органами дыхания зверей являются:
а) жабры;
б) легкие;
в) сердце.
4. Человек выдыхает:
а) только кислород, содержащийся в воздухе;
б) воздух;
в) только углекислый газ, содержащийся в воздухе.
5. В результате процесса дыхания:
а) образуются органические вещества;
б) выделяется кислород из организма в окружающую среду;
в) освобождается энергия, необходимая для работы клеток.
6. В процессе дыхания растения:
а) выделяют углекислый газ;
б) выделяют кислород;
в) поглощают световую энергию.
7. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы, называется:
а) эритроцит;
б) лейкоцит;
в) тромбоцит.
8). Систему органов дыхания млекопитающих составляют:
а) кровь, сердце, легкие;
б) легкие, воздухоносные пути;
в) почки, печень, желудок.
9.Артериальной называется кровь, которая:
а) содержит большое количество кислорода;
б) содержит большое количество углекислого газа;
в) течет только по артериям.
Правильные ответы к тестовой работе по теме «Дыхание»: 1а, 2б, 3б,4б,5в,6а,7а,8б,9а.
Критерии оценки: уровень-количество правильных ответов: высокий-9; средний- 8,7;низкий-менее 7.
В результате возникает ощущение конфликта между знанием и незнанием.
Поэтому далее проводится фронтальная беседа для выявления проблем при изучении темы. Выполнение схемы на доске «Дыхательная система».
1.Значение процесса (знаем частично).
2.Осуществление процесса дыхания. Газообмен. (Знаем транспорт газов кровью. Даётся задание учащимся подготовить сообщение о легочном и телесном кругах кровообращения).
3.Органы дыхательной системы. ( Не знаем соответствие строения и функции органов дыхательной системы).
4.Эволюция органов. (Подготовить сообщение к следующему уроку).
5.Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.
6.Необходимые понятия процесса: диффузия, давление.
7.Гигиенические аспекты дыхания.
8.Экологические аспекты дыхания.
9.Оказание первой помощи при травмах органов дыхания.
2).Беседа с учащимися.
Основным свойством живых организмов является?
Обмен веществ, состоящий из взаимосвязанных и взаимопротивоположных процессов:
-поступление питательных веществ, кислорода; синтез веществ, свойственных клетке, затрата энергии;
-распад ,расщепление органических соединений, накопление энергии; удаление продуктов
жизнедеятельности; углекислого газа.
Кислород-окислитель, осуществляется биологическое окисление органических соединений. (Повторение «Жизненные процессы клетки» стр.30-31).
Энергия:
1) запасается в виде АТФ;
2) тепловая энергия;
3) затрачивается на синтез органических соединений;
4) используется для всех жизненных процессов.
Записать в тетрадь:
1.Значение дыхания
-поддержание биологического окисления, необходимого для энергетических нужд организма;
-обеспечение организма кислородом, выделение углекислого газа ( газообмен);
-теплорегуляция;
-голосообразование.
Вывод: Дыханием можно назвать практически любой процесс, при котором окисление органических веществ ведёт к выделению химической энергии.
3). Короткая справка.
Органы дыхания человека – лёгкие, каждое лёгкое герметически изолировано, покрыто лёгочной плеврой и отделено от сердца околосердечной сумкой.
В лёгких 350 миллионов альвеол, площадь их поверхности составляет-100-150 квадратных метров.
Без пищи человек живёт несколько недель, без воды-несколько суток, без воздуха-4-5-секунд (запас свежего воздуха ограничен объёмом лёгких).
Альвеола (воздушный мешочек), стенка альвеолы - плоский эпителий - один слой эпителиальных клеток.
4). Строение и функции дыхательной системы (общий план строения, рассказ учителя, фиксация основных моментов в тетради). Использование таблицы «Дыхательная система».
ДС 1).Воздухоносные пути; 2).Органы дыхания – лёгкие. ( В тетрадь).
Оформление таблицы в тетради в классе и дома. Стр. 132-137;стр.34-35;стр30-31,п.26.
