Урок развития речи в 8-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине М.В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • подготовить обучающихся к сочинению-описанию картины М.В.Нестерова: помочь им понять идею картины;
  • проанализировать обусловленные содержанием языковые единицы текста-образца (на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне);
  • обогатить словарь обучающихся историзмами и архаизмами;
  • дать импульс формированию эстетического вкуса, нравственных чувств, синтезировать их впечатления и наблюдения.

Оборудование: репродукция (в учебнике) с картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»; исторический очерк Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»; тексты-образцы для сравнения, «Житие Сергия Радонежского»; икона «Сергий Радонежский»; путеводитель «Третьяковская галерея»; репродукция с картины «Видение отроку Варфоломею» (увеличенная); портрет художника М.В.Нестерова.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня нам с вами предстоит работа над сочинением по картине и тексту, посвященным жизни одного из самых любимых и почитаемых на Руси святых – Сергия Радонежского.

2. Предварительная подготовка к сочинению. Опережающее задание

– Учитывая специфику работы (религиозный сюжет картины, необходимость использования церковной и устаревшей лексики), накануне урока-беседы по картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» было предложено обучающимся задание для самостоятельной работы:
прочитать исторический очерк Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» по учебнику-хрестоматии для 8 класса стр. 17-23;
объяснить, пользуясь словарём, значение устаревших слов и слов церковного обихода (оборатать, черноризец, пресвитер, просфора, псалом, игумен, пустынь, литургия, пажить, схима).

Оборатать – накинуть узду, черноризец – монах, пресвитер – священник, просфора –белый хлебец особой формы, употребляемый в православном богослужении, псалом – религиозная песнь, входящая в состав Псалтири, одной из книг Ветхого Завета, игумен –настоятель монастыря, пустынь – первоначально-уединённое место, где жил отшельник, позднее монастырь, возникший на этом месте, литургия – главное христианское церковное богослужение, схима – высшая монашеская степень в православной церкви, требующая от посвященного в неё строгого аскетизма, пажить – луг, поле, лампада – небольшой сосуд с фитилём, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконой, отрок – мальчик – подросток в возрасте между ребёнком и юношей, ковчег – ларец для хранения Святых даров, дароносица – ковчег, в котором носят Святые дары, онуча – кусок плотной материи, навёртываемый на ногу при ношении лаптей.

3. Беседа по содержанию очерка Б.К.Зайцева (с целью восприятия картины).

– Прочитав очерк, каким вам представился этот святой, «просиявший в земле Русской»? (Человеком нравственной чистоты, мудрым, умным, посвятившим свою жизнь Богу и людям.)
– Кем и когда впервые было составлено «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца»? (Написано оно было в 1418 году, спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его учеником мудрейшим Епифанием, который сам более 30 лет провёл в Троице-Сергиевом монастыре.)
– Вспомните, в какую историческую эпоху жил Сергий Радонежский? (Святой Сергий жил около 1314 – 1392 г.г., во времена нашествия татаро-монгольских полчищ, когда гнёт Орды ещё тяжело давил на Русь).
Расскажите о семье, в которой воспитывался Варфоломей, будущий Сергий Радонежский. (Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, были благочестивы и праведны. Будучи знатными ростовскими боярами, они при этом были людьми тихими, спокойными, вели жизнь простую, с крепким и серьёзным укладом).
– Что огорчало Варфоломея в период обучения его в церковной школе? (когда пришло время, Кирилл отдал Варфоломея и двух других своих сыновей учиться грамоте, но в отличие от братьев Варфоломей постичь грамоту не мог, что очень огорчало и его самого, и родителей, и учителя.
– Какие качества, черты характера ещё с детства отличали Варфоломея от его сверстников? (Мечтательность, любовь к одиночеству, упорство и добросовестность при исполнении всякого дела).
– А теперь посмотрите на репродукцию картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сумел ли художник выразить черты характера, свойственные Варфоломею? (Да, сумел. Особенно впечатляют нас его широко раскрытые глаза, умный взгляд, выразительность его взгляда).

4. Сообщение о художнике (по ходу рассказа индивидуальное задание, показ репродукций нескольких картин М.В.Нестерова).

