Биология
-
Обобщающий урок по теме: "Клетка – структурно-функциональная единица живого" 2007
Задачи урока: обобщить и систематизировать материал данной темы: основные положения клеточной теории; строение и функции клеток прокариот и эукариот; закрепить умение находить на таблицах органоиды, сравнивать их в растительной и животной клетке; уметь применять полученные знания для доказательства единства живой и неживой природы, единства органического мира.
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему: "Последние дни" (М.Булгаков). Дуэль и смерть Пушкина 2007
Работа представляет исследование: можно ли было спасти А.С. Пушкина.
-
Технология модульного обучения на уроках биологии 2007
Данный урок в разделе «Метаболизм» - третий. По структуре он связан с предыдущими: пластический обмен, энергетический обмен. Изученный материал будет использоваться при изучении особенностей растительной клетки.
-
Математические образы природы (или использование любительской фотографии на уроках в средней школе) 2007
Наблюдая за растениями и животными, замечая физические и математические закономерности в окружающем нас мире, школьники получают возможность иллюстрировать сухие научные знания. Используя фотографии, учителя математики, физики, биологии, географии смогут разнообразить свои уроки, приобщить учеников к проектной и исследовательской деятельности.
-
Урок-презентация на тему: "Органы дыхания: строение и функции" 2007
Данный урок-презентация содержит не только материал о строении дыхательной системы, но и целый ряд наблюдений, информацию о гигиене дыхания, механизме звукообразования. Теоретический материал подкрепляется видеорядом, потому что всем известно, что основное восприятие у большинства детей - визуальное. Мне хотелось создать урок, который поможет и учителю, и ученикам, урок, который будет насыщенным и интересным.
-
Методические подходы при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии 2007
Методическими подходами при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии являются лабораторный практикум и элективный курс "Олимпиада как средство развития". При этом формируются экспериментальные умения и навыки; учащиеся проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты, делают выводы.
-
Интегрированный урок по информатике и биологии на тему: "Нормы питания. Расчет количества калорий с помощью электронных таблиц" 2007
Урок проводится в рамках уроков по здоровьесберегающим технологиям. На нем показываются возможности применения компьютерных технологий на уроке биологии. Также этот урок раскрывает необходимость рационального режима питания, формирует позитивное отношение к собственному здоровью, а также роль питания в поддержании здоровья.
-
Урок по биологии в 8-м классе по теме: "Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях" 2007
Предлагаемый материал является уроком сообщения новых знаний на основе закрепления материала, повторения и систематизации знаний, навыков учащихся. Использовать данный урок можно при изучении раздела "Кровь и кровообращение" учащимися в 9-м классе, а при работе по концентрической программе - в 8-м классе.
-
Тема урока: "Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных" 2007
Разработка урока по теме "Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных" - подробный план-конспект, ориентированный на учебник А.Н. Никишова, И.Х. Шаровой (М.: Просвещение). Это урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала. Цель данного урока - обеспечить усвоение знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, об их многообразии, а также о приспособленности к наземно-водному образу жизни.
-
Урок по теме: "Многообразие высших растений. Деление их на отделы" 2007
Представленная разработка показывает сочетание индивидуального, группового и частично-коллективного видов деятельности с элементами лабораторной работы по изучению признаков растений различных систематических групп, которые могут использоваться в дальнейшей практической жизни.
-
Элективный курс "Почему я не полная копия папы или мамы?" (генетика). 9-й класс 2007
Данный элективный курс является одним из возможных вариантов предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса по биологическому или естественнонаучному профилю. Элективный курс строится на основе общих знаний генетики, которые получены учениками на уроках или есть возможность опережающего изучения. Привлекательность данного элективного курса для учащихся строится на изучении своей родословной методами интерактивного обучения.
-
Программа элективного курса "Пятый океан планеты" 2007
Элективный курс "Пятый океан планеты" предназначен для учащихся 9-х классов и рассчитан на более глубокое ознакомление учащихся с наукой экологией на примере изучения воздушной оболочки Земли. Программа курса предусматривает изучение воздуха с точки зрения не только химического состава и биологической роли составляющих его компонентов, но и изменений, возникающих вследствие деятельности человека и их влияния на экологическую обстановку Земли в целом. Курс предусматривает разнообразные формы и методы работы с детьми: игровые (сказки-загадки), беседы, рассказы, виртуальные экскурсии (с использованием ИКТ), проведение учебно-исследовательских работ, написание рефератов, сказок-загадок.
-
Дополнительная образовательная программа по экологии для учащихся 5–6-х классов на тему: "Экологические проблемы города" 2007
С помощью определенных форм и методов работы мы планируем повышение экологической грамотности у учащихся школ, развитие творческих способностей, привлечение внимания к экологическим проблемам жителей и администрации района, округа, города. Программа включает тематическое планирование и содержание занятий и облегчает работу педагога.
-
Открытый урок по теме: "Витамины" 2007
Урок расширяет знания учащихся и формирует представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе; обеспечивает образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса; знакомит с разными витаминами.