Название органа | Особенности строения | Функции |
1. Носовая полость | Выстлана слизистым реснитчатым эпителием и чувствительным эпителием, извилистые нос. ходы, кров. сосуды | Увлажнение согревание Обеззараживание, Удаление частей пыли, обоняние |
2. Глотка | Носоглотка, рот. часть глотки | Проведение воздуха в гортань |
3. Гортань (демонстрация модели) | Полый орган, в стенках неск. хрящей- щитовидный , надгортанный и др. между хрящами нах-ся гол. связки, обр. голос. щель. | 1.защита от попадания пищи 2.образование звуков. |
4. Трахея | Дых .трубка ,12 см, хрящевые полукольца, впереди | Обеспечивает свободное прохождение воздуха |
5. Бронхи | Левый и правый укреплены хрящевыми полукольцами -> бронхиолы | Обеспечивает свободное прохождение воздуха |
6. Легкие | Правое-3 доли Левое-2 Покрыты плеврой окончания бронхиол Альвеолы – 1 слой Плоского эпителия, капилляры. |
Газообмен |
Используя учебник , дополнить таблицу дома.
Вывод: Соответствие строения органов выполняемой функции.
5).Подготовить ответы на вопросы:1-ый вариант а) Почему при дыхании через рот увеличивается вероятность простудных заболеваний? б) в.6, стр.139.Как проявляются гайморит и фронтит? От каких слов происходят названия этих болезней?
2-ой вариант а) Как работает дыхательный аппарат во время пения? б) Объясните смысл поговорки « Когда я ем , я глух и нем » с физиологической точки зрения. ДЗ п.26.
УЭ-№2. Газообмен в легких и тканях.
Основная задача: Изучение газообмена ,найти различия между газообменами в легких и тканях.
I. Организационная часть, повторение изученного материала.
1). Объясните значение процесса дыхания. (Один ученик с места).
2). Используя таблицу, назовите органы дыхательной системы в определенной последовательности, покажите , отметьте выполняемые функции.
3). Заранее подготовленный ученик отвечает об эволюции дыхательной системы.
Вывод: С увеличением размеров животных возникает потребность в транспорте кислорода к клеткам , расположенным внутри организма.
II. Основная функция дыхательной системы: Осуществление газообмена. (Использовать таблицу о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха).
Воздух - смесь газов и водяных паров.
Атмосферный воздух | Выдыхаемый воздух | Как изменился состав воздуха? |
Кислород-21% | 16,3% | |
Азот -78% | - | |
Углек.газ -0,03% | 3,03-4,03% | Возр. на 3-4% |
Других газов – 1% |
Какое физиологическое значение составных частей воздуха?
Краткая справка даётся одним из учащихся сообщением.
Кислород. Самый чистый атмосферный воздух содержит- 21% кислорода. При-11-13% развивается кислородная недостаточность; 7-8%- может наступить смерть.
Углек. газ. Бесцветный газ, не имеющий запаха, при 4-5% появляются признаки отравления, при10-12% наступает потеря сознания и смерть.
Азот. Инертный газ, не вступающий в организме ни в какие химические соединения. В растворённом виде азот содержится в крови и тканевых жидкостях. Значение.
Во вдыхаемом воздухе он разбавляет кислород, жизнь в чистом кислороде невозможна.
Выделяем этапы газообмена и записываем в тетрадь:
1). Внешнее дыхание-вентиляция. Обмен газов между воздушной средой и лёгкими.
2). Лёгочное дыхание. Обмен газов между лёгкими и кровью.
3). Транспорт газов кровью.
4). Тканевое дыхание. Газообмен в тканях.
5). Клеточное дыхание.
Итак, разбираем механизм вентиляции лёгких.
На доске записаны термины:
-ЛЁГКИЕ
-ВОРОТА ЛЁГКИХ
-ЛЁГОЧНАЯ ПЛЕВРА- выделяет жидкость
-ПРИСТЕНОЧНАЯ ПЛЕВРА
-ПЛЕВРАЛЬНАЯ ПОЛОСТЬ- содержит жидкость, давление на 3-4 мм. рт. ст. ниже, чем в лёгких, благодаря чему лёгкие заполняют практически всю грудную клетку, пассивно следуя за ней.
-ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
-ДИАФРАГМА
-ДИФФУЗИЯ
-ДАВЛЕНИЕ
Комментированное чтение стр.140,142. Работа с терминами, объяснение терминов.
Диффузия-процесс выравнивания концентраций кислорода внутри организма и окружающей его среде.
Воздух имеет очень низкую плотность, поэтому он быстро реагирует на изменения давления - это позволило животным, дышащим воздухом ,выработать механизм вентиляции.
