Цель:
- обобщить и углубить знания по дыхательной системе;
- изучить голосовой аппарат и голосообразование;
- познакомиться с гигиеной и профилактикой органов дыхания и голосообразования.
Задачи урока.
Образовательная: углубить изучение морфологических и анатомических особенностей голосового аппарата человека, механизма голосообразования у человека, характеристик индивидуальных особенностей голосов людей; ознакомление с гигиеническими правилами сохранения здорового состояния голосового аппарата и голоса.
Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте, делать выводы по результатам практических работ; развивать навыки самостоятельной работы учащихся с учебной и научной литературой, умения делать сообщения по заранее заданной, теме, решать биологические задачи познавательного характера.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, применять знания профилактики заболеваний дыхательной системы для обоснования здорового образа жизни, личной гигиены. О значении правильного дыхания.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Ход урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение дыхательной системы. Эпиграфом к уроку я взяла слова китайского мудреца: “Скажи мне, и я , забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь”.
Сегодня будем говорить, показывать, и действовать сами. На прошлом уроке мы с вами выяснили, что человек без пищи может обойтись несколько недель, без воды — несколько дней, а без воздуха — несколько минут. То есть кислород необходим человеку для окисления органических веществ с образованием энергии, которая необходима на все процессы жизнедеятельности.
Цель нашего урока — обобщить и углубить знания по дыхательной системе. Изучить голосовой аппарат и голосообразование. Познакомиться с гигиеной и профилактикой органов дыхания и голосообразования.
Сделаем выводы для себя и сможем применить знания на практике. Обеспечить каждому из нас сохранение здорового голосового аппарата,
3. Актуализация знаний.
За каждый правильный ответ ученики на полях в тетради ставят
знак “+”.
— Давайте вспомним этапы дыхания.
— Что такое дыхание?
— Назовите функции дыхательной системы?
— В чем связь дыхательной и кровеносной систем?
— Как вы понимаете легочное и тканевое дыхание?
4. Работа с компьютером.
Демонстрация на экране мультимедийной программы. Вентиляция легких, вдох и выдох, газообмен в альвеолах (закрепление знаний наглядно).
5. Индивидуальные карточки для учащихся по выбору,
1. Дыхательный центр находится в ... мозге.
А) продолговатом;
Б) промежуточном;
В) среднем
2. Во время вдоха межреберные мышцы и диафрагма:
А) сокращается;
Б) расслабляется;
В) не изменяется.
3. В носовой полости не происходит
А) согревание воздуха;
Б) обезвреживание воздуха;
В) осушение воздуха.
4. Газообмен в малом круге кровообращении происходит в капиллярах:
А) кожи
Б) тела
В) легких
5. Вход в гортань закрывается:
А) голосовыми связками;
Б) щитовидным хрящом;
В) надгортанником
6. Изучение новой темы.
В тетрадях на полях записываем число и тему урока.
Вступительное слово учителя. Послушайте, как писал И. С. Тургенев: “Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем были и неподдельная глубокая страсть, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь,
Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны”. (Рассказ “Певцы” из “Записок охотника”).
Голосом можно передать тончайшие оттенки душевного состояния человека. Так что же такое человеческий голос?
Вы, наверное, думаете: “Что такое голос, объяснять не надо — это знает всякий”. Так? Но слово это имеет не одно значение. Голосом музыканты называют отдельную партию в хоре, ансамбле, оркестре. Но чаще всего голосом называют звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми.
Голоса бывают разные: речевые, певческие, шепотные. Все они в свою очередь характеризуются глубокой индивидуальностью. Голоса различаются: высотой, подвижностью, громкостью, произношением слов (смотрим в таблицу и находим тип певческого голоса, длину и ширину голосовых складок). Ответы учащихся.
Механизмы голосообразования у человека. Процесс образования звука голоса называется голосообразованием, или фонацией. Звукообразование является результатом сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с головным мозгом.
У млекопитающих и многих птиц имеются голосовые связки. У человекообразных обезьян они сходны с человеческими. Но ни одно животное не способно к сознательной членораздельной речи. Речь осуществляется вследствие существования в мозге специальных центров речи. Ответьте на вопрос: где в коре полушарий большого мозга находятся центры речи? (Центр двигательных механизмов речи локализован в лобной доле коры, центры памяти, относящиеся к речи — в теменной, а центры контроля речи — в височной доле). Центры речи согласовывают работу мышц всего речевого аппарата и связаны с процессами жизнедеятельности.
Согласно общепризнанной миоэластической теории, звуковые волны возникают в голосовой щели в результате сопротивления сомкнутых голосовых складок давлению выдыхаемого воздуха, что вызывает их колебание. Пропустив порцию воздуха, складки снова смыкаются в силу эластичности, затем цикл повторяется. В результате возникают периодические порывы (толчки) воздуха, т. е. звуковые колебания определённой частоты. Частота колебаний воспринимается как высота звука. В акустике частота звука измеряется в герцах (Гц).
