Урок развития речи в 7 классе.
Цели:
- подготовить обучающихся к написанию сочинения в публицистическом стиле на данную тему, вспомнить все части рассуждения как типа речи; углубить знания о значении природы в жизни человека, его воздействии на окружающую среду;
- формировать умение отбирать материал, систематизировать его, составлять план, выбирать определенные языковые средства, соответствующие публицистическому стилю; продолжать работу над орфографическими навыками обучающихся;
- пробуждать любовь к природе, стремление охранять её, воспитывать патриотизм;
- воспитывать чувство языка, умение сопереживать, ощущать позитивные чувства и выражать их словами;
- развивать уверенность в детях в том, что каждый из них несёт ответственность за всё живое на планете;
- воспитание интереса к предмету; воспитание любви к своей малой родине.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Ход урока
Эпиграф: Окружающая среда: то, во что превращается природа, если её не охранять. (неизвестный автор)
I. О.М. Приветствие учителя
Помните, что в течение всего урока вы работаете с черновиками, делаете краткие записи, записывая ключевые слова, словосочетания это станет основой вашего будущего сочинения. Итак, запишите число, тему урока.
II. Вступительное слово учителя о красоте природы (презентация)
Земля – голубая жемчужина космоса. Земля – это третья планета солнечной системы, пятая по величине. Уникальная , неповторимая, потому что другой такой планеты нет. Когда Ю.Гагарин и увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то квакая!», а после в интервью говорил; « Вид Земли зачаровал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков». Земля – наш дом, дом всего человечества. Вот что говорит В.Солоухин: «Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле и сознательно портящих свой корабль».
III. Беседа
1) - Как можно соотнести данное высказывание к вашему уроку? (планета летит в космосе, люди как пассажиры этого корабля. Если вдруг корабль сломается, то погибнут и пассажиры. С нами На Земле может произойти такое, если мы не будем заботиться о своем «корабле»)
- Сегодня человек уничтожает природу, даже не задумываясь о ом, что он совершает преступление, убивая её, не слыша её стонов, не видя её слёз. Природа стала гибнуть, и не просто гибнуть, а мстить глупому человеку катастрофами. Загрязнения реки озёр, вымирание целых видов животных и растений, многочисленные болезни людей, Чернобыль. Ю. Скрылёв сказал: «не потому ли на Земле все меньше аистов, что всё больше людей?». Как вы понимаете эту фразу?
- В настоящее время все жители нашей планеты обеспокоены охраной природы. Легко нарушить баланс в природе, а восстановить бывает очень сложно. Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Любить всё живое, что его окружает. Можно сказать, что современный человек впал в грех гордыни. Он изобрёл машины, научился покорять природу и решил, что запросто может без неё обойтись. Человек стал вести себя со своей матерью-природой хуже дикого варвара.
- Три клада у природы есть: вода
Земля и воздух – три основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они - все возродится снова.
- Почему Сергей Вакулов сказал, что вода, земля и воздух – это клад?
- Человек сам часть природы. Когда-то в древнем мире человек жил в гармонии с природой. Он понимал, что в ней заключена грозная сила, и даже обожествлял природные явления. Они понимали, что от природы зависит их жизнь.
- А знаете, что в языке ирокезов, индейских народов США и Канады, нет слова «природа». А почему? (Эти люди не отделяют себя т природы, ощущают неразрывность с ней. Они на равных правах с растениями и животными)
2) - Сейчас я вам хочу прочитать рассказ Ю.Коваля «Бабочка».
- Какова тема рассказа? (О чем этот текст?) (общение человека с бабочкой)
- Почему такое возможно?
- Основная мысль?
- Гармония человека и природы возможна, но от чего зависит она? (от экологии)
- Что такое экология? (толковый словарь)
- Составьте и запишите предложение об этой науке.
3) - Хочу познакомить вас со словами бывшего председателя экологического движения РФ И.Шкляровского: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не заседания, а реальная помощь – озеленять, очищать, отмывать, спасать».
Беседа о фактах отрицательного воздействия людей на природу с использованием местного материала
4) Слово учителя (слайды о красоте марийского края)
Кто видел марийские леса и побывал в них, никогда уже не забудет. Разве можно сравнить с иссушающей жарой знойных пустынь, вечной сыростью непролазных тропиков или с бесконечной мерзлотой безмолвной Арктики? А как забыть пушистое и мягкое белое чудо, словно тайная завеса, покрывающая стыдливый хоровод берёз? А неотразимое очарование пробуждающегося леса? Согретые весенним настроением наперегонки скачут солнечные зайчики. Им вслед подмигивают чёрным оком первые проталинки. Дурманящий запах леса… Ты плывёшь по цветному морю душистой поляны. Упадёшь в него, и утонет взгляд в зеркале небесной глади. Ощущение силы, покоя и тишины проникает в тебя. Откуда-то издалека доносится запах свежий и сырой. Из земли пробиваются к свету источники, наполняя речки и озёра живительной влагой. А там, за лесом, она, Волга-матушка несёт свои воды вдаль. НО … Не всё так хорошо у нас в республике.
5) (Выступление ученика об экологической ситуации в Марий Эл)
- Экология края – это не только чистая Волга и её берега, но и город, в котором мы живём. Сейчас вы увидите фотографии. Для многих из вас это знакомые места с детства. Задача 6 очень внимательно посмотреть, чтобы отметить положительные и отрицательные изменения, которые произошли в настоящее время. (слайды ребят)
Вам было стыдно? За что? Что можно изменить?
- Какие способы охраны природы вам известны?
IV. Подготовка к работе над сочинением
1) Всё о чем мы говорили, важно, поэтому предлагаю вам выразить свои мысли в форме сочинения.
- Как вы думаете, в каком стиле речи должно быть написано сочинение на такую важную для всего человечества тему? Почему?
- Какие языковые средства характерны для этого стиля? Назовите особенности публицистического стиля.
- Давайте определим, какой тип текста подойдет для сочинения (Рассуждение, с элементами описания)
- В какой части текста вы будете использовать описание) (вступление)
- Чему будет посвящена основная часть работы? (размышлению об отрицательном воздействии человека на природу)
- О чем будем писать в заключении? (о необходимости охранять окружающую природу.
2) - Запись примерного плана в тетрадь
1. Красота природы и её значение в жизни человека
2. Отрицательное воздействие человека на природу.
3. Норма жизни человека – бережное отношение к природе.
3). - Работа с высказываниями известных личностей о природе на, о её охране на распечатках. (Выбор одного из них в качестве эпиграфа к своему сочинению)
4). Словарная работа с целью предупреждения ошибок (слова заранее написаны на доске). (Экология, юннат, охрана природы, наслаждаться природой, росток, беречь, природа-мать, будущее планеты, окружающая среда, миграция животных, загрязнение воздушного и водного бассейна, заповедник, здоровье человека, национальный парк, территория, памятники природы, ресурсы)
V. Работа в черновиках
VI. Заключительное слово учителя
- Поверив в участливость человека, природа облегчённо вздохнёт. Мы все должны знать, любить и охранять природу. Известно же: тот, кто любит и охраняет природу, любит и охраняет Родину. Экологическая грамотность начинается с малого. С того, что появляется желание проследить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, - а не поймать, не сорвать, не растоптать.