Вентиляция лёгких - это результат изменения давления в грудной клетке. Когда давление в грудной клетке становится ниже атмосферного, воздух поступает внутрь.
Парциальным давлением называют часть общего давления, которая приходится на долю данного газа в газовой смеси. Чем выше процентное содержание газа в смеси , тем выше его парциальное давление.
Кислорода-20,94% от 760 мм.рт.ст. – 159 мм. рт. ст..
Вдох Активный процесс, уменьшающий давление в лёгких, в результате чего они наполняются воздухом по градиенту давления. |
Выдох Пассивный процесс, повышающий давление в лёгких, воздух выходит из лёгких по градиенту давления. |
2). Обмен газов между лёгкими и кровью.
Для газов ,растворённых в жидкости, употребляется термин - напряжение (мм.рт.ст.).
Если парциальное давление газа в окружающей среде выше, чем напряжение этого газа в жидкости, то газ растворяется в жидкости.
Парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе выше (100-110 мм. рт. ст.), чем в притекающей венозной крови ( 40 мм. рт. ст. ). Парциальное давление углекислого газа , наоборот , выше в крови (46 мм.рт.ст.), чем в альвеолярном воздухе (38 мм. рт. ст.). Поэтому газы диффундируют в противоположных направлениях.
Парциальное давление (напряжение) (мм. рт.ст.)
атмосферн.возд. | альвеол. возд. | венозная.кр. | артериальн.кр. | в ткневой жид. | |
Кислород | 159 | 100-110 | 40 | 102 | 20-40 |
Углек.газ | 0,2-0,3 | 40 | 47 | 40 | 60 |
Скорость диффузии угл. г. из крови в 25 раз больше , чем кислорода, поэтому успевает выделиться из крови.( За счет разницы в 7 мм. рт. ст. . По ходу объяснения , показываем стрелками по рисунку .
Вывод: За счёт разности парциального давления идет диффузия газов из области большего в область меньшего давления . Венозная кровь превращается в артериальную.
3) Транспорт газов кровью. Газообмен в тканях. Рассказ хорошо подготовленного ученика о лёгочном и телесном кругах кровообращения.
Добавление учителя. Ребята, обратите внимание, что переносчиком газов является кровь. В крови, как и во всякой жидкости , газы могут находиться в двух состояниях:
в физически растворённом состоянии и в химически связанном виде. Оба газа очень слабо растворяются в плазме крови. Кислород , растворившийся в слое влаги на поверхности эпителия альвеол, диффундирует через тонкий барьер в эндотелий капилляров и поступает сначала в плазму крови, затем он соединяется в эритроцитах с гемоглобином.
1 г НЬ связывает 1,34 мл кислорода и образуется оксигемоглобин, который переносится к тканям. В тканях идет диссоциация оксигемоглобина, так как выше температура, чем в лёгких (они постоянно вентилируются), и напряжение углекислого газа. Углек. газ с НЬ – карбгемоглобин. 75% этого газа переносится в виде гидрокарбонатов калия и натрия. Опасность отравления угарным газом – соединение карбоксигемоглобин вызывает асфиксию.
Клеточное дыхание .
1) Анаэробное . Образуется 2 молекулы АТФ. Значение. Короткое время можем находиться без кислорода, при усиленной мышечной нагрузке развивается усталость - следствие недостатка кислорода и накопления молочной кислоты в мышцах.
2) Аэробное дыхание. Окисление глюкозы до угл. г. и воды с образованием 38 молекул АТФ. Процесс идёт на митохондриях клетки. Энергия - часть рассеивается в виде тепла, на процессы жизнедеятельности.
Что общего и в чём различие газообмена в лёгких и тканях?
Вывод. Общие закономерности процесса:
1) Газообмен осуществляется путём диффузии;
2) Газообмен зависит от поверхности , разности парциального давления( напряжения) диффундирующих газов.
Отличие . В альвеолах легких происходит газообмен: кровь насыщается кислородом и выделяет угл. газ. В тканях происходит обратный процесс. Происходит изменение среды: 1) Внешнее дыхание среда – газ-газ;
2) Тканевое дыхание среда – газ-жидкость.