-
Тема урока: "Где вода, там и жизнь" 2007
Мероприятие в игровой форме позволяет учащимся закрепить имеющиеся у них знания о воде, способствует развитию познавательного интереса, воспитанию экологической культуры.
-
Устный журнал "Страна МИКРОБиЯ" 2007
Устный журнал «Страна МИКРОБиЯ» ставит своей основной целью повысить интерес к такому разделу биологии, как микробиология, своевременно и быстро откликаться на актуальные вопросы и события.
-
Интегрированный урок по теме: "Строение и свойства белков" 2007
Данная работа представляет собой интегрированный урок по биологии и химии, на котором даются представления о строении и свойствах белков, приводятся интересные лабораторные опыты. Объяснение сопровождается компьютерной презентацией или демонстрацией с кодоскопа. К уроку разработан раздаточный рабочий листок, облегчающий запись материала в ходе занятия.
-
Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Функции белков" 2007
Данная работа представляет собой интегрированный урок по биологии и химии, основной целью которого является формирование представлений о функциях белков. Основной метод, используемый на уроке, групповая работа учащихся, в ходе которой они решают проблемные задачи, выполняют лабораторные опыты, заполняют предложенные схемы.
-
Комбинированный урок на тему: "Типы соединения костей" 2007
На уроке осуществляется знакомство с особенностями соединения костей. Ученики приобретают навыки оказания первой помощи при нарушениях целостности скелета во время практической работы, убеждаются с помощью самодиагностики в необходимости правильного питания, ЗОЖ, занятий спортом. Воспитанию бережного отношения к здоровью, желанию иметь красивое телосложение способствуют дифференцированные задания, эмблема.
-
Урок с элементами исследовательской деятельности учащихся по биологии на тему: "Внешнее строение листа" в 6-м классе 2007
На данном уроке использована коммуникативно-познавательная технология не только на схеме "учитель–ученик", но и "ученик–учитель", "ученик–группа учеников". Данная технология показывает эффективность усвоения учащимися знаний на уроке. Урок построен на предварительной работе учащихся с дополнительным материалом, что позволяет развивать монологическую речь, мышление, самостоятельность, общие учебные умения.
-
Интегрированный урок по биологии на тему: "Сон и сновидения". 8-й класс 2007
Интегрированный урок - путешествие по страницам природы сна и сновидений.
-
Спираль Фибоначчи. Число "фи" 2007
Начать разработку этого материала мне помогла книга Д.Брауна "Код да Винчи". В качестве кода герой книги использует несколько чисел из ряда Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21. Я нашел дополнительный материал по этой теме, и В итоге многие мои разработки уроков пополнились новыми и интересными фактами.
-
Личностно ориентированный урок по биологии на тему: "Строение и функции слухового анализатора" 2007
Вниманию коллег предлагается разработка личностно ориентированного урока по теме "Сенсорные системы - слуховой анализатор" с использованием учебника (Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек: учебник для учащихся 8-х кл. общеобр. учр. - М.: Вентана-Граф, 2003), а также дополнительного материала. Личностно ориентированный урок способствует эффективному накоплению каждым учеником своего собственного личного опыта. Предлагаются на выбор различные учебные задания, что способствует самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
-
Экологический праздник в школе "День птиц" 2007
Традиционная Неделя птиц. В статье содержатся викторины, конкурсы, игры, позволяющие расширить знания учащихся о роли птиц в природе и жизни человека.
-
Конкурсно-познавательная игра на тему: "Эти забавные птицы" 2007
Конкурсно-познавательная игра «Эти забавные птицы» проводится в декаду биологии для учащихся 6–7-х классов. Игра проходит в два этапа. Первый этап проводится внутри класса, где определяется команда-победительница для участия в финальной игре между классами. Игра имеет два сценария. Цель игры – развитие познавательной и творческой активности учащихся. В программе – разнообразные конкурсные задания на знание видового многообразия и особенностей жизни птиц, узнавание птиц по голосам и фотопортретам, сказки, пословицы, словообразование, кроссворд, ребусы, загадки и художественное творчество.
-
Урок-соревнование в 6-х классах по теме: "Водоросли" 2007
Обобщающий урок-соревнование по биологии в 6-х классах по теме "Водоросли". Данный урок закрепляет итоги усвоения учащимися знаний о роли и значении водорослей в природе и жизни человека, формирует бережное отношение к родной природе.
-
Устный журнал "Важнейшие лекарственные растения нашего района" 2007
Данный устный журнал можно провести как тематический классный час, внеклассное мероприятие по биологии или экологии. Устный журнал знакомит с важнейшими лекарственными растениями данной местности, рассматривает их места обитания, лечебные, полезные и другие свойства. На рисунках приводятся конкретные карты мест обитаний растений, количественные запасы фармацевтического сырья в районе. Краеведческие и экологические аспекты мероприятия прививают познавательный интерес учеников к предмету, способствуют развитию патриотических чувств.
-
Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии 2007
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов.
-
Тема урока: "О вреде курения для молодого организма" 2007
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте.
-
Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода" 2007
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!