Интегрированный урок (литература + химия) на тему "Любовь, что движет Солнце и светила" (Данте)

Разделы: Химия, Биология, Литература


Ход урока

Ученик: Во имя Её воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою. Боги ради неё превращались в быков и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес. О Ней – почти все песни и стихи. Бунин сказал, что в литературе вообще есть только две достойные темы: смерть и Она. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Она стала основой одной из мировых религий (“Возлюби ближнего, как самого себя”). Сердце женщин (как полагают женщины) знают о Ней всё, а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Неё заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали её имя, но никто на свете не смог Её правильно назвать.

Учитель литературы: О ней, такой таинственной и такой прекрасной и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Шестнадцатилетний поэт Александр Сергеевич Пушкин о ней напишет:

Ученик:

Любовь одна – веселье жизни хладной,
Любовь одна – мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!

Учитель химии: Обращение к теме урока.

Цель урока:

1. Выяснить, какие химические вещества отвечают за состояние влюблённости, изучить структуру и состав этих веществ.

2. определить, какие участки головного мозга отвечают за состояние влюблённости.

Учитель литературы: На нашем уроке мы постараемся глубже познать значимость любви и уважения к людям.

Основные понятия темы: нравственные нормы, доброта, любовь, уважение.

Учитель литературы: Возможно ли проявление доброты без любви к окружающему миру и к людям? Сколько раз ты в день произносишь: “Я люблю…”? Интересно, какое количество страниц ты исписал бы в тетради, перечисляя всё то, что ты любишь? Однако мы ведём речь о правилах нравственности, определяющих отношения между людьми. Насколько длинен будет список людей, которых ты любишь? Назови число людей, которых ты любишь: “ Мама – раз…” А можешь ли ты сосчитать число людей, которые любят тебя? А хотелось бы тебе, чтобы и тех и других было больше?

Любовь – это и чувство, и состояние человека, и величайшая нравственная ценность. Ты уже встречался или обязательно встретишься с романтической любовью. Отношения между людьми, построенные на любви, порождают теплоту и душевность, заботу и ласку. Любовь лечит физические и духовные недуги. Особенность любви такова, что она, как животворный источник, щедро одаривает не только других, но и самого человека, испытывающего её. Она воодушевляет. Возвышает и окрыляет человека, делает мир вокруг ярче и прекраснее.

Ученики танцуют вальс.

Ученица:

Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье
Кружилась я быстрей – и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалось; не то, чтобы печаль
Не то, чтоб радость…

Ученик:

Вальс пришёл в Россию в XIX веке. Вальсы стали сочинять многие композиторы. Прозвучал Вальс-фантазия М.Глинки.

Ученик: Сообщение о вальсе. (Приложение №1)

Ученик: …Он как прекрасный и волнующий душу момент, когда чувствуется и томное воспоминание, и чуткое прозрение, когда в привычном вдруг обнаруживается почти неуловимое “дуновение невидимого…”

Ученик: И.С.Тургенев Стихотворение в прозе “Путь к любви”

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, - даже презрение. Да, все чувства…исключая одного: благодарности.

Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги…, но любовь - не деньги.

Учитель литературы: Что же такое любовь? Учёные, изучающие науку о любви (аморологию), утверждают:

Ученик:“Стремление к счастью – это золотая печь души, переплавляющая любые желания, самую ничтожную руду в чистое золото мечтаний об идеальном мире.”

“Любовь есть сфокусированное на конкретный объект стремление к счастью”

Ученик: О формуле любви. (Приложение №2).

Учитель литературы: Высочайшие примеры любви - именно в литературе. Вот и возьмём эти примеры себе в помощь, хотя и понятно, что тут расчёты приблизительные. Ибо нет возможности лично протестировать литературных героев. Условие: примем, что каждый параметр нашей формулы (или каждая составляющая психики) измеряется в неких условных баллах от1 до 10.