Свойство гемоглобина связывать кислород имеет жизненно важное значение для организма. Иногда люди гибнут от недостатка кислорода, окружённые самым чистым воздухом. Это может случиться с человеком на больших высотах. 15 апреля 1875 года воздушный шар «Зенит», на борту которого были три воздухоплавателя, достиг высоты 8000м. В живых остался один человек. На больших высотах (7-8 км) артериальная кровь по газовому составу приближается к венозной. Подъём на высоту 5000 м требует пользования специальными кислородными приборами.
Объясните.
1) Горную болезнь. Высота 4000м. Дыхание Чейн - Стокса, редкое, прерывистое, потеря сознания.( Гипоксия – кислородное голодание.)
2) Кессонная болезнь. С увеличением глубины на каждые 10м давление возрастает на 1 атм. В крови и тканях увеличивается парциальное давление кислорода и растворяется азот, его пузырьки закупоривают сосуды и разрывают ткани, появляется ломота в суставах, развивается паралич рук и ног, слабость, смерть. Глубинное опьянение.(Отравление кислородом) . Появляются судороги , галлюцинации.
ДЗ п. 26,27.
Модуль № 2. Гигиена дыхания.
УЭ-0
Интегрирующая цель:
а) систематизировать знания о регуляции дыхания и о механизме вдоха и выдоха;
б) обосновать правила гигиены дыхания;
в) проверить знания по теме « Дыхание».
УЭ -1.
Цель: систематизировать знания о механизме вдоха и выдоха, регуляции дыхания, функциональных возможностях дыхательной системы.
1. Проверка знаний. Выполнение биологического диктанта.
2. Изучение нового материала.
1) Выяснение причины поступления воздуха в лёгкие.
Опыт. Попробуйте вдохнуть или выдохнуть так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались. Это оказывается невозможным, потому что не изменяется объём грудной полости. Теперь попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей , и сократить мышцы живота и груди. Положение диафрагмы изменится , однако воздух в лёгкие не поступает и не выходит из них. Вывод: чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо :
- чтобы мышцы могли изменять объём грудной полости;
-чтобы выход и вход воздуха через дыхательные пути был свободен;
-при сквозном ранении грудной полости рекомендуется восстановить её герметичность (давление в плевральной полости ниже атмосферного , лёгкие не имеют мышечной ткани , тесно прижаты к стенкам грудной клетки).
2) Причина вдоха и выдоха издавна интересовала учёных, врачей. В своё время было предложено несколько гипотез: а) воздух самотёком входит, раздувает лёгкие и расширяет грудную клетку; б) лёгкие в грудной полости расширяются и засасывают ( втягивают) атмосферный воздух внутрь ( вдох), а сжимаясь, выталкивают его ( выдох). С какой гипотезой вы согласны?.--Дыхательные движения. Каков механизм вдоха и выдоха?
Вдох стр.142, абз. 2. Выдох стр. 142, абз. 3.
Назовите дыхательные мышцы:
-наружные межрёберные мышцы – вдох;
-внутренние межреберные мышцы –выдох;
-диафрагма;
-участвуют брюшные мышцы.
ВДОХ | ВЫДОХ | |
Наружные межрёб. мышцы | Сокращаются | Расслабляются |
Положение рёбер гр. кл. | Верх и вперёд | Вниз и назад |
Диафрагма | Становится более плоской, сокращаясь | Возвращается к куполообразной |
Органы брюшной полости | Смещаются вниз | Смещаются вверх |
Объём лёгких | Возрастает | Уменьшается |
Давление воздуха в лёгких | Падает | Возрастает |
Движение воздуха по градиенту давления | В лёгкие | Из лёгких |
3) Почему вдох ритмически сменяет выдох? Как осуществляется регуляция функций организма? (Нервная и гуморальная). Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр продолговатого мозга. Импульсы поступают от рецепторов, расположенных в альвеолах лёгких, носовой полости, др. Записать в тетрадь.
Нервная регуляция :
- непроизвольная ( дыхательный центр продолговатого мозга):
- произвольная (кора больших полушарий).
Гуморальная регуляция : - ускоряет частоту и глубину дыхания ( избыток углекислого газа); - замедляет ( недостаток углекислого газа).
