Цель:
- Показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление.
- Развивать умение читать выразительно, анализировать, отстаивать и аргументировать свою точку зрения
- Воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.
Оборудование: Презентации, термины, дерево добрых слов.
Эпиграф:
И проклинают, и клянутся словом, напутствуют, и славят и чернят.
Яков Абрамович Козловский (академик)
Ход урока
1. Оргмомент. (2 мин)
Не забывайте, что ваша речь должна быть…
Обращение к эпиграфу. Предположите, о чём пойдёт сегодня речь?
2. Инсценировка. (5 мин)
Начать наш урок мне хотелось бы с одной легенды о языке. (Инсценировка легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе (Руслан и Андрей Н.)
- Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал:
- Сегодня у меня будут обедать друзья и поэтому ты должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.
– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.
– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, та ругаешь меня с помощью языка.
- Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?
(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).
- Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп?
Данная легенда свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.
3. Формулировка темы урока. (3 мин)
Словарная работа:
Скверный - вызывающий отвращение, мерзкий, гадкий, уродливый, некрасивый, безобразный, неприятный, отвратительный, непристойный, неприличный.
Святой – божественный, безупречный, дорогой, истинный, родной, бесценный.
(на доске понятия скверное и святое)
Попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока.
Тема урока: «О скверном и святом» (запись в тетрадь)
4. Словарная работа (5 мин)
- Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе слова, которые вы относите к категории «святых»; во 2 – слова из разряда «скверных» (затем учащиеся оглашают списки слов).
- Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и «стушевались», называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую «сниженную» лексику, в т.ч. и нецензурную).
5. Работа со стихотворением Э.Асадова «О скверном и святом» (20 мин)
(На доске портрет Эдуарда Аркадьевича Асадова, слова незнакомые с лексическим значением)
Слово учителя о поэте: Асадов - советский поэт, прозаик, автор 47 книг, писал лирические стихи, поэмы. Эдуард Асадов в своих стихотворениях обращался к лучшим человеческим качествам — к доброте, верности, благородству, великодушию, патриотизму, справедливости. Стихи он зачастую посвящал молодежи, стремясь передать новому поколению накопленный опыт.
Знакомство со стихотворением.
У каждого из вас на столе лежат листочки со стихотворением «О скверном и святом», предположите, о чем оно? Обратите внимание на лексическое значение новых слов, которые будут встречаться в стихотворении. Следите за мной, я читаю невыразительно.
Э.Асадов
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее – от самого святого!Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.
- Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: «самое святое», «сквернейшее»? («мать» - «мат»)
- Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова ).
- Что вызывает особый гнев поэта? (оскорбление имени и чести матерей)
Обратите внимание на экран. Почему Богородица называется «Семистрельная»?
(Стрелы эти - бранные матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников – сквернословов и не заступничает о них перед Богом.)
- Прочитайте выразительно это стихотворение.
6. Зрительная гимнастика (2 мин)
7. Защита мини-проекта: (3 мин)
- А каково же отношение учащихся школы к нецензурной лексике? Ученица 9 класса провела анкетирование по данному вопросу. (Выступление учащейся с анализом анкетирования школьников по данной проблеме).
Макашева Айжан (презентация «Анкетирование»).
8. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)
– Можем ли мы изменить собственную речь?
– Как вы думаете, что нужно для этого сделать? Ответы учащихся:
Чтение учителем стихотворения «Слова» (автор не известен)
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, -
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
- Давайте дарить букеты из мудрых, добрых слов! Спасибо всем за работу.
Дерево Добрых Слов (стикеры)
Перед вами листья зеленого цвета. Предлагаю вам взять лист, написать доброе слово и прикрепить к нашему дереву.
- Я сегодня задумался о….
- Мне сегодня понравилось…
- Я остался при своем мнении…
- Я изменил мнение о…
Я хотела бы подарить вам памятки «Как избавиться от сквернословия?»
9. Домашнее задание
Написать в школьную газету статью на тему “О скверном и святом…”
Примерные варианты названий.
- Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!
- Мат - дорога в ад.
- Мат уродует девчат.
- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!