Фотография в качестве средства развития речи на уроках русского языка, к сожалению, используется редко. А ведь применение на уроках русского языка не только языковых, но и неязыковых средств открывает большие возможности для совершенствования речи школьников. Поскольку фотографии представляют собой реальное событие в жизни, запечатленное фотоаппаратом, можно предположить, что работа с таким жанром, как фотография, будет интересна и доступна каждому ученику. Фотография располагает к диалогу, желанию высказаться и позволяет добиться более эффективного овладения различными коммуникативными умениями. Фотография имеет большие возможности для сочетания со словом, она способствует коммуникативной мотивации ребенка. Урок построен таким образом, что работа с поликодовыми текстами постепенно усложняется: от придумывания подписей для сюжетных фотографий к созданию фотозарисовок и написанию истории снимка.
Цель урока: формирование у учащихся коммуникативной мотивации, совершенствование речевых умений
Задачи урока:
1) научить создавать поликодовые тексты
2) познакомить с жанровыми особенностями поликодовых текстов
3) формировать “чувство языка”, знакомить с культурой России
4) учить выбирать языковые и внеязыковые средства выражения собственных мыслей
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, презентация, выполненная учителем
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (постановка учебной задачи) (слайд № 1):
- Тема нашего занятия звучит необычно. Как выдумаете, что мы будем сегодня делать на уроке?
- Да, мы будем соединять фотографию и слово и учиться создавать необычные тексты. Такие тексты называются поликодовые, т.е. созданные на основе различных языковых и неязыковых средств.
2. Мотивация к учебной деятельности (слайд № 2)
- Посмотрите на экран. Какое впечатление производят эти фотографии на вас? Каким настроением они проникнуты? Какая фотография вас удивила? Какой снимок заставил смеяться? Над каким фото вы задумались?
- Какие подписи могли бы быть у этих фотографий? (Придумываем варианты). Что меняется в нашем восприятии, когда рядом с фотографией появляется слово?
Делаем вывод: как бы содержательна ни была фотография, она требует слова, которое наполняет ее особенным смыслом, предлагает воспринять так, а не иначе.
3. Работа со схемами (при подготовке материала использовался учебник “Школьная риторика. 7 класс”).
В нашей жизни можно встретить самые разные сочетания слова и фотографии.
1. Фотография может быть только иллюстрацией. В таком случае текст понятен без фотографии.
2. Фотография может иметь только подпись. Тогда все внимание наоборот сосредоточено на фотографии.
3. Слово и фотография являются равноправными для воплощения авторского замысла.
- Рассмотрите схемы (слайд № 3). Прокомментируйте зависимость фотографии и слова в каждом из трех случаев. Какая из этих схем отражает суть необычных текстов? Почему?
На уроке мы будем работать по схеме № 1 и № 2.
4. Учимся придумывать подписи к фотографиям.
(Слайд № 4) Прочитав текст, установите, понятен ли он до конца без фотографии. Рассмотрите фотографию. Что не понятно в фотографии без текста? Какие вопросы хотелось бы задать автору-фотографу? Дает ли текст ответы на все эти вопросы? Почему?
- Приходилось ли вам составлять текст к фотографии? Чем интересна была эта работа для вас?
- Чтобы получилось удачное сочетание слова и изображения, ищем нужные слова к фотографии. Какими они должны быть? Так как чаще такие тексты мы встречаем в журналистских материалах, познакомимся с рекомендациями фотокорреспондента (слайд № 5):
- Слово не должно говорить то, что ясно и так из снимка
- Слово не должно говорить и того, чего на снимке нет и невозможно почувствовать
- Снимок должен оставлять зрителю возможность додумать недоговоренное
- Посмотрите ещё пример того, как может быть связана фотография и текст (слайд № 6)
А теперь попробуйте самостоятельно сделать подписи к представленным фотографиям (слайды № 7, 8). Посмотрите на возможные варианты подписи.
5. Следующий этап нашего урока - знакомство с жанром “фотозарисовка”.
- Мы продолжим создавать необычные тексты. Но прежде хотелось бы отметить, что фотографии, которые будут демонстрироваться на этом этапе урока, принадлежат советскому писателю, журналисту и фотокорреспонденту – Василию Михайловичу Пескову (слайд № 9). Больше полувека его произведениями зачитывались миллионы жителей нашей страны. Василий Михайлович изобрел особый жанр - журналистский рассказ с фотографией. Не подпись к снимку и не фото к тексту. Это особенный сплав. Его невозможно разделить.
- Познакомьтесь со следующим текстом В.Пескова (слайд № 10). Понравился ли вам этот текст? Проследите, как автор добивается единства фотографии и слова. Посмотрим, как, соединив фотографию и слово, автор это делает. Найдите в тексте места (“отсылки”), которые обращают нас к фотографии. Определите, в каком времени употреблены глаголы. Как это связывает текст с фотографией?
(Слайд № 11). Прочитав текст, установите, понятен ли он до конца без фотографии. Рассмотрите фотографию. Что непонятно в фотографии без текста? Какие вопросы хотелось бы задать автору-фотографу? Дает ли текст ответы на все эти вопросы? Почему? Как это связано с замыслом автора?
