Ребята, у вас есть дневники для личных записей?
У кого-то есть, у кого-то нет. Сегодня я предлагаю вам записать свои слова и мысли в дневники (листочки). Начинаем с записи даты.
Сейчас запишем первое слово, которое будет темой наших записей. Послушайте и определите это слово.
(Звучит пьеса “Тройка” — музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. Пушкина “Метель”, на фоне музыки учитель читает отрывок из “Разговора о снеге” Б. Петрова).
… Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым.
Что это? (Снег, снежок, снежище.) Запишем.
… Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…
Учитель раздает карточки, на каждой карандашом в уголке написано по одному слову: снег, вьюга, метель, пурга, поземка, моё настроение, птицы и т.д.
Напишите на карточке по два предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. (Индивидуально).
А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. (Групповая работа).
Слушаем тексты.
А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (снег). Вы теперь художники и на снег посмотрим глазами художника. Подберем цветовую лексику, которую можно использовать и при создании рисунка, и при описании зимнего дня. Каким же бывает снег?
В результате работы появляется запись:
Рисунки, созданные ребятами, вывешиваются на доску.
Какие другие слова всплывают в памяти, когда слышите слово снег? Запишите их в столбик.
А теперь добавьте к ним сравнения, олицетворения, эпитеты.
После выполнения задания учащиеся читают по одному — два словосочетания вслух.
В результате записи дополняются.
Используя свои записи, напишите небольшой текст. Выразите свое отношение к снегу, свое настроение (5 мин.)
Работа закончена, обмен мнениями в группах. Затем представители групп читают свои работы (4 группы — 4 работы).
Послушайте песню “У природы нет плохой погоды”. Выделите основную мысль и запишите её для себя.
(Дождь и снег — любое время года надо благодарно принимать. И т.д).
А теперь поработаем с текстом С. Иванова из серии “Каким бывает снег?”. (Тексты размножены и розданы группам).
Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья… Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…
Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца — напишите план; определите тип речи. (Работа в парах).
Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение.
(4 абзаца. Примерный план
1. Январский снег.
2. Чудесный день.
3. Морозище.
4. Синяя тропинка.
Тип речи — описание.)
А сейчас посмотрите на свои рисунки, вспомните и просмотрите свои записи, расскажите, какой снег вы нарисовали. (Слушаем всех).
Теперь попробуйте написать определение слова снег. Снег — это … (Групповая работа.)
Снег — это зима, волшебство, веселье, Новый год, снежинки и т.д.
Помните, у Пушкина — зимнее утро? Какое оно?
А вот у Брюсова зимний день:
Серебро, огни и блестки,
Целый мир из серебра!
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Какая зима изображена? (Это всё волшебная зима).
У Б. Пастернака — “Зимняя ночь”. (Читаю отрывок о зиме, зажигаю свечу).
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Это — взгляд из окна. Тут в комнате свеча — это знак дома, очага, защищенности (как у Пушкина – затопленная печь). А там, за окном, метель, вихрь, тьма — бесприютность, смятение, неприкаянность.
Всё не так безмятежно и радостно, и волшебно, как у Брюсова и Пушкина.
Ребята делают вывод, что зима, снег — не всегда повод к веселью, к удивлению, а скорее, к раздумью.
Включаю запись романса С. Никитина на слова Б. Пастернака “Снег идет”.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как жизнь идет,
Или как слова в поэме?…
Мы живем изо дня в день, не замечая хода времени; но вот пошел снег, и поэт услышал и увидел ход дней, лет.
Посмотрите в окно, медленно падают снежинки, бьются в окно. (Ребята смотрят).
В это время читаю стихотворение Рубцова “Выпал снег”:
Выпал снег — и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.
Снег летит — гляди и слушай!
Так вот, просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу…
Ну и ладно! И добро.
Ребята выделяют главное и записывают:
“Выпал снег — и всё забылось, чем душа была полна!…”
А чем она была полна? (Безнадежностью, тоской, печалью и т.д).
“Снег летит — гляди и слушай!”
Что слушать? Тишину, себя — в тебе что-то меняется от первого снега. Послушайте себя и запишите несколько строк в дневник. Для памяти, просто так.
Обсуждение результатов занятия. (Cовсем по-другому воспринимаю снег; стало почему-то грустно; хочется высказать себя на бумаге).
Как продолжение — домашняя работа с использованием картины И. Попова “Первый снег” по тексту упражнения 211 (Рус. яз.: учеб. для 7 кл. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003.) Ребятам предлагают создать дневниковую запись, при затруднениях можно обратиться к предложенному началу.