1) Сообщение ученицы.

– М.В.Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе в семье, жившей по старинному укладу: ходили в церковь, соблюдали посты, радовались праздникам. Рано появившаяся склонность к искусству сначала не встречала поддержки у родных. Но в 1877 году наконец сбылась мечта юноши – он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его первым учителем и идейным наставником был В.Г.Перов – кумир демократической, художественной молодёжи той поры. По окончании училища в 1881 году Нестеров поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился до 1884 года. Нестеров рано стал художником, сказавшим своё слово в искусстве. Уже в 1886 году он получает большую серебряную медаль за картину «Избрание Михаила Фёдоровича на царство». Героями своих картин художник делает людей особого склада, натуры чистые в своих помыслах, чуждые мещанскому равнодушию. Первыми произведениями такого рода, которые обратили на себя внимание своеобразием замысла, большой поэтичностью образа, задушевностью, были картины «Христова невеста» (1887г.), «Царевна» (1887г.), «Пустынник» (1888г.). Летом 1888г. М.В.Нестеров живёт в Сергиевом посаде при Троице-Сергиевой лавре, где пишет картину «Видение отроку Варфоломею», которую сразу же приобретает для своей галереи П.М.Третьяков. В 1897 году художник приносит в дар Третьяковской галерее картины «Сергиевского цикла» – «Юность С.Радонежского»,«Труды преподобного С.Радонежского» и акварельный эскиз к «Прощанию преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским».
В 1898 году Академия художеств присуждает М.В.Нестерову звание академика. Приверженность духовным традициям народа отражают такие произведения замечательного художника, как «Зосима Соловецкий», «Дмитрий Царевич», «Голгофа» (1900г.), «Чудо», «Под благовест», «Святая Русь» (1900–1905г.г.), «Христиане» впоследствии – «Душа народа» или «На Руси (1906–1916г.г.), «Философы» (1917г.).

2) Дополнение учителя к сказанному.

– Творчество М.В.Нестерова (1862–1942г.г.) выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Нестеров обращается к воплощению в искусстве «настроения народной души, народной поэзии». Самыми глубокими и художественно-совершенными стали те его произведения, в которых он создаёт свой поэтический миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, объединённые возвышенным молитвенным созерцанием, находятся в гармоническом единстве. Нестеровский пейзаж и его любимый герой появляются впервые в картине «Пустынник» (1888–1898г.г.). Наиболее яркое выражение художественные и нравственные идеалы Нестерова находят в картине «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890г.г.), одной из работ цикла, посвящённой Сергию Радонежскому. Интерпретируя эпизод из древнейшего «Жития преподобного Сергия», написанного его учеником Епифанием, Нестеров изображает встречу юного Варфоломея, после пострижения получившего имя Сергий, с неизвестным святым старцем, разглядевшим в нём «сосуд, избранный Святым духом», и благословившим его. Скромный осенний пейзаж, написанный в подмосковном Абрамцеве, словно преображённый простодушной верой в чудо, приобретает исторические черты. Особенной удачей Нестерова становится кроткий отрок Варфоломей – воплощение богоизбранности. С циклом картин о Сергии Радонежском художник связывал то заветное слово, которое хотел сказать народу о нём самом. Помимо «Видения», приобретённого у автора П.М.Третьяковым, в галерее находятся также «Юность преподобного Сергия» (1892–1897г.г.) и триптих «Труды преподобного Сергия» (1896–1897г.г.), подаренные Нестеровым коллекционеру. Собирательный образ России художник создал в картине «На Руси» («Душа народа») (1914–1916г.г.).

5. Слово учителя

– В основу сюжета картины «Видение отроку Варфоломею» легло религиозное предание. Оно уже знакомо вам по очерку Б.К.Зайцева. Давайте вспомним содержание предания.