- Перед нами сообщение, в котором автор воплощает свой замысел, соединяя фотографию и слово. Текст помогает понять фотографию, а фотография помогает понять текст. Слово, написанное к фотографии, заставляет рассмотреть ее именно так, а не иначе. Соединяясь, фотография и слово образуют единое целое, особый текст, который мы назовем необычным. Необычность этого текста состоит в том, что в данной речевой ситуации автору для осуществления замысла необходима несловесная часть, в данном случае фотография.
- Прочитайте ещё один текст Василия Пескова (слайд № 12). Простые, короткие предложения придают тексту легкость. Изображение показывает, что произошло, и вызывает определённые эмоции, а текст дополняет эту выразительность, уточняет наше восприятие, в то же время он полностью подчинен изображению.
- Прочитайте текст (слайд№ 13). Можно ли определить настроение автора и его оценку того, что изображено на фотографии? Есть ли в этом тексте слова, с помощью которых открыто, явно выражается отношение автора к изображению?
- Много лет Василий Михайлович Песков вел рубрику в газете “Комсомольская правда”, которая называлась “Окно в природу”. Познакомиться с фотозарисовками можно, прочитав его полное собрание сочинений (23 тома), выпущенное Издательским домом “Комсомольская правда”. (слайд № 14).
- Почувствуйте и вы себя фотокорреспондентами. Рассмотрите фотографию (слайд№ 15). Напишите текст к этой фотографии с учетом того, что данная фотопубликация будет помещена в газете или в журнале под рубрикой “Удивительное рядом”. Наверное, это тоже будет фотозарисовка. У вас получится необычный текст.
6. Познакомимся ещё с одним речевым жанром, который можно назвать “история снимка” (слайд № 16).
- В чем вы видите ценность фотографии в нашей жизни?
- Фотографии важны в нашей жизни. Они сохраняют память о людях, событиях. Фотографии из семейного альбома дороги каждому из нас. Столько удивительного можно узнать из старинных фотографий. И новым смыслом может наполнится то, что на ней изображено, если кто-то расскажет историю фотографии.
- Используя схему, скажите, что может послужить основой для “истории снимка” (слайд № 16).
- Да, это могут быть личные воспоминания или рассказы родителей, родственников, знакомых.
- Прочитайте тексты, написанные в этом жанре (раздаточный материал из учебника “Школьная риторика. 7 класс”).
Текст № 1
Попробуйте найти меня на этой фотографии. Что, трудно? Вы, наверное, подумали на мальчика, что сидит в центре с пумпончиком на шапке. Так вот, это не я! Посмотрите поправее, та-а-ак, хорошо, ещё поправее, а вот и я, сижу на краю скамейки. Вам смешно? А я что, виноват, что рукавицы долго не мог найти, пришлось надеть сверху на пальто. Подумаешь, с самого краю. Зато в клетчатых штанах, тогда модно было. Вот!
Текст № 2
Да, это я! Мама привела меня в фотоателье сразу после детского сада. Сейчас, когда я вижу эту фотографию, мне становится смешно. Из-за головы торчит лопух – белый бант. А глаза сделала, как у лисицы. Смеюсь, как бегемот. А на коленях сидит какой-то барбос. Фотограф меня как раз и рассмешил этим барбосом. Волосы торчат во все стороны, как у домовёнка. Уж такая я, что смотреть без смеха невозможно!
- Какого стиля прочитанные вами тексты? Какие особенности в употреблении слов, предложений вы заметили? Сравните тексты. В каком фрагменте явно выражается отношение автора к своему изображению? И тем не менее в первом тексте автор с юмором, тепло относится к себе, изображенной на фотографии. Почему нам это понятно?
- Авторская оценка может выражаться и открыто (текст №2) и скрыто (текст №1).
- Дома вам предстоит написать историю снимка, о котором вы хотите рассказать. Для этого вам в помощь подготовлены рекомендации. Охарактеризуйте жанровые особенности истории снимка, используя следующую памятку №1 (слайд № 17)
Памятка №2 (слайд № 18) дублируется в раздаточном материале
1. Как начать сочинение.
2. На фотографии изображен (запечатлен, увековечен, снят)
- схвачен такой момент…
- остановлено мгновение, когда…
3. Содержание фотографии.
- Фотография отражает… (показывает, воссоздает)
- С фотографии на нас смотрит …
- Взгляните на эти лица …
- Становимся очевидцами тех далеких (удивительных, славных, незабываемых, трагических …) дней…
- Совершим путешествие в прошлое …
4. Как закончить сочинение.
Вот такую историю поведал (рассказал) мне снимок.
7. Домашнее задание (слайд № 19): Напишите историю снимка, выбрав подходящую фотографию из своего альбома. Приготовьтесь этот текст озвучить. Используйте предложенный план (в раздаточном материале):
- Когда была сделана фотография? Что предшествовало моменту съёмки?
- Кто на ней изображён? Какое событие запечатлено?
- Как выглядят люди на фотоснимке? (поза, одежда, лицо, взгляд, руки, мимика, жесты и т.д.)
- Что интересного ты можешь рассказать о судьбах этих людей?
- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот фотоснимок?
Список использованной литературы.
Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Под ред. Т.А.Ладыженской. – Изд. 2-е переаб. – М.: Изд. “Ювента”; Изд. “Баласс”, 2009. – 208 с.: ил.
В.Песков. Статьи. Очерки. Фотографии
Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 180—186.