Обобщающий урок по теме "Семя – зачаточное растение"

Разделы: Биология


Цель урока: Закрепить и обобщить знания, полученные при изучении темы “Семя”.

Задачи урока:

  • закрепить знания о строении, составе и условиях, необходимых для прорастания семян, о зародыше cемени как зачаточном растении.
  • проверить сформированность понятий об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.
  • привитие практических умений навыков по распознаванию и определению семян.
  • развитие умений работать с раздаточным материалом.

Ход урока

Организационный момент. Постановка целей.

В течение нескольких уроков мы изучали тему “Семя”. Я надеюсь, что она была для вас интересной и вам пригодятся знания полученные на этих уроках. А сейчас мы с вами вспомним, обобщим и закрепим знания по этой теме. В качестве эпиграфа к уроку я выбрала цитату из рассказа В.Солоухина “Трава” (зачитываю цитату).

Так что же такое “семя”?

(ответ: семя – зачаточное растение)

Основная часть. Обобщение знаний по теме семя.

У меня на ладони зернышко пшеницы.

В этом крошечном зерне,
Как в чудесной почке,
До весенних первых дней
Спрятаны листочки.

О каких листочках идёт речь в этом четверостишии?

(ответ: о почечке)

Что еще можно наблюдать в строении семени пшеницы?

(ученик у доски рассказывает о строении семян однодольных растений по таблице “Строение семени пшеницы”)

Чтобы выяснить, хорошо ли вы запомнили строение семян, я предлагаю вам написать тест. На это задание отводится 5 минут. (Приложение 1)

Сейчас один ученик выполнит лабораторное задание. Ему необходимо доказать, что в состав семян входят органические вещества: белки, жиры, углеводы.

В это время на доске нужно изобразить схему “Сравнительная характеристика строения семян однодольных и двудольных растений”.

Класс в это время играет в “Ручеек”. Первый ряд должен перечислить однодольные растения, второй ряд – двудольные, а третий – теплолюбивые. Выигрывает тот ряд, на котором будет дано максимальное количество правильных ответов.

После игры проверяется работа у доски и результаты лабораторной работы. Делаются выводы о строении семян однодольных и двудольных растений, химическом составе семян.

Как будто маленькое солнышко,
Дремало до поры во мгле.
Пришла весны пора капризная,
И в степи хлынуло тепло.
Зерно лучом зеленым брызнуло
И в рост пошло,
И в рост пошло.

А откуда идет поступление питательных веществ в клетки зародыша?

(ответ: из эндосперма или семядолей)

Слушая следующее четверостишие определите, какие условия необходимы для прорастания семян?

О чем мечтают зерна
Пшеничные в земле?
О дождичках проворных,
О солнце и тепле?

Чем является солнце для семян: источником света или тепла? О каких условиях, необходимых для прорастания семян не упоминается в этом четверостишии?

(ответ: живой зародыш, воздух)

Сейчас мы порешаем задачи.

Послушайте отрывок из рассказа Паустовского “Черное море”. “Пароход был разломан… Нос отделился от кормы, и обе части покачивались на якорях. Трюмы были нагружены горохом. “Ты гляди, какую силу в себе имеет – океанские пароходы рвет пополам!”

Почему горох разорвал пароход?

(ответ: по-видимому в трюмы попала вода и горох набух.)

Сила набухших семян может достигать до 30 кг на 1см2. Неудивительно, что такой груз разорвал теплоход.

Юннаты собрали семена фасоли. Семена нужны для посева на следующий год. Саша предложил рассыпать семена в полиэтиленовые пакеты и поплотнее завязать их. Можно ли так хранить семена?

(ответ: нельзя, т.к. в пакетах нет воздуха, семена задохнутся).

В зернохранилище протекла крыша. Во время хранения часть семян промокла. Через два дня, просушивая зерно, заметили, что оно горячее. Почему? Можно ли просушив зерно, оставлять его на семена?

(ответ: нельзя, т.к. зародыши семян погибнут)

Мы повторили условия хранения семян. Сейчас проведем небольшую лабораторную работу “Агротехнические особенности семян” Идет работа в группах. На столах стоят по три коробочки с семенами. Необходимо ответить на вопросы:

Каким растениям принадлежат эти семена?

Являются данные растения холодостойкими или теплолюбивыми?

Необходимо указать глубину заделки этих семян.

(Ученики заполняют карточки.)

Лабораторная работа

“Агротехнические особенности семян”

Название растения теплолюбивое холодостойкое Глубина заделки
1 – 2 см 2 – 4 см 4 – 5 см
1            
2            
3            

Заключительная часть. Подведение итогов.

Вот мы и закончили изучение очень важной и нужной темы “Семя”. Большое количество русских пословиц и поговорок посвящено семенам и посеву. В заключение урока я предлагаю вспомнить их. Идет работа в группах. Каждой группе выдаются карточки с пословицами, разрезанные пополам. Из этих половинок нужно собрать три пословицы.

Лучше голодай но добрым семенем засевай
От дурного семени не жди доброго племени
Днем раньше посеешь неделей раньше пожнешь