6. Сообщение ученицы

– Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших лошадей. В лесу под дубом юный отрок увидел «старца черноризца саном пресвитера». Варфоломей поведал ему свою печаль: неспособность овладеть грамотой. Тогда старец, протянув мальчику кусочек просфоры, повелел вкусить, сказав, что с этого времени, по благословению Божьему, постигнет он грамоту. И действительно, вернувшись из леса домой Варфоломей, к удивлению родных, сумел правильно прочесть и складно пропеть псалом. Таким образом, по благословению Божьему, получив разум к книжному учению, он стал преуспевать в нём, обретал мудрость.

7. Беседа по картине

– Посмотрите на репродукцию в вашей хрестоматии. Как вы считаете, какой момент легенды отражён в картине? (М.В.Нестеров изобразил момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания его молитвы.)
– Удивлён Варфоломей появлением старца? (Нет. Варфоломей как будто ждал его и теперь погружён в созерцание.)
– Как художнику удалось передать трогательную беззащитность отрока? (Хрупкая фигурка мальчика в открытом пространстве, словно молодая берёзка на ветру, худенькие руки с плотно сжатыми пальцами сложены в молитве.)
– Всмотритесь внимательнее в глаза Варфоломея. Что поражает в них? (В васильковых глазах мальчика светится душевная чистота, спокойствие и какое-то тихое ожидание, но они печальны и поражают недетской силой убеждённости).
– Создаётся ли у вас впечатление, что мальчик разговаривает с монахом? (Да. Варфоломей не просто смотрит на старца, но и говорит с ним. Это видно по его жестам, позе).
– Как вы думаете, о чём этот диалог? (Варфоломей поведал монаху свою печаль; он не может овладеть грамотой. Монах дал отроку кусочек просфоры и сказал, что теперь, по благословению Божьему, он научится читать и будет мудрым).
– А как изобразил художник старца-монаха? Видим ли мы его лицо? (Мы не видим его лица, почти целиком закрытого капюшоном. Наверное, художнику важно было показать не выражение лица, а общий облик старца. Он стоит, слегка наклонив голову. Вокруг головы круг, подобный солнечному сиянию. С особой тщательностью художник изобразил руки с тонкими пальцами, держащие дароносицу. Образ монаха как бы нематериален – он видение отроку).
– Как вы думаете, почему художник так тщательно подбирал пейзаж, составляющий общий фон картины? (Пейзаж в картине тесно связан с человеком, с настроением мальчика. Тишина осенней природы как бы сливается с настроением Варфоломея).
– Согласны ли вы с тем, что природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием, что не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о её нежной красоте и удивительной гармонии? (Это поэтическое изображение поздней осени: нивы сжаты, рябина, тронутая утренним холодом, покраснела; золотые листья берёзки облетают, тёмные островерхие ели чётко выделяются среди пожелтевшего леса; видны мягкие очертания холмов и перелесков. Это типичный пейзаж средней полосы России).
– Как, по-вашему, какая человеческая жизнь стоит за этим пейзажем: полная суеты или спокойствия, умиротворения? (Природа охвачена чуткой осенней тишиной. Задумчиво грустны нежные тона золотой осени. Мы видим дома деревни, сараи, красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками. Красота и гармония пейзажа как бы являются воплощением идеала спокойствия и чистоты).
– Помогает ли этот пейзаж понять настроение мальчика? (Грустный мотив осеннего пейзажа, трепетная тишина природы созвучны детской печальной внимательности мальчика, какому-то тихому душевному ожиданию).
– Как созвучность настроения мальчика и природы подчёркнута художником в композиции картины? (Высокий горизонт, далеко простирающиеся равнины и лесистые холмы; движение пологих, плавно развивающихся по диагонали линий пейзажа, неторопливый торжественно-плавный разворот пространства создают определённый эмоциональный настрой. Грустный мотив звучит в пейзаже, в нём, как и в изображении Варфоломея, нет ярких красок. Всё это подчёркивает слитность настроения мальчика с настроением, царящим в окружающей природе).
– Какой композиционный приём использовал художник, чтобы придать пейзажу некоторую идеальность? (Пейзаж условен и отдалён. Это придаёт ему и всему действию некоторую идеальность).

