Русский язык
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинениям по картинам русских художников В.М. Васнецова "Аленушка" и А.Н. Рылова "Полевая рябинка" 2009
Работа представляет собой материалы к урокам развития речи в 5-м классе "Программа по русскому языку для 5–9-х классов С.И. Львовой" (М.: Мнемозина, 2006). Цель: помочь учителю реализовать современные подходы к обучению русскому языку, сделать уроки интересными и нестандартными.
-
Урок развития речи. Подробное обучающее изложение "История одной сказки" (5-й класс) 2010
Урок развития речи тесно связан с уроком литературы. Работа с текстом Г.Цыферова «Девочка со спичками» становится подготовкой к восприятию одноименной сказки Г.-Х. Андерсена. На уроке дети учатся составлять план, подбирая ключевые слова, учатся анализировать текст. Тест, включенный в урок, может быть использован как отдельная работа, изучающая формирование ОУУН учащихся.
-
Урок развития речи. Работа с текстом. 9-й класс 2007
Данный материал представляет собой содержание урока по теме "Урок развития речи. Работа с текстом. Подготовка к экзаменам. 9-й класс". Урок построен с использованием технологии развития "критического мышления": стадии вызова, осмысления, выбора и рефлексии. Данная методика способствует развитию самоанализа, помогает ученикам выбрать наилучший путь достижения цели, действуя эффективно в любой ситуации.
-
Урок развития речи. Рецензия на произведение живописи 2008
Урок является интегрированным (зарубежная литература + русский язык). Цель урока - обучение составлению рецензии на произведение живописи, приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций, совершенствование творческих способностей учащихся.
-
Урок развития речи. Роль деталей в описании поэтического текста. Подготовка к изложению по отрывку из рассказа К.Г. Паустовского "Прощание с летом" ("Первый снег") 2010
В статье автор показывает значение деталей в художественном описании предмета, готовит учащихся к написанию изложения, совершенствует умение отбирать необходимый материал для изложения.
-
Урок развития речи. Сочинение – описание пейзажа И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" (4-й класс) 2009
Представлен сценарий урока русского языка в 4-м классе, на котором дети, описывая словами пейзаж И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу", совершенствуют свою речь, развивают познавательно-творческие способности.
-
Урок развития речи. Сочинение "Вот и кончилась зима, а весне — начало" в форме миниатюры 2003
Сочинение по картине - одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знание об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат школьников глубоко воспринимать произведения искусства.
-
Урок развития речи. Сочинение на музыкальную тему. С.С. Прокофьев. Вальс Наташи Ростовой из оперы "Война и мир". 10-й класс 2008
Русский язык как учебный предмет (особенно уроки развития связной речи) позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания школьников. Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, даёт возможность научить школьников "переводить" на родной язык язык музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне. Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, творческую фантазию, воображение.
-
Урок развития речи. Сочинение по воображению «Я сижу на берегу моря…». 7-й класс 2019
На основе личностно-ориентированной технологии, деятельностного подхода в обучении создаются условия для осуществления интеграции межпредметных областей: литературы, изобразительного искусства, музыки, английского и русского языков. Урок способствует формированию у обучающихся умения создавать в устной и письменной форме текст; обеспечиваются условия для совершенствования навыка употребления союзов в речи, причастных и деепричастных оборотов, постановки знаков препинания в предложениях с союзами, причастными и деепричастными оборотами. Урок строится на принципах здоровьесберегающей технологии, которая реализуется через смену видов деятельности, проведение физминутки.
-
Урок развития речи. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье». 6-й класс 2014
Урок развития речи по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье» соответствует новым ФГОС по русскому языку. Подробно расписаны цели и метапредметные результаты обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные, мировоззренческие). Дан лексический материал для учащихся. Кроме того, работа по картине расширяет знания учащихся по изобразительному искусству и литературе и межпредметные связи с другими уроками.
-
Урок развития речи. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». 5-й класс 2014
Задания для урока развивают самостоятельность и творческие способности детей, связную речь и логические умения составлять законченный рассказ, прививают в межпредметной связи (история, изобразительное искусство) чувство ответственности, уважительного отношения к близким, формируют политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях.
-
Урок развития речи. Сочинение по картине Ю.Ракши "Проводы ополчения" 2014
Урок развития речи учит анализировать произведение искусства (Ю.Ракша "Проводы ополченцев"); определять тему, идею и проблему произведения; выражать свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, приводить аргументы. Ученики должны научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.
-
Урок развития речи. Сочинение-миниатюра "Амурский пейзаж. Зима" 2010
Проблема развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка решается через применение некоторых методических приемов, которые играют наиболее важную роль в её решении и эффективно работают на конечный результат. Для развития воображения вводятся в уроки различные виды творческой работы, один из них – творческие пятиминутки (пейзажные зарисовки). Цель данной творческой работы – развить наблюдательность, умение найти нужное ключевое слово для описания того или иного явления или предмета.
-
Урок развития речи. Сочинение-мозаика на тему "Зима" 2007
Урок развития речи для 3-го класса учит детей строить свои высказывания в художественном стиле.