Вопросы для обсуждения : 1) При вхождении в холодную воду « захватывает дух» . Почему? 2) Почему у новорожденного дыхательные движения появляются только после того, как перерезана пуповина, соединяющая ребёнка с матерью? 3) Почему у болельщиков , смотрящих футбольный матч , учащается дыхание? 4)Дыхание – количественный признак, поддающийся измерению. Прибор спирометр дает возможность измерить интенсивность дыхания. Взрослый человек совершает 15-18 дыхательных движений в минуту. При спокойном дыхании человек вдыхает и выдыхает 500 см куб. воздуха. В течение 1 мин человек вдыхает и выдыхает 5-8 л воздуха. Это минутный объём дыхания. ( Возрастает при физической нагрузке до 80-120 л в минуту).
Количественный признак дыхательного процесса - ЖЁЛ - это то количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Величина складывается из ДО(дыхательного объёма)-объём, который можно вдохнуть после спокойного выдоха 0,5л ; РВ- ( резервного выдоха)-объём, который можно дополнительно выдохнуть после спокойного вдоха 1,0-1,5л и РВ-( резервного вдоха)-объём, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха-1,5-2,5л. Остаточный объём - это объём, который остаётся после интенсивного выдоха. Объём «мёртвого» пространства составит 0,15л – объём дыхательных путей ,где воздух не участвует в газообмене.
5) Закрепление изученного материала, решение задач: 1- вариант: При каждом дыхательном движении человек пропускает через лёгкие в среднем 500 см куб. воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода ( на 4% меньше вдыхаемого). Рассчитайте сколько кислорода потребляет ученик , класс (25 учащихся) за урок , если один ученик делает в 1мин 18 дыхательных движений; 2- вариант: В одном литре воздуха содержится 210 см куб. кислорода. Человек при работе потребляет 6 л кислорода в мин. Сколько воздуха должно пройти через его лёгкие за рабочий день ( 8ч).
6) ДЗ п.28. Выполнить лабораторную работу . Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
УЭ № 2.
Цель: раскрыть гигиенические аспекты дыхания ,функциональные возможности дыхательной системы.
1. Изучение нового материала.
1) учащимся задаются вопросы :а) В спокойном состоянии через лёгкие человека проходит около 8л воздуха за 1мин, а при напряжённой работе – до120 и более литров . За счёт чего повышается пропускная способность лёгких?( Ответ: за счёт учащения и глубины дыхания); б) Потребление кислорода в спокойном состоянии составляет у человека 2,5 л в мин. Во время подъёма на гору груза в 20 кг оно составляет 4,3 л в 1 мин. Объясните , как достигается при активной мышечной работе доставка почти удвоенного количества кислорода к работающим органам тела. (Ответ: при активной мышечной работе от рецепторов, работающих мышц поступают нервные сигналы в центральную нервную систему; путем нервно-гуморальной регуляции усиливается работа сердца, расширяются капилляры мышц, выбрасывается кровь из запасных депо в кровеносное русло, учащаются и усиливаются дыхательные движения, повышается лёгочный и тканевый газообмен).
2) Прочитайте текст и ответьте на вопрос :
- От чего зависит интенсивность дыхания?
Интенсивность процесса дыхания возрастает с увеличением теплопотерь. Больше кислорода нужно растущему организму, активно работающие ткани жадно поглощают кислород. Во время сна человек поглощает 15-20 л кислорода за 1ч. Когда человек бодрствует , но лежит, потребление кислорода увеличивается на 1/3, а при ходьбе вдвое, при лёгкой работе – втрое, при тяжёлой – в шесть и более раз.
Вывод: Интенсивность дыхания зависит от глубины и частоты дыхания, которые зависят от :а) нейро-гуморальной регуляции; б) парциального давления кислорода в атмосфере; в) возраста и пола ; г) физической нагрузки; д) физического состояния человека (у тренированных людей ЖЁЛ увеличивается; дыхание становится более редким и глубоким).
3)Одним из основных факторов, влияющих на процесс дыхания является правильное дыхание. Выработка правильного дыхания активизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков лёгких. Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подвластный сознательной и активной регуляции со стороны человека. Основным является полное дыхание, т. е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лёжа, потом сидя и стоя.
Обучение четырёхфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох - задержка – выдох – задержка».
Правильное дыхание – это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при этом лёгкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих 4 этапов: 1-й – вдох:- распустить мышцы живота , начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперёд; - наполнить среднюю часть лёгких, расширяя грудную клетку с помощью межрёберных мышц;- приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки лёгких.