1 группа. Варенька и Иван Васильевич (Л.Н.Толстой “После бала”)

2 группа: Г.Н.Н. и Ася. (И.С.Тургенев “Ася”)

3 группа: Мария Ивановна и Пётр Гринёв ( А.С. Пушкин “Капитанская дочка”)

4 группа: Арбенин и Нина. (М.Ю.Лермонтов “Маскарад”)

Инсценировка.

5 группа: Герман и деньги. (А.С.Пушкин “Пиковая дама”)

6 группа: Мцыри. (любовь к родине) (М.Ю.Лермонтов “Мцыри”).

Ученик: Стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Любовь”.

Все говорят: любовь – самое высокое. Самое неземное чувство. Чужое я внедрилось в твоё: ты расширен – и ты нарушен; ты только теперь зажил <?> твоё я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть… Воскресают одни бессмертные боги…

Учитель химии: Лирики называют любовь неземным блаженством, скептики – временным безумием. Давайте разберёмся, какие химические процессы лежат в основе химического процесса.

Выступление учеников (группа химиков)

1 ученик: Влюбленность и химия (Приложение №3)

2 ученик: (Приложение №4)

3 ученик: (Приложение №5)

4 ученик: (Приложение №6)

5 ученик (Приложение №7)

Работа в группах:

Карточки для 5 групп.

  1. Определите качественный и количественный состав ФЕН(С 6 Н 4 С 2 Н 5 NH 2), и оксида азота (II).
  2. Определите виды химических связей и типы кристаллических решеток у этих веществ.
  3. Распишите строение атомов элементов, образующих данные соединения.

Группа химиков проверяет правильность выполнения заданий.

  1. ФЕН. Качественный состав: состоит из атомов углерода, водорода, азота. Количественный: 8 атомов углерода, 1 атом азота и 11 атомов водорода.
  2. Оксид азота: состоит из атомов азота и кислорода. 1 атом азота и 1 атом кислорода.
  3. Связь ковалентная полярная, молекулярная кристаллическая решетка.
  4. Расписать электронно-графические формулы углерода, водорода, азота, кислорода.

Учитель химии: (Приложение №8).

Выступление учеников (группа биохимиков).

На каждую группу выдаётся определённая статья, её обсуждают в группе в течении 3 минут и готовят сообщение, выделяя главное. Длительность сообщения – 1-2 минуты.

1 статья: (Приложение №9).

2 статья: (Приложение №10).

3 статья: (Приложение №11).

4 статья: (Приложение №12).

5 статья: (Приложение №13).

Просмотр отрывка из к/ф “Тело человека”.

Работа в группах: Обозначьте на схеме участок головного мозга, отвечающий за эмоции, состояние влечения.

Одних химических реакций мало…

Учитель литературы: Самое хрупкое творение химической жизни человека, самое утончённое – любовь.

Значимость любви к людям отметил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Однажды его спросили:

- Какое дело самое главное в жизни?

- Находиться с человеком, с которым вы общаетесь в данный момент, в любви!

А как же завоёвывать любовь и уважение и как учиться дарить их другим?

Л.Н.Толстой даёт следующий совет:

Ученик: “ Самый лучший человек тот, кто живёт своими мыслями и чужими чувствами. А худший – кто живёт чужими мыслями и своими чувствами”.

Учитель литературы: Значит, любовь, в первую очередь, связана с умением СОРАДОВАТЬСЯ, СОСТРАДАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ. СОПЕРЕЖИВАТЬ, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. “Душа – всему мера”, “Душа – заветное дело”, - подсказывают пословицы. А старая истина гласит: “Единство в главном, разногласия в неглавном и во всём – любовь”

Вспомните, что так привлекало Г.Н.Н. в Асе?

Ответ: “Её душа мне нравилась”

Учитель литературы: Доброе и уважительное отношение к людям исходит от внутреннего чувства, которое воспитывается постепенно. Поразмыслим над этим.

