Цели:
Образовательные:
- продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
- продолжить формирование умения адекватно определять содержание текста, авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме;
- формировать умение рассуждать на дискуссионную тему, развивать творческую, речевую и мыслительную активность
Развивающие:
- обучать основным приёмам мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, доказательство);
- развивать познавательный интерес школьников к учению, творческую активность.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к доброте, чувство долга и ответственности за совершенствование себя и окружающего мира;
- формировать личность и гражданскую позицию ученика.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доброта, забота о людях, отзывчивость.
К уроку было дано опережающее задание (за неделю): прочитать рассказ М.Горького «Мой спутник», А.Платонова «Юшка», Л.Улицкой «Перловый суп».
Оборудование: доска; компьютер, проектор.
I. Организационный момент: приветствие, выявление отсутствующих, позитивный настрой и т.п.
II. Целеполагание: объявление темы урока, определение целей и задач, запись темы на доске и в тетради.
III. Актуализация знаний в начале урока: воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.
Словарная работа. Вставьте пропущенные буквы, объясните значения слов.
П...лемика
соб...седник
...ппонент
п...зиц...я
т...зис
...ргумент
д...ску(с,сс)ия
IV. Введение учащихся в предмет изучения предстоящей темы урока
- Перед вами высказывание известного американского писателя Марка Твена, в котором пропущено первое слово.
(Доброта) - это то,
что может услышать глухой
и увидеть слепой.
Марк Твен
- Как вы думаете, какое слово пропущено?
V. Создание учебно-проблемной ситуации №1
Прочитайте два высказывания. Прокомментируйте их.
Любопытная черта добрых натур: они — как для мух горшок с мёдом, им ничего не дают, но берут у них много. Мягкий, уступчивый, бескорыстный человек всегда становится добычей толпы. Люди издали чуют его доброту и беззащитность. Теодор Драйзер
Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему. Генри Торо
- Можно ли считать эти высказывания противоречащими друг другу? Почему?
- Какая из двух точек зрения ближе вам?
- Какие аргументы в пользу вашего мнения вы можете привести?
(заслушиваем мнения учащихся)
VI. Проблемная ситуация № 2
Можно ли добротой изменить злого человека?
Сценка из рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа».
Вопросы для обсуждения:
- Как Гениной маме удалось изменить отношение ребят к её сыну?
- Почему в разговоре с бабушкой мама сказала, что не видит другого выхода?
VII. Работа с высказываниями.
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Задание для каждой пары - объяснить смысл афоризма о добре:
1) Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов
2) Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец
3) “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)
4) “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)
VIII. Работа с текстом притчи о добре и зле
- Прочитайте притчу о добре и зле. Подумайте, какой ответ дал дед на последний вопрос внука. Запишите его.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:
– Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
IX. Проблемная ситуация № 3. Трудно ли творить добро?
- Часто ли на вашем жизненном пути вам встречались люди, которые совершали добрые поступки? Трудно ли это - творить добрые дела? (Ответы учащихся).
- Давайте познакомимся с несколькими примерами добрых поступков, которые совершают наши современники. (Презентация «Примеры добрых дел»)
X. Рефлексия
- Было ли вам интересно на уроке?
- Оказался ли материал, с которым работали на уроке, полезным при написании домашнего сочинения?
- Смог ли во время урока высказать своё мнение?
- Интересны ли были мнения одноклассников?
XI. Подведение итогов
Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Доброта – слабость или сила?».
XII. Заключительное слово
Выразительное чтение стихотворения Татьяничевой Людмилы Константиновны «Что ты сделал хорошего» (Читает заранее подготовленный ученик).
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.