-
Урок развития речи. Сочинение-описание памятника А.С. Пушкину в Казани 2011
В ходе урока формируются умения строить композиционные части сочинения, развиваются умения изготавливать кластер, используя информацию, полученную на уроке, отрабатываются навыки подготовки сообщения и выступления, проводится словарная работа над архитектурными терминами, воспитывается чувство патриотизма. При подготовке к уроку учащиеся находят историко-литературный материал о пребывании А.С. Пушкина в Казани.
-
Урок развития речи. Сочинение-описание пейзажа "А за окном зима…". Пейзажная зарисовка 2012
Урок развивает речь учащихся, их творческие способности, самостоятельность, творческое мышление. Урок повторяет, что такое пейзаж, расширяет знания по теме.
-
Урок развития речи. Сочинение-описание по картине И.К. Айвазовского "Девятый вал" 2011
Интегративный урок знакомит учащихся с личностью и творчеством мариниста И.Айвазовского, с особенностями динамичного описания природной стихии в живописи, поэзии и в музыке.
-
Урок развития речи. Сочинение-описание с элементами повествования по картине Т.Н. Яблонской "Утро" 2010
Урок является продолжением работы по развитию речи в 6-х классах общеобразовательной школы. Урок проводится как сочинение-описание с элементами повествования.
-
Урок развития речи. Сочинение-репортаж по картине С.Григорьева "Вратарь" 2023
Цель урока: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.
-
Урок развития речи. Сочинение-этюд о скопинской керамике 2009
Данный урок проводится в 6-м или 7-м классе и является одним из уроков развития речи, когда ученики учатся описывать предмет с натуры, создавать словесные этюды. Такие уроки помогают воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к традициям, родным местам.
-
Урок развития речи. Тема текста. Основная мысль текста. 5-й класс 2019
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся понятия о теме тексте, основной мысли, умения определять цель работы, анализировать и оценивать свою деятельность, умения сотрудничать; мотивации к обучению, развитие позитивных межличностных отношений.
-
Урок развития речи. Тема: "Влияние sms общения на языковую грамотность школьников" 2013
На уроке говорится о том, что sms-сообщения отрицательно сказываются на межличностных отношениях и ведут к снижению языковой грамотности, словарного запаса и выразительности как устной, так и письменной речи. Расширяются знания учащихся о языке как многоуровневой системе. Ребята знакомятся с особенностями языковых средств разговорного стиля.
-
Урок развития речи. Тема: "Пейзаж в живописи, музыке, литературе" 2012
Проводится анализ произведений И.Левитана, И.И. Шишкина, М.Мусоргского. Учащиеся знакомятся с картинами художников и музыкальными композициями; соотносят названия произведений с жанрами искусства.
-
Урок развития речи. Тема: "Подготовка к написанию сжатого изложения". 8-й класс 2014
В ходе урока школьники готовятся к написанию сжатого изложения публицистического текста; повторяют алгоритм написания сжатого изложения. Учащиеся продолжают работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации.
-
Урок развития речи. Тема: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанных текстов". 5-й класс 2008
Урок проводится с целью закрепить изученные орфограммы и постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, в предложениях с однородными членами предложения; организовать деятельность учащихся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
-
Урок развития речи. Урок-творческая мастерская "Описание одежды". 6-й класс 2013
Урок развивает речь учащихся, творческие способности, коммуникативные компетенции; в процессе работы ребята знакомятся с примерами описания одежды, создают собственные тексты, приемы работы, использованные на уроке.
-
Урок развития связной речи "Почему мы говорим «Здравствуй»" 2010
Целью урока является знакомство с речевой ситуацией приветствия. Речевой этикет – универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Но каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающим национальную специфику речевой вежливости.
-
Урок развития связной речи в 6-м классе. "Интерьер. Описание помещения" 2019
Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения через изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи На данном уроке использована игровая технология: заочная экскурсия. В игре ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, развивается интерес к предмету и творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. А главное – огромный эффект: ни одного скучающего на уроке.
-
Урок разновозрастного сотрудничества по теме "Междометие" 2008
Уроки разновозрастного сотрудничества, основанные на взаимодействии детей разных классов, могут способствовать развитию компетенций учащихся: коммуникативной, учебно-познавательной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования. Общение со сверстниками, которое является ведущим видом деятельности подросткового возраста, должно реализовываться не только в ходе межличностного взаимодействия во внеурочное время, но и непосредственно на занятиях. Старший школьник, работая с младшим в паре, повышает самооценку, осваивает учебный материал на качественно ином уровне, учится быть толерантным, внимательным, находить подход к младшим (это обязательно пригодится ему в будущем). Младший школьник, имея собственного учителя, может спокойно работать в своем темпе, своевременно выяснять все, что ему не понятно.
-
Урок рассчитан на детей младшего школьного возраста, только начинающих знакомиться с русским языком 2011
В обычной школе в настоящее время нередко встречаются ученики-иностранцы, не говорящие по-русски или плохо говорящие. Этот урок может послужить моделью того, как можно обучать таких детей русскому языку (накапливать лексику, знакомить с русской грамматикой). Урок рассчитан на детей младшего школьного возраста. Длительность урока 55–60 мин.