Всё, к чему прикасается любовь, обретает особую, чарующую силу, становится нежнее, совершеннее, прекраснее. Любовь совершенствует и дополняет творчество силой природы.

Нет ничего более убийственного для любви, чем грубость слов, резкость интонаций, властная безапелляционность взглядов, банальность прозы жизни. Как психическое явление чувство любви как бы создано с помощью тончайших инструментов сознания. В его природе чувствуется блеск бриллианта и прозрачность фарфора. Иногда малейшее неосторожное движение оказывается губительным для него. Надо беречь “блеск” и “прозрачность” любви и красоты: они так ранимы…

Вопрос: А кто из героев названных литературных произведений способен на такое сильное чувство? Докажите. Можно обратиться к характеристике героини.

Ответ: Маша, дочь капитана Миронова, героиня повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

Характеристика Марьи Мироновой.

Учитель литературы: Ученикам предлагается игра “Остров Мечты”. Из предлагаемого списка (Здоровье, Богатство, Слава, Любовь, Дружба, Семья) надо выбрать одну мечту. Все слова расположить в определённой последовательности.

Психолог собирает листочки.

Ученики объясняют свой выбор.

Психолог комментирует.

Ученик: А.С.Пушкин “Желание”

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;
Моя душа, пленённая тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя

Учитель химии: Мы не представляем себе жизни без острых любовных приключений. Нас хлебом не корми, только дай повлюбляться. Правда, на счету этой страсти уже немало жертв и трагедий, что никак не укладывается в формулу настоящей любви, потому что она, по мнению известного психолога-практика Михаила ЛЕЖЕПЕКОВА, никогда не может привести к гибели человека или к мысли о самоубийстве. Но, несмотря на эти "побочные" явления, миллионы людей попадают в сети эмоции влюбленности, стремятся к ней, мечтают сгореть в ее огне, жертвуя собой. Давайте спросим медиков, почему?

Выступление учеников (группа медиков).

1 ученик: (Приложение №14).

Учитель литературы: Кому из героев, на ваш взгляд, следовало бы прописать химиотерапию?

Ответ: Германну.

Учитель литературы: Известный английский философ, экономист Давид Юм утверждал, что “любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу”.

Ученик: А.С.Пушкин.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Учитель литературы: Христианское понимание любви к людям изложено в Новом завете Библии. Объясни и попробуй привести свои аргументы “за” или “против” известных постулатов библейского текста: (Задание по группам. Каждой группе по два высказывания).

Любовь долг терпит,

Милосердствует…

Не завидует…

Не превозносится…

Не гордится…

Не бесчинствует…

Не ищет своего…

Не раздражается…

Не мыслит зла…

Не радуется неправде, а сорадуется истине…

Всё покрывает..

Всему верит…

Всего надеется…

Всё переносит… (1-е Кор. 13:4 -7)

Высказывания учеников:

Учитель литературы: Как бы ты закончил предложение: “ Любовь никогда не перестаёт…?”

Ученик: “Любовь никогда не перестаёт, хотя о пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится”. (Первое послание к Коринфянам. Глава 13:8.)

Учитель литературы: Подведение итогов урока. Для возникновения настоящей любви, длящейся годами, одних химических реакций мало.

Домашнее задание: Докажи своими примерами известное утверждение: “Любовь творит чудеса” Или выполни следующие задания:

А) Предположим, что ты сможешь получить 1млн. долларов. Чем ты готов пожертвовать ради денег?

Б) Предположим, что ты очень нуждаешься в любви и признании со стороны какого-либо человека. Какую цену ты готов за это заплатить, чем пожертвовать?

В) Предположим, что все люди твоего города, твоей страны. Всего мира начинают любить друг друга…

Придумай историю, которая так начинается.

Химия:

Найдите в химическом справочнике формулы функциональных групп, входящих в состав ФЕН. Попытайтесь составить формулы фениламина, этилбензола.