Вывод. Нестерова, по его собственному выражению, в искусстве «всегда больше привлекала не внешняя красота, а внутренняя жизнь и красота духа». И в герое его картины угадывается жажда духовного совершенства, готовность к испытаниям и лишениям ради его достижения. Утверждая своей картиной реальность чуда, даже естественность его в духовной жизни отрока, показывая душевную чистоту мальчика, художник связывает его стремление к возвышенной гармонической жизни с духовными идеалами русского народа.

8. Работа с текстом К.Г.Паустовского

– Перед вами текст К.Г.Паустовского. Что прежде всего поражает вас в этом отрывке? (Поэтичность описания картины, безграничная любовь автора к родной земле, которую он передаёт ярким образным языком. Язык писателя поразительно красив и светел. Чувствуется, что картина произвела на К.Паустовского огромное впечатление).
– Понаблюдайте, какими художественно-выразительными средствами языка пользуется писатель для описания картины и своих чувств. (Автор использует метафорические эпитеты: «хрустальный светильник», «синеглазые реки», «сокровенная тихая красота» России, «глубочайшей чистоты синие глаза»; сравнения: «чистый, как ключевая вода, воздух», «картина как хрустальный светильник», «девочка-берёзка»; оценочные словосочетания: глубины любви, сдержать невольные слёзы, ударяет по сердцу).
– К какому стилю речи мы можем отнести этот текст? (К стилю художественной литературы с элементами публицистического стиля : наряду с образностью языка здесь есть и элементы публицистики: распространённое обращение к читателям («Все знают картину Нестерова»), стремление убедить их («Всё это кажется драгоценным. Да так оно и есть.»), эмоциональность («Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце.»).
– Сам К.Г.Паустовский определил жанр своей статьи как «заметки о живописи.». Согласны ли вы , что прочитанный отрывок из заметок о живописи представляет собой цельный текст? (Да, это текст, поскольку он обладает такими признаками, как связанность, завершённость, цельность, авторская оценка).
– Найдите фразу, в которой выражена основная мысль текста. («Картина эта как хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны, своей России.»).
– Как писатель раскрывает основную мысль? Зачитайте. (Самое замечательное – пейзаж).
– Какими морфологическими средствами пользуется Паустовский для выражений значений признака? (Автор использует «описательные слова» – имена прилагательные, причастия, отвлечённые имена существительные).
– Давайте определим место «описательных слов» в тексте. С этой целью выпишите слова со значением признака. (В тексте 154 слова, из них знаменательных частей речи: имён прилагательных – 26 (деревенский, глубочайший, синий, белоголовый, худенький, стародавний, сокровенный, тихий, неяркий, нежаркий, неоглядные, хрустальный, крошечный, драгоценный, синеглазый, тёмный, родимый, большой, спокойный, невольный, прекрасный, русский); причастий – 4 (зажжённый, виден, долетающий, выраженный); имён существительных – 52, из них со значением признака – 7 (чистота, красота, олицетворение, светильник, сияние, звон, глубина).
– На основе проведённого анализа сделайте вывод о типе речи, преобладающем в данном тексте. (Этот текст представляет собой описание (с некоторыми элементами повествования), так как в нём названы постоянные, одновременные признаки. Развитие основной мысли происходит за счёт того, что каждое предложение добавляет к сказанному новые признаки. В тексте преобладают «описательные» части речи, слова со значением признака. Глаголов мало, всего – 9).

Вывод. Вы, конечно, обратили внимание, что в тексте немало традиционно-поэтического. Однако оно органически вливается в спокойное и неторопливое течение простых и безыскусных слов, синтаксических конструкций, чистого и ясного, простого и мудрого языка прозы К.Г.Паустовского.

9. Работа с текстом искусствоведа А.А.Буевской

– Прочитайте текст искусствоведа А.А.Буевской. Что нового о картине М.В. Нестерова вы узнали из этого текста? (Мы узнали, что маленькая болезненная девочка из деревни Комякино послужила моделью для отрока Варфоломея и что картина эта была экспонирована на 18-ой передвижной выставке).
– Заметили ли вы разницу в языковом оформлении текста А.Буевской и текста К.Г.Паустовского? (Разница очевидна. Если язык К.Г.Паустовского очень поэтичен, он использует яркие образные средства для описания картины и передачи своих чувств, то текст Буевской менее эмоционален, автор сообщает о содержании картины более спокойно, не выражая открыто своих чувств, впечатлений, поэтому и язык её текста не так красочен, за исключением отдельных эпитетов при описании природы).

