Урок развития речи в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Тема урока: “Описание памятника татарскому художнику Баки Урманче”.

Цели урока.

Обучающая:

  • совершенствование навыков учащихся по сбору материалов к сочинениям разных жанров;
  • закрепление знаний о типе текста “описание”, художественном и публицистическом стилях речи;
  • пополнение знаний учащихся о национальной культуре.

Развивающая:

  • подготовка учащихся к предстоящему сочинению на основе развития навыков самостоятельной работы;
  • расширение общего кругозора школьников.

Коммуникативная:

  • формирование навыков взаимодействия учеников внутри пар, групп, классного коллектива;
  • закрепление умения актуализировать свои теоретические знания.

Воспитательная:

  • формирование бережного отношения к культурным ценностям;
  • воспитание личностных качеств на примере незаурядной личности художника Б.Урманче.

Оборудование:

  • фотография памятника Б.Урманче в Казани;
  • портреты Б.Урманче в разные периоды его творчества;
  • фотографии скульптурных работ Б.Урманче;
  • словарь Ожегова.

 Подготовительная работа.

Класс делится на 4 группы.

1. Фотокорреспонденты. Задание: сфотографировать бронзовый памятник Б.Урманче (в саду на ул. Б.Красная), побывать в музее Б.Урманче (ул.Щапова, д.20).

2. Историки – краеведы. Задание: побывать в Архивной службе Республики Татарстан, подготовить материал о разных периодах жизни и творчестве художника, скульптора Урманче.

3. Географы. Задание: начертить схему, иллюстрирующую пути жизни и творчества художника.

4. Лингвисты. Задание: объяснить значение слов – памятник, постамент, легенда.

Ход урока

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы подготовитесь к сочинению – описанию памятника татарскому художнику Баки Идрисовичу Урманче в городе Казани.

Для начала предлагаю вам словарный диктант, слова из которого могут быть использованы в вашей творческой работе.

Диктант.

Внутренне напряжение, состояние собранности, высокое состояние человеческого духа, народное признание, скульптурный памятник, глубокая человечность, известный архитектор, талантливый скульптор, душевная простота, мощь и сила разума, мраморный постамент, творческая натура, нравственные ценности, безграничная возможность человека, живая легенда.

Учитель. Пригласим наших лингвистов объяснить значения новых для вас слов.

Ученик.

Памятник – скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-либо или чего-либо.

Постамент – основание памятника, колонны, статуи.

Человек – легенда – необыкновенный, вызывающий восхищение.

(Ученики делают записи в тетрадях для словарных работ.)

Учитель. Ребята, как вы думаете, в честь каких людей возводятся памятники?

Ученик 1. Возводятся памятники в честь таких людей, которые совершили какой-нибудь подвиг.

Ученик 2. Я думаю, необязательно совершать подвиг. Памятники возводятся и таким людям, которые показали пример беззаветного служения народу, своей Родине.

Ученик 3. Памятники возводятся людям, сделавшим открытия. Эти люди служили интересам всего народа, внесли большой вклад в развитие науки, культуры.

Ученик 4. Их жизнь имеет большое воспитательное значение.

Ученик 5. Эти люди – история и гордость нашей страны.

Учитель. Одним из таких людей является Баки Идрисович Урманче.

Чтобы перейти к описанию памятника этому необыкновенному человеку, послушаем сообщения ваших товарищей.

Фотокорреспонденты вывешивают стенд со снимками.

Ученик 1. Родился Б.И.Урманче 22 февраля 1897 году в деревне Куль-Черкене близ города Буинска в семье сельского муллы, который был и учителем приходской школы. Первоначальное общее образование Баки получил в медресе у своего отца. Затем будущий художник обучался в медресе “Мухаммадия” в Казани (1907–1914).

Он прошел большую жизненную школу. В 1914 году ездил на заработки на Урал и в Донбасс, в 1915–1916 годах учительствовал в деревне Тарханы Тамбовской губернии. В годы первой мировой войны был призван в царскую армию и служил в Казахстане (1916–1917), где получил первые уроки рисования. В 1917–1919 годах был инструктором Наркомпроса и писал художественные панно для клубов, школ.

В 1919 году он поступил в Казанскую художественную школу, а в конце 1920- ого года молодого художника направили на учебу в Москву - высшие художественно-технические мастерские, где он обучался одновременно на двух факультетах – живописном и скульптурном.

В 1926 году Урманче возвратился в Казань.

Ученик 2. В Казани началась его творческая деятельность, которую он совмещал с преподаванием в Казанском художественном техникуме.