2-ой- пауза.
3-ий –выдох:- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить рёбра, используя группу межрёберных мышц; -опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек лёгких. (Проделать упражнение с учащимися ).
4) Неправильное дыхание - фактор негативно влияющий на нашу дыхательную систему. Назовите ещё такие факторы.
-Экологическое загрязнение атмосферы
-Табачный дым и смола
- Возбудители инфекционных заболеваний, всегда содержатся в воздухе.
Вывод: На процесс дыхания влияет состав воздушной среды .
Лабораторная работа (демонстрационно) "Определение запылённости атмосферы в зимнее время".
Инструкция. Берётся проба снега , помещается в поллитровую банку. Когда снег растает, воду взбалтывают и приступают к анализу. На газетный лист - текст ставят тонкостенный стакан и льют в него талую воду до тех пор, пока становится невозможным читать печатный текст. Высота столбика воды и является показателем запылённости: чем он ниже, тем запылённость большая.
5) Болезни дыхательной системы: грипп , ангина ,ОРЗ. Роль флюорографии в диагностике туберкулёза и рака лёгких. ( Беседа).
6) Клиническая и биологическая смерть . Приёмы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямой массаж сердца, ( Изучают по ОБЖ , кратко повторить ).
7) Краткая история курения . Состав табачного дыма и его действие на организм. (Сообщение ).
Курящий с жадностью затягивается ароматным дымом, не задумываясь , конечно , о том , что вызывает в организме каждая подобная затяжка. В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.( Побледнение кожных покровов ,тошнота головокружение, слабость мышц, рвота). Вещества табачного дыма .( Таблица).
Болезни курильщиков.
- Карцинома бронхов (рак лёгких) - самая распространённая злокачественная опухоль в развитых странах и третья по частоте причина смерти в Великобритании.
- Эмфизема-разрушение лёгочной ткани, приводящая к сокращению площади поверхности лёгких.
- Бронхит - это воспаление выстилки бронхов
- Другие последствия курения:
- заболевания сосудов периферических, что может привести к потере конечностей;
- ишемическая болезнь сердца;
- рак мочевого пузыря;
- возрастание дефективных сперматозоидов;
- нарушение памяти;
- развитие астмы;
- рак языка и губ.
2. Закрепление изученного материала. Работа в группах, используя материал учебника, дай обоснование профилактическим мероприятиям болезней органов дыхания, отвечая на следующие вопросы:
1)- Почему нужно дышать через нос , а не через рот?
- В Арктике и Антарктиде , несмотря на холод , люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умеренного климата часто . Почему?
- Объясните итальянскую пословицу, которая гласит « Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач».
2) - При Организации Объединённых Наций существует Всемирная организация здравоохранения. Теперь эта организация энергично включилась в борьбу с курением.
Почему?
- Объясните. Курильщики считают, что при курении без затяжки, табачный дым не опасен, поскольку газы всасываются только в альвеолах лёгких. Правильно ли они думают?
- Объясните, в чём опасность отравления бытовым газом?
3) - В чём необходимость проветривания помещений?
- Почему воздух в помещениях не должен быть пыльным , слишком сухим или слишком сырым?
- Почему для правильного дыхания необходимо следить за правильной осанкой.
Разгадайте кроссворд по теме «Дыхание». По вертикали:
1. Соединение кислорода с гемоглобином.
По горизонтали:
2. Участок верхних дыхательных путей.
3.Вещество, входящее в состав табачного дыма.
3. Заболевание, связанное с нарушением проведения воздуха по дыхательным путям.
4. Процесс вентиляции лёгких, сопровождающийся поглощением кислорода, выделением углекислого газа.
6. Парные органы , в которых происходит газообмен.
7.Орган дыхательного аппарата, представляющий собой трубку, выстланную слизистой оболочкой.
8.Измерение ЖЁЛ.
9. Обмен между газами при дыхании.
10. Главная дыхательная мышца.
11.Оболочка, покрывающая лёгкие и выстилающая изнутри стенки грудной полости.
12.Газ, входящий в состав воздуха.
13. Заболевания лёгких.
14.Газ, необходимый для дыхания.
15. Участок воздухоносного пути .образующий «дерево».
Ответы:
1. Оксигемоглобин. 2. Гортань. 3. Никотин. 4.Астма. 5. Дыхание. 6.Л ёгкие. 7. Трахея. 8. Спирометрия.