Учитель: Для искусствоведа Буевской, видимо, важно было раскрыть содержание картины и сообщить некоторые сведения об истории её создания, а для писателя Паустовского важно выразить своё отношение, впечатление. Текст Паустовского вы отнесли к художественному стилю речи и сейчас ещё раз подтвердили это. А к какому стилю вы отнесёте текст Буевской и почему? (К научно-популярному. Буевская популярно, доступно рассказывает о картине, вместе с тем использует искусствоведческие термины (пейзажные зарисовки, послужила моделью, ритмически повторяемые первым и вторым планами, фигура отрока, образ, картина экспонирована, передвижная выставка, несла идею, эпоха, живописное выражение).

Учитель. Тем самым, Буевская проявляет свою творческую индивидуальность. Давайте попробуем определить, какой тип речи преобладает в тексте Буевской. Для этого проведем лингвистический анализ текста. Сколько абзацев в тексте? Чем обусловлено их выделение? (В тексте 5 абзацев, разных по объёму. Они выделяются по признаку единства и некоторой законченности содержания. Так в первом абзаце говорится о том, где и как писал художник картину, во втором – о модели для фигуры Варфоломея, в третьем – о картине и об облике отрока, в четвертом – о фигуре монаха, в пятом – об идее картины.)
– А теперь ещё раз прочитайте каждый абзац и подумайте, какой тип речи в нём преобладает. Докажите своё мнение. (Первый и второй абзацы представляют собой в основном повествование, в них сообщается о создании картины, для этого используются простые предложения с деепричастными и причастными оборотами, употребляются глаголы прошедшего времени (знал, легло, послужила), конкретные имена существительные (художник, монастырь, природа, картина и т.д.), мало описательных слов. В третьем и четвёртом абзацах описывается сама картина (пейзаж, отрок, монах). Употребляются простые предложения с однородными членами и причастными оборотами, а также сложное предложение с придаточным определительным. Здесь преобладают «описательные» слова (мягкие, повторяемые, первый, второй, тонкие, покрытые, осенние, прозрачный, особый, исполненный, хрупкая, сложенные, трогательно-беззащитный, печально-проникновенные, непоколебимая, недетский, лаконична, лёгкий, держащие, лишённый, несущий, зримый, призванный), отвлечённые имена существительные (созерцательность, тишина, выражение, вера, желание, убеждённость, конкретность, отвлечённость). В пятом абзаце повествуется об экспонировании картины и её значении для этой эпохи. Используются простое и сложноподчинённое предложения с придаточным определительным и причастным оборотом. Глаголы употреблены в форме прошедшего времени (была экспонирована, несла, не находила). Следовательно, какой вывод можно сделать о типе речи этого текста? Текст представляет собой сочетание повествования и описания, однако преобладает описание, поскольку элементы описания есть во всех абзацах, а в третьем и четвёртом (описание картины) развитие мысли происходит за счёт выявления новых признаков, характеризующих красоту природы, облик отрока и фигуру монаха. Синтаксис этого текста несложен, преобладают простые предложения с однородными членами и причастными оборотами). В тексте много описательных слов. Всё это говорит о том, что перед нами текст – описание с элементами повествования.)

Вывод. Таким образом, мы убедились, что и К.Паустовский, и А.А. Буевская для раскрытия содержания картины и её изобразительных средств используют описание, но стилевая принадлежность этих описаний различна, поскольку писатель и искусствовед решают разные задачи: один – передать своё восприятие, свои впечатления, чувства, а другой – раскрыть содержание и смысл картины.

10. Задание

– Приступая к работе над сочинением, вы тоже должны прежде всего уяснить, о чём вы хотели бы рассказать и как, в какой форме (тип речи, стиль) это лучше всего сделать, какие средства языка помогут вам решить поставленную задачу.

11. Итог урока. Домашнее задание

– Написать сочинение, используя репродукцию с картины «Видение отроку Варфоломею».