Форма урока: урок-диалог, обобщающий урок по теме “Односоставные предложения”.
Цели и задачи урока:
обучающие цели:
- углубление понимания сущности известных понятий “диалог”, “виды речи”, “виды односоставных предложений и их употребление в речи”;
- обобщение и систематизация знаний по развитию и культуре речи
развивающие цели:
- умение переносить знания в новую ситуацию;
- умение переводить информацию в языковую форму;
- умение проводить наблюдения, писать творческую работу;
воспитательные цели:
- воспитание эстетического отношения к окружающему миру;
- воспитание культуры мышления, культуры речи;
- воспитание познавательного интереса, уважения к природе родного края.
Оборудование урока:
- раздаточный материал;
- компьютер, проектор;
- презентация к уроку;
- музыкальное оформление.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись числа в тетрадях.
II.
1. Слово учителя.
Проходят века, меняются поколения, а он, русский язык, верой и правдой служит обществу, образованию, духовному развитию народов, проживающих на территории России.
2. Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем слова К.Г.Паустовского
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что
нельзя было бы передать русским словом...
Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и
простых, – для которых не нашлось бы в нашем
языке точного выражения.
К.Паустовский
3. Выполнение заданий.
Каждое слово имеет внутренний, затаенный смысл, свою форму.
Что означает латинский корень логос-? (это учение, слово).
– Давайте составим из данных корней слова.
– Допишите предложение
Диалог – это …(разговор двух или нескольких лиц).
– Подбери синонимы к слову разговор (беседа, речь)
– Составьте, пожалуйста, словарную статью для слов беседа и речь.
А вот толкование этих слов из “Словаря русского языка” С.И.Ожегова
Беседа-разговор, обмен мнениями. Оживленная беседа.
Речь –
1.Способность говорить, говорение. Дар
речи.
2. Разновидность, стиль языка.
3. Звучащий язык.
4. Разговор, беседа.
4. Закрепление материала.
– Ребята, вспомните, пожалуйста, какие виды речи вам известны? Их два (устная и письменная)
– Как оформляется диалог в устной и письменной речи?
(Диалог состоит из реплик и слов автора, отделяется знаком тире.)
III. Обобщение изученного материала
Учитель. Итак, мы с вами готовы к беседе, к общению. Наша учебная задача сегодня стать собеседниками. Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить задание на листочках.
– Какое слово уместно добавить в данные предложения, чтобы понять, о чем идет речь?
Работа в парах
Мир бездонный. Шум прибоя. Крики чаек.
Раскинулось ___________ широко.
Песчаный берег. Алая заря. Тяжко и сонно вздыхающее ___________. Покой. Размеренный шум волн.
Рукотворным _______ называют в Башкортостане Нугушское водохранилище.
Оно словно жемчужина нашего Мелеузовского района.
Какое слово оказалось уместным? Запишем его в заголовок.
Подберите ассоциативный ряд слов, характеризующих море (таинственное, загадочное, опасное, необъятное, широкое, безграничное).
IV. Таким образом, ребята, как вы предлагаете сформулировать тему нашего урока. (Встреча с морем, диалог с морем). Запись в тетрадях.
V. Продолжим наш урок-диалог.
1. Выполните задания.
Подчеркните в данных предложениях грамматические основы.
2. Какие типы предложений встретились нам в этих предложениях? (односоставные, двусоставные)
3. Подумаем, какую роль выполняют в тексте односоставные предложения? (Односоставные предложения придают тексту, речи конкретность, логичность, лаконичность)
4. Ребята, а кто из вас бывал на море или у его берегов?
Расскажите, какое оно? (3-4 ученика)
5. Послушайте отрывки из художественных призведений: М.Горького “Песня о Соколе”, А.К.Толстого стихотворение “Не пенится море, не плещет волна …”
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, – уснуло и неподвижно в дали...
Мягкое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит...
Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег.
6. Давайте подумаем, какое настроение возникает у нас, читателей. (Романтичное, мечтательное)
7. Физминутка
8. Творческая работа.
Ребята, вы готовы работать дальше? У моря есть свои дары, я хочу, чтобы каждая команда взяла из волшебной коробочки один из них. Вот эти предметы (дары моря), потрогайте их, пусть они приблизят вас к ощущениям о море. А мысли и мечты ваши я попрошу высказать в творческой работе “Диалог с морем”
По данному началу составьте коллективно, работая в группах, продолжение диалога – на выбор (о чем вы сами сказали бы морю или послушали разговор моря с небом) Текст на партах.
Я сижу на берегу моря. Звезды бриллиантовых брызг оседают на моих ногах и разбиваются о прибрежные камни. Солнце прячет свое золото в серо-голубых облаках в лабиринте неба…
– О чем ты думаешь, море, кутая мои ноги в негу своих волн? – прошептал я.
И шелест волн слился в таинственный шепот, приближающийся с набегающей волной и ударяющийся о прибрежные камни…
Закончили. Один ученик на интерактивной доске рисует парусник.
Предлагаю обменяться мнениями. Что вам понравилось в работах групп? Что больше запомнилось?
Учитель. Всем спасибо. Вам понравился диалог с морем? Давайте представим, что каждый из вас капитан своего корабля. У каждого есть мечта. Я предлагаю построить “Парусник мечты”.
Напишите на листочках каждая команда, с какими качествами вы бы отправились в жизнь на нашем условном “Паруснике мечты”.
Представители групп вписывают эти качества в паруса.
А я, ребята: хочу подарить вашему кораблю путеводную звезду.
VI. Домашнее задание.
Предлагаю написать творческую работу. Лучшие работы мы отправим в журнал “Путеводная звезда”, в котором уже опубликованы работы моей ученицы Гавриловой Н.