9. Газообмен.10. Диафрагма.11. Плевпа.12. Озон.13. Туберкулёз.14. Кислород.15. Бронх.
Критерии оценки:
15- отлично; 14,13,12, - хорошо; менее 12 – плохо.
Биологический диктант. Вариант № 1.
1. Какие утверждения верны?
1).Дыхательная система человека включает :
а) кожу,б) дыхательные пути, в) лёгкие, г) грудную клетку, д) диафрагму.(б, в.)
2) Воздухоносные пути –это:
а) полость носа,б) носоглотка, в) трахея, г) бронхи, д) лёгкие.( а, б, в, г.)
3) Внутри носовая полость разделена на :
а) две части; б) три части; в) четыре части.( а)
4) Продолжением трахеи является :
а) носоглотка; б) бронхи.(б)
5) Альвеолы – это:
а) разветвления трахеи; б) лёгочные пузырьки ; в) выпячивания лёгочных пузырьков.(б)
6) В организме кислород транспортируется к тканям:
а) плазмой крови; б) лейкоцитами; в) эритроцитами.(в)
2. Выберите правильный ответ.
1) Сколько дыхательных движений человек совершает в спокойном состоянии:
а) 10-12 ; б) 16-18; в) 20-22.( б).
2) В каких органах кровь насыщается кислородом:
а) в легких; в) сердце;г) в почках.(а)
3) Почему лёгкие сжимаются и расправляются:
а) благодаря движениям мышц; б) эластическим свойствам тканей лёгких.(а)
4) На сколько главных бронхов делится трахея:
а) на два; б) на три; в) или четыре.(а)
5) Гемоглобин –это:
а) форменный элемент крови; б) белок переносящий кислород; в) вещество , входящее в состав плазмы.(б)
Биологический диктант. Вариант № 2.
1. Какие утверждения верны?
1) Функции носовой полости:
а) очищение воздуха от пыли и микробов;б) согревание воздуха; в) увлажнение воздуха; г) рецепторная; д) газообменная.( а,б,в,г,)
2)Трахея выстлана:
а) многослойным эпителием; б) мерцательным эпителием; в) соединительной тканью;
г) гладкими мышцами; д) хрящами.(б)
3) Стенки альвеол состоят :
а) многослойного эпителия; б) мерцательного эпителия ; в) однослойного эпителия; г) эластических волокон; д) гладкомышечных волокон. (в,г)
4) Через ворота лёгких проходят:
а) бронхи; б) артерии; в) пищевод; г) вены; д) нервы.(а, б, г, д)
5) Снаружи лёгкие покрыты:
а) гладкими мышцами; б) сетью венозных сосудов; в) сетью артериальных сосудов; г) плеврой; д) ресничным эпителием.(г)
2. Выберите правильный ответ.
1) Сколько носовых раковин имеется на боковой стенке полости носа :
а) две; ,б) три; в) или четыре.(б)
2) Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой оболочки полости носа:
а) увеличивают поверхность слизистой оболочки; б) являются чувствительными приборами; в) удаляют слизь и частички пыли из полости носа.(в)
3) Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов:
а) хрящевые пластинки; б) или хрящевые полукольца.(б)
4) В организме кислород транспортируется к тканям:
а) плазмой крови; б) лейкоцитами ; в) эритроцитами.(в)
5) Почему легкие сжимаются и расправляются :
а) благодаря движениям мышц; б) или эластическим свойствам тканей лёгких.(б)
Проверочная работа по теме «Дыхательная система». (Проводится на заключительном уроке по двум вариантам).
Вариант № 1.
Часть 1. Проверка усвоения базовых понятий темы. Сформулируйте следующие понятия:
1) Дыхание – это процесс….
2) Из каких этапов складывается процесс дыхания у человека.
3) Назовите функции дыхательной системы человека.
Часть 2. Тестирование по строению и функционированию дыхательной системы.
1) Перечислите органы , относящиеся к воздухоносным путям: а)….; б)…..
Какую функцию они выполняют?
2) Вставьте пропущенные слова.
Основной орган дыхательной системы –а)……….Каждое лёгкое снаружи покрыто тонкой оболочкой –б)……., которая состоит из двух листков, наружный листок-в)…….., внутренний листок-г)……., между этими листками находится -, заполненная –д)……, уменьшающей е) ……при движениях лёгких.
