(Слайд 1, Приложение 1)
Тип урока: Урок развития речи (комбинированный с использованием презентационной технологии).
Форма урока: урок исследования теории
Методы обучения: репродуктивный; частично-поисковый; проблемное изложение.
Виды мотивации: познавательная; аполитическая.
Цель урока:
- Обучающая – введение понятия о статье как о жанре публицистики; формировать умение работать с газетной статьёй; формировать умение анализировать статью, видеть её композицию; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.
- Развивающая – развитие познавательного и творческого интереса к предмету "русский язык" и "литература"; развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию. Развитие умения связного устного и письменного высказывания. Развитие воображения, ассоциативного и логического мышление, развивать языковое чутье.
- Воспитывающая – воспитание эстетического вкуса, чувства красоты языка. Повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, презентация (Приложение 1), блокнот юного журналиста (Приложение 2), школьные газеты, толковые словари.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 2).
Эпиграф: Думай о хорошем, и мысли воплотятся в хорошие дела. Грасиан.
Для работы на уроке нам необходимы ручка, карандаш, блокнот Юного журналиста (вместо рабочей тетради).
2. Установка на активную познавательную деятельность на уроке
- Ребята, вы обратили внимание на оформление урока, что я для этого использовала. (Слайд 3, Школьная газета)
- Конечно, вы догадываетесь, что это не случайно. Действительно, просматривая школьные газеты, можно заметить, что участие в их создании принимают учащиеся старших классов. Почему? (учащиеся не умеют писать статьи)
Мотивация
- Сегодня я помогу вам научиться писать статьи для школьной газеты.
-Что для этого вы должны знать? (стиль, жанры) (Слайд 4. Понятие жанра. Строение текста)
(учащиеся делают записи в блокноте стр.4) (Приложение 2)
- Какими умениями нужно обладать, чтобы принять участие в создании школьной газеты? (уметь писать статью в газету, знать её композицию)
3. Изучение нового материала. Актуализация знаний
- Запишем тему урока в блокнот «Юного журналиста» стр.4 (слайд 4)
1) Изучение теоретического материала
- Ребята, какой стиль речи используется при создании газетных рубрик? (Публицистический) (слайд 5)
- Посмотрим на слайд и вспомним, какие из данных жанров чаще встречаются при создании газеты? (статья и заметка) (слайд 6)
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь, сочинении, спектакле, фильме и т. п
Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.
Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.
Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.
Статья (можно не показывать определение) – информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.
- Давайте сравним жанры заметки и статьи. См. блокнот стр. 1 п.1
- Заметка – это сообщение о каком-то факте, а статья – это предоставление причин и взаимосвязи фактов, где автор ставит проблему и предлагает путь решения.
Даем понятие термину статья (слайд 7. Понятие жанра. – Газетная статья.)
Статья — один из жанров публицистики: задача речи - воздействие на читателя языковые средства, воздействующие на читателя (прямые обращения к читателю; побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; повторы; однородные члены с многосоюзием и парным соединением; вопросно-ответные построения высказывания, вводные слова).
2) Анализ статьи
- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с текстом статьи известного ученого-физика, академика Н. Семенова. (слайд 8. Фото. Текст об ученом)
- На ГИА в 9 и 11 классах в заданиях частей В и С вам предстоит работа с текстом, а именно уметь определять стиль текста, тип текста, проблему поднимаемую автором и авторскую позицию.
- Определим стиль текста – публицистический; жанр – статья.
- Газетная статья – это рассуждение проблемного характера. Найдем в толковом словаре значение слова проблема.
Определение термина проблема. (слайд 13, )
Текст (слайд 9) Аналитическая работа по тексту.
- Какую проблему поднимает автор в данном тексте. (1 абзац)
- В какой части текста она сформулирована.
- Определите авторскую позицию. (Авторская позиция- «воля и упорство, знания и труд помогут вам преумножить славу русской науки»)
- Исследуйте последующее строение текста. Что напоминает такая композиция текста? (текст – рассуждение) (слайд 10 Текст. Его строение)
Вывод. Значит, при работе над создание газетной статьи мы будем использовать текст - рассуждение.
4. Закрепление изученного
- Вспомните, с чего мы начинали наш разговор. С того, что вы не являетесь корреспондентами школьной газеты, потому что не умели писать статью. Теперь мы можем попытаться создать собственную статью для школьной газеты. Остается лишь вопрос: о чём?
В жизни каждого человека время от времени возникают проблемы требующие решения. Думаю, что проблемы, обозначенные на доске, являются актуальными для вашего возраста.
Какая проблема для вас менее важна. Обговорите в парах в течение 1 минуты.
(Выбор темы. На доске вопросы в виде газетных заголовков. Учащиеся подходят к доске, убирают менее важный.) (Презентация 2, Приложение 3)
Примерные темы:
1. Вреден ли компьютер для школьника?
2. Нужно ли в наши дни читать?
3. Важен ли спорт в твоей жизни?
4. Всегда ли вас понимают родители?
5. Обязательно ли выполнять домашнее задание?
6. Нужно ли знать, кем я буду?
Для оперативной работы мы сейчас с вами разобьемся на 3 группы.
Каждая группа работает над созданием своего текста или тезисного плана (Слайд 11) (блокнот, стр 6).
На работу дается 5 минут.
- Слушаем, что получилось.
5. Итог урока (рефлексия)
Где, для чего и когда вы можете использовать знания, полученные на данном уроке?
Обязательно поблагодарить всех за работу на уроке. Оценки должны быть положительные. (Слайд № 12)
6. Домашнее задание
- Я не буду задавать вам домашнего задания, но искренно надеюсь, что в следующих номерах школьной газеты появятся ваши статьи.