Первичная проверка понимания. Беседа — в ходе групповой работы. Класс делится на 4 группы. Ребята читают внимательно предложенные тексты и готовят ответы на вопросы.
Задание для первой группы.
Текст. Голосовой аппарат — это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы.
Органы дыхания, создающие воздушное давление под голосовыми складками, — источник звуковой энергии.
Гортань с заключенными в ней голосовыми складками — источник звуковых колебаний. Рассмотрим подробно строение гортани.
Человеческая гортань расположена на уровне 4-6 шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу — в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому “кадыком” (“адамовым яблоком”). Имеются значительные возрастные и половые особенности гортани. Рост и функция гортани связаны с развитием половых желез. У детей гортань расположена выше, чем у взрослых, а у стариков ниже; у женщин несколько выше, чем у мужчин, причем в среднем длина гортани мужчины (44 мм) на 1/3 больше женской (35мм). У новорождённого ребёнка гортань относительно велика. В течение первых 4-5 лет жизни ребенка она растет несколько медленнее трахеи. После 6 лет рост гортани замедляется, но перед наступлением половой зрелости у мальчиков рост ее ускоряется, и размеры стремительно увеличиваются. В это время меняется голос мальчиков (мутация голоса).
Дышать надо глубоко и размеренно. (Поверхностное дыхание — часто и неглубоко, что является причиной недостаточного снабжения организма кислородом, нет полной вентиляции легких. Причины: 1. Гиподинамия. 2. Неправильная осанка (все расправили течи). 3 Переедание. 4.Вздутие кишечника.)
Дыхание ртом. Ротовое дыхание вызывает кислородное голодание, застойные явления в грудной клетке и черепной коробке, деформацию грудной клетки, понижение слуха, частые заболевания полости рта, неправильное развитие твердого неба, нарушение нормального положения носовой перегородки и форма нижней челюсти.
Физкультминутка: дышим глубоко и спокойно, Закрыли глаза. Представили себе яркий теплый солнечный свет. И скажите про себя: “Я чувствую себя хорошо, мое дыхание восстанавливается”.
Работа информационного центра (сообщения трех учащихся о гигиене голосового аппарата).
1. Некоторые правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата:
— нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степёни его тренированности;
— недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т. д.;
— пение во время болезни;
— необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, пыли;
— необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков;
— в случае болезни органов голосового аппарата необходимо обращаться к врачу-фониатру.
2. Болезни органов голосового аппарата и их профилактика.
Болезни голосового аппарата, связанные с нарушениями голосовой функции, имеют различные причины.
Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей: ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит), бронхов (бронхит).
Речевые нагрузки и пение следует прекратить в этом случае до выздоровления.
Причина появления певческих узелков — повышенная нагрузка на голосовой аппарат, неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении голосового покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки удаляются оперативным путем.
К заболеваниям, связанным с повышенной эксплуатацией голоса, также относится кровоизлияние в голосовую складку. Оно наступает при резком напряжении (крике, форсирование)
Дисфония — расстройство голосообразования, протекающее в форме ослабления деятельности голосовых складок (несмыкание), либо в спазматической форме. Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной голосовой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции.
3. Особенности голоса в подростковом возрасте и гигиенические рекомендации подросткам по сохранению голоса.
Переход детского голоса в голос взрослого называется мутацией. Возрастные границы мутации чаще всего лежат в пределах от 14 до 16 лет.
У девочек эта перемена совершается плавно и порой проходит вовсе незаметно, у мальчиков в результате значительного изменения конфигурации гортани длина голосовых складок увеличивается до 2-2,5см против 1,5 см у женщин. В этот период голосовые складки бывают покрасневшими, отмечается обильное выделение слизи, быстрая утомляемость голоса.
В период мутации голоса следует соблюдать щадящий режим использования голосового аппарата. Практика показывает, что занятия пением в этот период возможны, но только с использованием ограниченного диапазона.
Закрепление знаний. Каждому ученику кроссворд.
По горизонтали:
I. (Детская) инфекционная болезнь.
3. Орган, в котором располагаются голосовые связки.
4. Лимфатические образования глотки.
8. Инфекционная болезнь легких.
9. Дыхательные пути, ведущие в легкие.
II. Рентгеновское обследование легких.
12.Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой.
13. Болезнь легких, часто встречающаяся у курильщиков.
По вертикали:
2. Заболевание глоточных миндалин.
3. Воспаление гайморовых пазух.
5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами.
6. Легочный пузырек.
7. Легочная или пристеночная, оболочка.
10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения.
Заключение. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Оценки за урок ученики выставляют сами на правый угол тетради по подсчету “ +” на полях тетради, тетради с кроссвордами сдают на проверку.
Ученики формулируют выводы по уроку.
Домашнее задание. Изучить параграф, подготовить сообщения о вреде курения и гигиене воздуха.