3) Укажите правильный ответ на вопрос, по какому кругу кровообращения кровь поступает в лёгкие? а) по большому? или б) по малому кругу?
4) Какие условия необходимы для поступления воздуха в лёгкие?
а) сокращение наружных межрёберных мышц; б) расслабление диафрагмы; в) отрицательное давление в плевральной полости;г) давлние в плевральной полости равное атмосферному; д) сокращение диафрагмы.
5) Какие мышцы участвуют в дыхательных движениях? а) диафрагма ; б) межрёберные; в) спинные; г)брюшные.
6)Благодаря чему кислород диффундирует из альвеол в капилляры? а) разница концентрации; б) разница давления в) свободные пространства; г) сквозные отверстия.
7) Где усваивается кислород? а) носоглотка ; б) легкие ; в) эритроциты крови; в) митохондрии клеток.
8) Где расположен дыхательный центр? а) лёгкие ; б) мозжечок ;в)продолговатый мозг ;г) кора больших полушарий.
9) Укажите, какой гуморальный фактор является ведущим в регуляции дыхания? а)концентрация кислорода в крови; б) концентрация углекислого газа в крови; в) количество гемоглобина в крови; г) количество глюкозы в крови.
10) В альвеолах лёгких происходит газообмен , который заключается: а)…………и б)…….. В тканях происходит обратный процесс, который заключается в а)………и
б)………
Часть 3. Задания на прикладные аспекты темы. Ответьте на предложенные вопросы.
1) Какова роль растений как "зелёных лёгких" планеты?
2) Что выгоднее для ныряльщика : сделать перед погружением несколько вдохов и выдохов или набрать в лёгкие как можно больше воздуха?
3) Назовите факты , свидетельствующие о том , что в регуляции дыхания участвует кора больших полушарий.
4) Какая бактерия является возбудителем туберкулёза?
5) Приведите примеры канцерогенных веществ табачного дыма.
Проверочная работа по теме "Дыхательная система" .Вариант № 2.
Часть 1. Проверка усвоения базовых понятий темы. Сформулируйте следующие понятия.
1) Внешнее дыхание – процессы поступления воздуха в………..
2) Тканевое дыхание состоит из ……..
3) Каково значение дыхания для организма человека? Запишите правильный ответ из предложенных вариантов.
а) Обеспечение питательными веществами. б) Охлаждение организма. в) Поглощение кислорода. г) Выделение паров воды. д) Выделение углекислого газа.е) Освобождение энергии.
Часть 2. Тестирование по строению и функционированию дыхательной системы.
1) Рассмотрите рисунок. Укажите, какие органы дыхания обозначены цифрами 1-6.
2) Дыхательная система человека состоит:
а)…………..; б)…………..
3) Газообмен в легких и тканях происходит путем :
а) диффузии вследствие разницы парциального давления; б) фильтрации вследствие разницы давления.
4) Дыхательный центр располагается в:
а) среднем мозге ; б) продолговатом мозге ; в) коре больших полушарий.
5) Вдох происходит при :
а) сокращении гладких мышц альвеол; б) отрицательном давлении плевральной полости;
в) повышенном давлении в плевральной полости; г) уменьшении объёма грудной клетки;
д) увеличении объёма грудной клетки.
6) Нервная регуляция дыхания осуществляется :
а) непроизвольная………; б) произвольная………….
7) Гуморальная регуляция. Частоту и глубину дыхания :
а) ускоряет……..; б) замедляет…………
8) Куполообразная мышца, сокращение которой увеличивает объём грудной клетки называется………
9) Вдох – активный процесс, ……………………………….. в лёгких, в результате чего они наполняются воздухом, поступающим по градиенту давления.
10) Выдох – пассивный процесс, ……………………….. в лёгких, в результате чего воздух выходит из лёгких по градиенту давления.
Часть 3. Задания на прикладные аспекты темы. Ответьте на предложенные вопросы.
1) Почему нужно дышать через нос , а не через рот?
2) Какова жизненная ёмкость лёгких?
3) Почему опущенный в воду кусочек лёгких не тонет?
4) Почему у нетренированных людей при физической нагрузке учащенное неглубокое дыхание?
5) Почему при беге требуется больше воздуха?