Однако в 1929 году успешно начатая деятельность была прервана: по необоснованным обвинениям в национализме художника арестовывают, судят и отправляют в заключение на Соловецкие острова. Несмотря на тяжелые условия и бесчеловечный режим, он и здесь находит возможность заниматься творчеством, выступая в качестве певца в самодеятельности и сотрудничая в газете “Перековка” в качестве художника.

После освобождения Урманче с 1939 по 1941 год живет и работает в Москве. В 1937 году его принимают в члены Московского союза советских художников.

С 1937 года по 1939 Б.И.Урманче работал на Всесоюзной сельхозвыставке, выполнив целый ряд больших живописных и скульптурных работ для павильонов Башкирии, а также для павильона “Животноводство”.

Великая Отечественная война застала Урманче в Алма-Ате, куда он был приглашен для участия в мероприятиях, связанных со 100-летием со дня рождения выдающегося казахского поэта Абая. До 1958 года длился среднеазиатский период творчества художника, работавшего в Алма-Ате, Самарканде, Ташкенте. В своем творчестве Б.И.Урманче сумел выразить своеобразие национальных культур народов Средней Азии. Не случайно казахи, уйгуры, узбеки считают Урманче в такой же мере своим художником, как и татарский народ.

Ученик 3. В 1958 году Урманче по приглашению правительства Татарстана возвратился в Казань, где прожил до конца жизни. В этот более чем тридцатилетний период созданы многие значительные произведения художника, навсегда вошедшие в сокровищницу культуры татарского народа.

Реалистические образы его искусства, включающего более ста скульптурных произведений, около трехсот живописных полотен, более четырех тысяч графики, широко известны зрителю. Произведения Урманче постоянно экспонировались на республиканских и зарубежных художественных выставках. Его работы имеют в своих собраниях 20 музеев России и СНГ. Они украшают интерьеры общественных зданий, улицы и площади многих городов.

Ученик 4. В 1972 году ему было присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР, в 1977 году – звание народного художника РСФСР. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1977) и Дружбы народов (1987).

Окруженный славой и общественным вниманием, он не остановился в своем творческом развитии, не застыл в монументальном величии от сознания грандиозности совершенного им в искусстве, напротив, именно в это время открылись ему новые истины и горизонты творчества.

Учитель. Действительно, ребята, Баки Идрисович был творчески развитой личностью. Постоянной творческой настроенности способствовал, между прочим, и устоявшийся распорядок жизни. Самые продуктивные утренние часы Урманче проводил в мастерской. Это было его любимое время – время уединения, протекавшее среди персонажей, созданных силой его воображения. Нередко он любил включать музыку, соответствующую настроению и характеру создаваемого произведения, или пел сам. Музыкальные вкусы Урманче отличались большим разнообразием, но особенно волновали его И.С.Бах, Л.Бетховен, Д.Шостакович, С.Сайдашев, Ф.Яруллин, М.Музафаров и, конечно народная музыка.

После кратковременного отдыха он переключался на чтение, писал ответы на письма. Вечера он посвящал дружескому общению. Дом Урманче превратился в свободный клуб творческой интеллигенции. По праздникам лучшие музыканты Казани исполняли в его честь концертные программы. В часы отдыха и сам Урманче брал в руки скрипку. Баки Идрисович отдавал дань и всегдашней своей привязанности – вокалу, причем пел не только в домашнем кругу, но и на широкой публике. Как отмечал искусствовед и скрипач Ш.Монасыпов, даже когда художнику исполнялось 90 лет, его голос почти не утратил ни силы, ни широты диапазона.

До последних дней не покидала этого человека тяга к путешествиям и поездкам. Он часто бывал в Ташкенте, Алма-Ате и Башкортостане. Причем и в поездках он не расставался с карандашом и кистью и всегда возвращался в Казань с новыми произведениями.

Умер Б.И. Урманче 6 августа 1990 года, прожив девяносто три с половиной года. Умер в зените славы, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства. Гражданская панихида прошла 9 августа в помещении Татарского академического театра имени Г.Камала. Похоронен великий мастер на Татарском кладбище Казани в Новой Слободе.

Баки Идрисович Урманче - живая легенда.

Об истории создания памятника этому замечательному человеку расскажет ваш одноклассник.

Ученик. В 1997 году в городе Казани, в сквере на улице Большая Красная, был поставлен бронзовый памятник Б.Урманче. Авторы памятника – М.Гасимов и Г.Бакулин. Несколько слов об авторах.

Бакулин Герман Алексеевич – архитектор. Родился и вырос в Казани, в 1971 году окончил Казанский инженерно-строительный институт. По окончании КИСИ работал архитектором в “Татгражданпроекте”. С 1987 глда – главный архитектор фирмы “Татинвестгражданпроект. Он - заслуженный архитектор РТ, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая.

