Урок развития речи в 8-м классе "Диалог с морем"

Разделы: Русский язык


Форма урока: урок-диалог, обобщающий урок по теме “Односоставные предложения”.

Цели и задачи урока:

обучающие цели:

  • углубление понимания сущности известных понятий “диалог”, “виды речи”, “виды односоставных предложений и их употребление в речи”;
  • обобщение и систематизация знаний по развитию и культуре речи

развивающие цели:

  • умение переносить знания в новую ситуацию;
  • умение переводить информацию в языковую форму;
  • умение проводить наблюдения, писать творческую работу;

воспитательные цели:

  • воспитание эстетического отношения к окружающему миру;
  • воспитание культуры мышления, культуры речи;
  • воспитание познавательного интереса, уважения к природе родного края.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал;
  • компьютер, проектор;
  • презентация к уроку;
  • музыкальное оформление.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись числа в тетрадях.

II.

1. Слово учителя.

Проходят века, меняются поколения, а он, русский язык, верой и правдой служит обществу, образованию, духовному развитию народов, проживающих на территории России.

2. Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем слова К.Г.Паустовского

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом...
Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Паустовский

3. Выполнение заданий.

Каждое слово имеет внутренний, затаенный смысл, свою форму.

Что означает латинский корень логос-? (это учение, слово).

– Давайте составим из данных корней слова.

– Допишите предложение

Диалог – это …(разговор двух или нескольких лиц).

– Подбери синонимы к слову разговор (беседа, речь)

– Составьте, пожалуйста, словарную статью для слов беседа и речь.

А вот толкование этих слов из “Словаря русского языка” С.И.Ожегова

Беседа-разговор, обмен мнениями. Оживленная беседа.

Речь –

1.Способность говорить, говорение. Дар речи.
2. Разновидность, стиль языка.
3. Звучащий язык.
4. Разговор, беседа.

4. Закрепление материала.

– Ребята, вспомните, пожалуйста, какие виды речи вам известны? Их два (устная и письменная)

– Как оформляется диалог в устной и письменной речи?

(Диалог состоит из реплик и слов автора, отделяется знаком тире.)

III. Обобщение изученного материала

Учитель. Итак, мы с вами готовы к беседе, к общению. Наша учебная задача сегодня стать собеседниками. Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить задание на листочках.

– Какое слово уместно добавить в данные предложения, чтобы понять, о чем идет речь?

Работа в парах

Мир бездонный. Шум прибоя. Крики чаек.

Раскинулось ___________ широко.

Песчаный берег. Алая заря. Тяжко и сонно вздыхающее ___________. Покой. Размеренный шум волн.

Рукотворным _______ называют в Башкортостане Нугушское водохранилище.

Оно словно жемчужина нашего Мелеузовского района.

Какое слово оказалось уместным? Запишем его в заголовок.

Подберите ассоциативный ряд слов, характеризующих море (таинственное, загадочное, опасное, необъятное, широкое, безграничное).

IV. Таким образом, ребята, как вы предлагаете сформулировать тему нашего урока. (Встреча с морем, диалог с морем). Запись в тетрадях.

V. Продолжим наш урок-диалог.

1. Выполните задания.

Подчеркните в данных предложениях грамматические основы.

2. Какие типы предложений встретились нам в этих предложениях? (односоставные, двусоставные)

3. Подумаем, какую роль выполняют в тексте односоставные предложения? (Односоставные предложения придают тексту, речи конкретность, логичность, лаконичность)

4. Ребята, а кто из вас бывал на море или у его берегов?

Расскажите, какое оно? (3-4 ученика)

5. Послушайте отрывки из художественных призведений: М.Горького “Песня о Соколе”, А.К.Толстого стихотворение “Не пенится море, не плещет волна …”

Море огромное, лениво вздыхающее у берега, – уснуло и неподвижно в дали...

Мягкое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит...

Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег.

6. Давайте подумаем, какое настроение возникает у нас, читателей. (Романтичное, мечтательное)

7. Физминутка

8. Творческая работа.

Ребята, вы готовы работать дальше? У моря есть свои дары, я хочу, чтобы каждая команда взяла из волшебной коробочки один из них. Вот эти предметы (дары моря), потрогайте их, пусть они приблизят вас к ощущениям о море. А мысли и мечты ваши я попрошу высказать в творческой работе “Диалог с морем”

По данному началу составьте коллективно, работая в группах, продолжение диалога – на выбор (о чем вы сами сказали бы морю или послушали разговор моря с небом) Текст на партах.

Я сижу на берегу моря. Звезды бриллиантовых брызг оседают на моих ногах и разбиваются о прибрежные камни. Солнце прячет свое золото в серо-голубых облаках в лабиринте неба…

– О чем ты думаешь, море, кутая мои ноги в негу своих волн? – прошептал я.

И шелест волн слился в таинственный шепот, приближающийся с набегающей волной и ударяющийся о прибрежные камни…

Закончили. Один ученик на интерактивной доске рисует парусник.

Предлагаю обменяться мнениями. Что вам понравилось в работах групп? Что больше запомнилось?

Учитель. Всем спасибо. Вам понравился диалог с морем? Давайте представим, что каждый из вас капитан своего корабля. У каждого есть мечта. Я предлагаю построить “Парусник мечты”.

Напишите на листочках каждая команда, с какими качествами вы бы отправились в жизнь на нашем условном “Паруснике мечты”.

Представители групп вписывают эти качества в паруса.

А я, ребята: хочу подарить вашему кораблю путеводную звезду.

VI. Домашнее задание.

Предлагаю написать творческую работу. Лучшие работы мы отправим в журнал “Путеводная звезда”, в котором уже опубликованы работы моей ученицы Гавриловой Н.

VII. Итог урока. Вместо оценки – пожелание. “Пусть эта морская звездочка принесет вам удачу”.