Цель урока: повторить типы и стили речи, изобразительно-выразительные средства языка, помочь учащимся выбрать жанр будущего сочинения; развитие устной и письменной речи; эстетическое воспитание учащихся, воспитание уважительного отношения к труду не только взрослых, но и к труду сверстников.
Оборудование урока: выставка работ из берёсты, фотографии панно из берёсты, раздаточный материал
Ход урока
1. Постановка цели урока.
Ребята! В этом году мы уже работали над сочинением-описанием действий.
Это были сочинения по картине “Вратарь” и “Детская спортивная школа”, которые мы писали в форме репортажа. Каждый год с семиклассниками мы пишем сочинения о труде, о людях труда. Ребята рассказывают о работе водителя, продавца, повара.
Но в этом году я увидела ваши аппликации из берёсты и очень удивилась. Непоседливые, озорные мальчишки выполнили работы, требующие столько усидчивости, старания, мастерства! Оказалось, что почти все мальчики в классе посещают кружок “Берестяные узоры”, больше половины работ на выставке детского творчества-ваши. Поэтому сегодня мы напишем сочинения о работе вашего кружка. Лучшие сочинения мы поместим в школьном альманахе “Подснежник”.
2.Анализ текстов художественного стиля речи
Русскую берёзку так любят в народе. Это дерево- символ России. Прочитайте отрывок из поэмы Александра Прокофьева “Россия”. Какие изобразительные средства использует автор, описывая русскую берёзу?
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В белёсом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А вот ещё один отрывок о берёзах из книги Владимира Солоухина “Третья охота” Прочитайте текст, разделите его на абзацы. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
“Рассказывать ли о берёзовом лесе? Рассказывать ли про саму берёзу?.. Растут деревья-гиганты, существуют деревья-чудеса. Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво – одно цветами, другое листвой, третье осанкой и ростом… Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал. Он(берёзовый лес) хорош во всякую пору. И в марте, когда берёзы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош берёзовый лес и в те дни, когда разворачиваются на берёзе изумрудные листочки…”
-К какому стилю и типу речи относятся эти тексты?
3.Рассказ учащегося.
Русская берёзка, её так любят в народе, и она щедро платит за эту любовь. Весной чудесным соком напоит, летом своей роскошной зеленью от жары укроет, осенью золотой монетой одарит и заядлому банщику веничек подарит, настоем из берёзовых почек от хвори спасёт. И как приятно сидеть в тёплой комнате, когда за окном потрескивают в печи берёзовые дрова, а если вы заранее сняли с полешек берёсту, то будьте уверены: скучать вам не придётся. Действительно, берёста – это прекрасный материал, который издавна русские мастера-берестянщики используют для изготовления всевозможных предметов домашнего быта.
Приятно сознавать, что и в нашем небольшом сибирском городке есть замечательные умельцы. Это Антипенко Владимир Петрович, который создаёт своими руками неповторимые изделия из берёсты: туеса, наборы для кваса, подносы и многое другое.
Оригинальная форма, великолепная ажурная резьба делают его работы необыкновенно красивыми. Берестяные изделия Владимира Петровича побывали на выставках по многим городам России и за рубежом: в Австрии, Германии, Корее, Японии и везде получали высокую оценку.
Берестяные панно – это новое направление в берестяном деле и родоначальником его является Судос Тамара Прокопьевна. Богатая фантазия, идеальная техника исполнения делают её работы совершенными. Панно Тамары Прокопьевны пользуются большим спросом не только в нашем городе. Каждый, кто хоть однажды увидел её работы на выставке, обязательно находит возможность увидеться с ней самой. Тамара Петровна – участница многочисленных выставок как городских, так и областных. За творческие заслуги Тамара Прокопьевна награждена нескольким дипломами, грамотами.
У Тамары Прокопьевны Судос немало учеников-последователей. И Сухова Нелли Николаевна одна из них. Она с 1963 года работает в школе-интернате №5 и последние девять лет руководит кружком “Берестяные узоры”. Нелли Николаевна прекрасно владеет мастерством выполнения аппликации из берёсты на ткани и охотно делится опытом со своими подопечными. Её отличает умение видеть в кусочке берёсты будущую тему или сюжет, она очень удачно использует цвета и оттенки, благодаря чему её “Подснежники”, “Подсолнухи”, “Анютины глазки” и многие другие панно выглядят как настоящие. При изготовлении панно Нелли Николаевна использует наряду с берёстой соломку. А в последнее время она нашла подход к самой грубой части бересты – коре, которая так трудна в обработке, но так богата неповторимыми красками, оттенками, природной фактурой. Наглядные тому подтверждения – “Глухарь”, “Рябчики”, “Совы”. Панно из берёсты по своему содержанию многообразны. Это и изображение пейзажа, узора, букета или портрета.
-Очень повезло кружковцам, что у них такой талантливый руководитель. Накануне урока ребята –журналисты взяли интервью у Нелли Николаевны.
4.Интервью учащихся
В течение нескольких лет Нелли Николаевна работала воспитателем в нашей школе, а сейчас она руководитель кружка “Берестяные узоры”. Сейчас мы готовим работы на выставку детского творчества.
- Нелли Николаевна, скажите, пожалуйста, с чего началось Ваше увлечение?