Махмут Гасимов – скульптор. Родился в 1945 году в городе Ленинск-Кузнецке Кемеровской области. Окончил скульптурное отделение художественного училища в городе Ташкенте. Она автор известных в Казани памятников: Б. Урманче, Г. Державину, С.Сайдашеву, Г.Тукаю. Кроме того, является автором целой серии мемориальных досок, посвященных выдающимся людям и установленных в Казани, а также других городах Татарстана,

В 1987 году состоялось личное знакомство скульптора М.Гасимова с мудрым и удивительным Баки Урманче. Вот как вспоминает об этом сам Махмут Гасимов:

“На чествовании его 90-летия я был в составе официальной делегации от Узбекистана. После официальных церемоний мы были приглашены домой в гости, где и состоялась наша, теперь уже историческая беседа.

Помню, как после просмотра фотографий моих работ, выполненных в Ташкенте, Баки Идрисович спросил, не собираюсь ли я переехать в Казань. Вопрос оказался пророческим. Да и отец мой мечтал и говорил мне постоянно о переезде в Казань…

Основным событием, изменившим мою жизнь, явилось выполнение памятника уже самому Б.Урманче.

В 1993 году в мастерской (в Ташкенте) раздался междугородний звонок. Это было предложение Министерства культуры РТ поработать над образом Б.Урманче параллельно с другими авторами. В итоге подавляющим большинством голосов было принято решение осуществить памятник по одному из предложенных мной эскизов”.

Учитель. Внимательно посмотрите на памятник. Вы сегодня попробуете подробно описать его. Вспомните структуру, признаки типа текста, заявленного в названии урока.

Ученик 1. Общий вид; описание деталей, признаков предмета, обстановки, оценка описываемого. Обилие прилагательных, причастий, наречий. Урок развития речи идет после прохождения темы “Вводные слова”. Значит, в сочинении должны быть вводные слова.

Учитель. Элементы какого стиля речи неизбежно будут присутствовать в вашем сочинении для обоснования актуальности избранной темы?

Ученик 2. Публицистического: это необходимо при постановке проблемы толерантного, бережного отношения к памятникам культуры, истории Родины.

Учитель. С описания чего мы начнем?

Ученик 3. Мы начнем с описания общего вида обелиска.

Учитель. Где находится памятник?

Ученик. Памятник Баки Урманче – скульптору и живописцу, стоит сегодня у здания Союза художников Республики Татарстан в городе Казани.

Учитель. На чем установлен памятник?

Ученик 5. На высоком светло-сером гранитном постаменте с мраморной отделкой.

Учитель. Опишите лицо художника, позу, его эмоциональное состояние.

Ученик 6. Голова слегка наклонена влево. У художника обнаженная голова.

Ученик 7. Урманче сидит на рабочем стуле. Правой рукой он облокотился за спинку стула. И в этой же руке у него орудие труда – резец.

Ученик 8. Как отражение прожитых лет, легли морщины на его высокий лоб, складки пролегли по щекам. Рот крепко сжат: не любил Урманче много говорить. Он изображен в процессе творчества: чтобы не испачкаться, он набросил брезентовый фартук.

Ученик 5. В лице художника прекрасно передано состояние внутреннего подъема, расположения души к живейшему приятию впечатлений. В этом скульптурном памятнике проявляются глубокая человечность, душевная красота, мощь и сила разума.

Ученик. Скульптор, на мой взгляд, поставил перед собой задачу – показать главное в человеке, в жизни его души, выразить в пределах одного изображения целую биографию. Мне кажется, что Урманче задумался о нравственных ценностях, о безграничных возможностях человека…

Учитель. Предлагаю составить план вашей творческой работы. Скажите, из каких частей обычно состоит сочинение?

Ученик 1. Обычно сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.

Учитель. О чем вы расскажете во вступлении?

Ученики (предлагают варианты).

Учитель. У кого есть добавления или замечания?

После редактирования зачитывается один вариант вступления.

Учитель. Что вы отразите в основной части?

Ученик 5. В ней мы раскроем основную тему.

Это памятник высотой приблизительно 2,5 метра. Он аккуратно выкрашен матовой коричнево-серой краской. Фигура Урманче установлена на светло-сером гранитном постаменте с мраморной отделкой. На лицевой стороне постамента надпись: Б.Урманче.

Б.Урманче изображен в процессе труда, с обнаженной головой. Он сидит на стуле. Правой рукой облокотился на спинку стула. В этой же руке у него орудие труда – резец. Поверх одежды художник накинул брезентовый передник, чтобы не испачкаться. На его ногах сапоги с толстой подметкой. Так ему легко в своей мастерской.

Как отражение прожитых лет, легли морщины на его высокий лоб, складки пролегли по щекам. Рот крепко сжат: не любил Урманче много говорить.

