Цели урока:
- формировать умения и навыки составления текста;
- развить связную речь учащихся;
- привить любовь к родному языку;
- воспитать чувство прекрасного.
Оборудование: карточки – информаторы, поэтический словарик А. С. Пушкина с «цветочными» словами; таблички, где даны названия цветов и их обозначения; аудиозаписи музыки П. И. Чайковского, Дебюсси; стихотворения И. Мятлева, Н. Заболоцкого, Расула Гамзатова, К. Жанэ.
Ход урока:
Эпиграф:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая, ,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие, тёплые костры.
К. Жанэ
I. Организационный момент
II.
1. Вступительное слово учителя
- Наступила весна. Проснулась, ожила природа. Разбудила все живое. Заставила нас посмотреть на это особыми глазами. Весна! В самом слове чувствуется радость, оживление, молодость.
Весна - красна
Будит землю ото сна,
Наполняет соком почки,
На полях растит цветочки.
- Сегодня мы с Вами поговорим о цветах, попробуем составить тексты о них. Запишите число, классная работа, тему сегодняшнего урока.
- Цветы - сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы -символ любви и воспоминаний (В. Моложавенко).
Нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Подарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.
2. Беседа
- А какие цветы ваши любимые?
- Какие бы вы подарили человеку на день рождения? Можете воспользоваться карточками - информаторами (работа по цепочке).
- А какие это цветы? Что они обозначают? (работа по цепочке).
III. Составление текста
- Расскажите с чувством о своих любимых цветах: о ромашке, о колокольчике, о фиалках, васильках. В своем рассказе соберите в букет полевые или садовые, луговые или лесные цветы, озаглавьте. /Под музыку Дебюсси, 10-15 минут/
- Проверка 4-5 работ.
IV. Актуализация знаний
- Что у Вас получилось? Текст?
- А что такое текст? (Некое оформленное содержание; сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически).
- Назовите основные признаки текста (его выраженность - материальность, целостность, связность, логичность, последовательность, композиционная завершённость, стилистическое единство).
V. Работа по вариантам
- Расположите предложения так, чтобы получился текст (Стихи записаны на доске).
I вариант
1 (4) Одуванчика шарик пуховый,
2 (2) Мне довольно заметить у ног
3 (4) Подорожника твёрдый клинок.
4 (1) Я воспитан природой суровой,
Н. Заболоцкий
II вариант
1 (2) В моём саду! Как взор прельщали мой!
2 (4) Не трогать их холодною рукой!
3 (3) Как я молил весенние морозы
4 (1) Как хороши, как свежи были розы
И. Мятлев
VI. Коллективное составление текста
- Давайте попробуем описать какой-нибудь цветок. Например, василёк или колокольчик (вместе). (Ребята по одному человеку выходят к доске, записывают по одному предложению).
- Прочитаем получившийся текст.
У края дороги, среди темной травы, цвел ... ?
- Докажите, что это текст.
VII. Самостоятельная работа
(Под музыку П.И. Чайковского).
- А теперь пофантазируйте на тему природы. Для этого составьте рассказ- импровизацию от лица предмета или от третьего лица. Это, конечно, будет вымышленная история, а не живой предмет природы придётся одушевить.
Пример начала рассказа:
«Я ромашка, такая беленькая, чистенькая, с солнышком посреди моих лепестков. У меня высокий, крепкий стебелёк и резные листики...». Проверка 4-5 работ. Обсуждение.
VIII. Подведение итогов урока
- Нашу встречу я хочу закончить словами народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад -
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
IX. Домашнее задание:
Цветы всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Вспомните стихи о цветах, произведения писателей, музыкантов.
- А знаете ли Вы, что в поэтическом словаре А.С. Пушкина звучат «цветочные» слова (роза, резеда, ландыш, акация, анис, лилия, шиповник, амарант, василёк, чабрец, незабудки, боярышник, гвоздика)?
Попробуйте дома составить текст на полстранички, используя эти слова.
Список использованной литературы:
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку (6-7 кл.) – СПб: Питер Паблишинг, 1997. – 240с.
- И.В. Дегиль, И.В. Леванович. Цветы любимому поэту // журнал Педсовет. – 1998. - №1. – С.13-15.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 кл. – М.: Дрофа, 2007.
- Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой. / сост. Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 415 с.