- Я давно делаю разные предметы из бумаги, ниток, кусочков ткани.
- Почему Вы учите ребят заниматься берестой?
- Хочу научить видеть красоту природы, хочется, чтобы ребята научились работать с берестой, чтобы приносили радость окружающим.
- Нелли Николаевна, Вы помните свою первую работу?
- Первая работа была простенькая – “Грибочек”, и с каждым днём работы становились всё сложнее.
- Какие темы Вы берёте для работ?
- В основном это природа: животные, птицы, растительный мир. Ведь так много удивительного вокруг нас.
- Как Вы различаете оттенки бересты, ведь это так трудно?
- Оттенки нужно чувствовать, это особого вида талант.
- Нелли Николаевна, где выставлялись Ваши работы?
- В Доме народного творчества, в нашем краеведческом музее, в Иркутске, Байкальске, за рубежом – в Австрии.
- Какие трудности возникали у Вас и Ваших учеников?
- До сих пор я помогаю ребятам подбирать оттенки бересты, долго учимся вырезать мелкие детали: травку, былинки, завитки.
- Нелли Николаевна, большое спасибо Вам за интервью. Творческих успехов!
- Спасибо, ребята.
5. Рассказ кружковцев о создании берестяного панно
Ребята одновременно показывают, как они работают.
1 этап – заготовка бересты.
2 этап- расслаивание бересты.
3 этап- распределение бересты по цвету и оттенкам.
4 этап – выбор рисунка, сюжета.
Выбрать готовый рисунок или самим нарисовать, перенести его на прозрачную бумагу (кальку)
5 этап- продавливание рисунка на берестяную пластину через кальку.
Подбираются кусочки бересты нужных цветов и оттенков, затем по частям продавливаются на бересту все детали рисунка. Периодически проверять чёткость продавливания.
6 этап – вырезаем отпечатанный рисунок.
Каждая деталь рисунка вырезается отдельно. При этом нужно стараться плавно поворачивать пластинку относительно ножниц. Чтобы чётко обозначить зубчики листа, нужно делать надрезы то с одной, то с другой стороны, чтобы не помять края.
7 этап- изготовление заготовки для наклеивания на неё вырезанных деталей.
Выпилить из ДВП заготовку нужной формы и размера, обтянуть её тканью, желательно тёмно- коричневого цвета (в тон основного цвета бересты).
8 этап- наклеивание вырезанных деталей на заготовку.
Накладываем кальку с изображённым на ней рисунком на заготовку так, чтобы рисунок был в центре, и фиксируем каким-либо небольшим предметом или прикалываем булавками. Затем поочерёдно наклеиваем все детали рисунка, начиная с центральной части, постоянно следя, чтобы наклеенные детали точно совпадали с рисунком на кальке.
Все этапы работы записаны на листах, которые лежат на каждой парте.
- Перед вами текст. К какому стилю речи мы его отнесем: художественному или деловому? Это, конечно, деловое описание. А мы с вами будем работать создавать художественное описание.
6. Языковая подготовка
Запишите синонимы к слову мастер: умелец, художник, волшебник.
Сколько значений у этого слова? Запишите:
- Человек, создающий произведения изобразительного искусства (живописец, график, скульптор).
- Тот, кто творчески работает в области искусства.
- Тот, кто достиг высокого совершенства в какой-либо работе, кто проявил большой вкус и мастерство в чём-либо.
Как называется это слово?
Подберите синонимы к словам: делать - Изготовлять, создавать, творить. Потом - затем, после этого, дальше, вслед за этим.
Как можно озаглавить сочинение? – “Кружковцы за работой”, “Юные мастера”, “Красота в умелых руках”
Какова основная мысль сочинения? – Рассказать об умелой работе юных мастеров.
7. Проверка индивидуального задания
До урока два ученика получили задание: побывать на занятии кружка “Берестяные узоры” и написать репортаж.( Ребята уже знакомы с этим жанром).
Вот отрывок из репортажа:
“ Каждую субботу и воскресенье у нас занятие кружка “Берестяные узоры”
Вхожу в актовый зал и вижу собравшихся ребят. Все они мои одноклассники. Руководитель кружка Нелли Николаевна всё уже приготовила для работы: дощечки, ножницы, рисунки, кальку, клей, бересту.
У ребят сейчас “ горячая пора”: они готовятся к выставке. Ребята доделывают обереги, а Денис - бусы из бересты.
Внимательно наблюдаю за работой Дениса. Вот он берёт маленький кусочек бересты, ловко сворачивает его, заклеивает края. Бусинки у него получаются ровные, необычной формы. Теперь их можно собирать. Нелли Николаевна помогает Денису ровно и аккуратно нанизать их на нитку. Есть бусы из жемчуга, янтаря, а вот такие, как у Дениса, не купишь ни в одном магазине. Молодец, Денис!....”
Учащиеся прослушивают сочинения и отмечают, соблюдены ли признаки репортажа в работах.
8. Заключительное слово учителя
Ребята, прочитайте слова, записанные на доске: “Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
Действительно, наши юные мастера – художники. Они не только вносят красоту в свою жизнь, но и дарят нам. В этом мы убедимся, посетив выставку детского творчества.
Заранее подготовленный ученик проводит экскурсию и рассказывает о работах кружковцев.
9. Домашнее задание: написать сочинение