В лице художника прекрасно передано состояние внутреннего подъема, расположения души к живейшему приятию впечатлений. Взгляд Урманче устремлен вдаль. Он никогда не останавливался на достигнутом, стремился к новым творческим вершинам.

В этом скульптурном памятнике проявляются глубокая человечность, душевная красота, мощь и сила разума художника. Скульптор, на мой взгляд, поставил перед собой задачу – показать главное в Урманче – любовь к творчеству, к жизни, ко всему живому. Перед нами очень мудрый человек. Несмотря на преклонный возраст, Урманче в созидании, в труде. У него столько планов на будущее!

Авторам памятника удалось выразить в пределах одного изображения целую биографию. От него исходит внутренняя сила, уверенность, твердость. Мне кажется, что Баки Идрисович Урманче задумался о нравственных ценностях, о безграничных возможностях человека.

Учитель. Что будет содержать заключение?

Ученик 4. В заключительной части мы сделаем выводы и отразим свое отношение к изложенному в основной части сочинения.

Учитель. Приведите пример заключительной части.

Ученик 8. Работая над описанием памятника Б.Урманче, я задумался над смыслом жизни. Для чего живет человек? Что он должен оставить после себя? Слушая выступления своих одноклассников, я поразился работоспособности этого человека. Баки Идрисович был разносторонне развитый человек.

Скульптор воплотил образ Урманче в камне. Он будет жить в сердцах и памяти многих поколений. Памятники – это память народа и его гордость.

Учитель. Перейдем непосредственно к составлению плана. Возможно, план может быть таким (записывается на доске):

  1. Вступление. Взаимосвязь прошлого и настоящего.
  2. История создания памятника.
  3. Описание памятника:
  4. а) общий вид;
    б) постамент;
    в) внешность художника, его эмоциональное состояние.

  5. Заключение. Мое отношение к памятнику.
    Тренировочное упражнение.

Учитель. Прочитайте сочинение, написанное вашим ровесником.

“Каждый город принято украшать памятниками и архитектурными сооружениями. Казань – не исключение. Ежедневно горожане проходят мимо памятников и бюстов, установленных многим выдающимся людям, чья жизнь стала историей города и страны.

Одним из таких памятников является памятник Б.Урманче, установленный в сквере около здания Союза художников.

У каждого города есть своя история, богатая событиями и именами. Пожалуй, трудно найти человека, который не интересовался бы прошлым родного города, желанием оживить образы людей, заслужившим право на память потомков.

Одним из таких памятников является памятник Б. Урманче. Памятник был торжественно открыт в 1997 году 28 февраля.

Гипсовая модель была выполнена в Москве, а литье впервые было осуществлено в Казани специалистами, приглашенными из Ташкента

Недавно мы с одноклассниками побывали у памятника Баки Урманче. Создатели памятника – архитектор Г.Бакулин, скульптор М.Гасыймов.

Место для памятника выбрано не случайно: перед зданием Союза художников РТ, потому что Б.Урманче – известный художник, скульптор, график.

Скульптор воплотил образ Урманче в камне. Он будет жить в сердцах и памяти многих поколений. Памятники - это память народа и его гордость.

Подвижническая, поистине титаническая деятельность Б.И.Урманче снискала ему всенародную любовь, все нарастающую волну славы. Он превратился в живую легенду, стал олицетворением подлинной свободы духа, одним из символов самосознания. Его имя для татарского народа стало звучать так же, что имена Шишкина и Репина для русского народа”.

Домашнее задание (разноуровневое).

  1. Написать свое сочинение – описание памятнику Б.Урманче.
  2. Включить описание памятника в письмо другу.
  3. Написать сочинение – интервью “У памятника Б.Урманче” (в день рождения художника 22 февраля).

Учитель. Наш урок закончен, спасибо всем за плодотворную работу. Надеюсь, что сведения, полученные вами на уроке, помогут вам и в выполнении домашнего задания, и в дальнейшей жизни.

Использованная литература.

  1. “Казань в памятниках истории и культуры”. – Казань, Таткнигоиздат, 1982.
  2. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. “Краеведение на уроках развития речи”. – Казань, “Школа”, 2007 г.
  3. М.Зельманова и др. “Произведения изобразительного искусства для развития речи на уроках русского языка и литературы”, 8–9-е классы. – М., Дрофа, 1997 г.
  4. Ахмадуллина Ф.Ю. “Картина как средство развития речи татарских школьников”. – Казань, 1999 г.
  5. Ожегов. Толковый словарь. М., 1986 г.
  6. “Духовный мир Баки Урманче” Казань, Тат.книжн. изд., 2005 г.

<Приложение>