Урок развития речи в 8-м классе "Газетная статья"

Разделы: Русский язык


(Слайд 1, Приложение 1)

Тип урока: Урок развития речи (комбинированный с использованием презентационной технологии). 

Форма урока: урок исследования теории

Методы обучения: репродуктивный; частично-поисковый; проблемное изложение.

Виды мотивации: познавательная; аполитическая.

Цель урока:

  • Обучающая – введение понятия о статье как о жанре публицистики; формировать умение работать с газетной статьёй; формировать умение анализировать статью, видеть её  композицию; формировать умение определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности.
  • Развивающая – развитие познавательного и творческого интереса к предмету "русский язык" и "литература"; развитие у детей потребности к речевому самоусовершенствованию. Развитие умения связного устного и письменного высказывания. Развитие воображения, ассоциативного и логического мышление, развивать языковое чутье.
  • Воспитывающая –  воспитание эстетического вкуса,  чувства красоты языка. Повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.

Оборудование: интерактивная доска, медиапроектор, презентация (Приложение 1), блокнот юного журналиста (Приложение 2), школьные газеты, толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 2).

 Эпиграф:  Думай о хорошем, и мысли воплотятся в хорошие дела. Грасиан.

Для работы на уроке нам необходимы ручка, карандаш, блокнот Юного журналиста (вместо рабочей тетради).

2. Установка на активную познавательную деятельность на уроке

- Ребята, вы обратили внимание на оформление урока, что я для этого использовала. (Слайд 3, Школьная газета)

- Конечно, вы догадываетесь, что это не случайно. Действительно, просматривая школьные газеты, можно заметить, что участие в их  создании принимают учащиеся старших классов. Почему? (учащиеся не умеют писать статьи)

Мотивация

- Сегодня я помогу вам научиться писать статьи для школьной газеты.

-Что для этого вы должны знать? (стиль, жанры) (Слайд  4. Понятие жанра. Строение текста)

(учащиеся делают записи в блокноте стр.4) (Приложение 2)

- Какими умениями нужно обладать, чтобы принять участие в создании школьной газеты? (уметь писать статью в газету, знать её композицию)

3. Изучение нового материала. Актуализация знаний

- Запишем тему урока в блокнот «Юного журналиста» стр.4 (слайд 4)

1) Изучение теоретического материала

- Ребята, какой стиль речи используется при создании газетных рубрик? (Публицистический) (слайд 5)

- Посмотрим на  слайд и вспомним, какие  из данных жанров чаще встречаются при создании газеты? (статья и заметка) (слайд  6)

Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь, сочинении, спектакле, фильме и т. п

Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.

Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.

Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.

Статья  (можно не показывать определение) – информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.

- Давайте сравним жанры заметки и статьи. См. блокнот стр. 1 п.1

- Заметка – это сообщение о каком-то факте, а статья – это предоставление причин и взаимосвязи фактов, где автор ставит проблему и предлагает путь решения.

Даем понятие термину статья  (слайд 7. Понятие жанра. – Газетная статья.)

Статья — один из жанров публицистики: задача речи - воздействие на читателя языковые средства, воздей­ствующие на читателя (прямые обращения к читателю; побуди­тельные, вопросительные, восклицательные предложения; повто­ры; однородные члены с многосоюзием и парным соединением; вопросно-ответные построения высказывания, вводные слова).

2) Анализ статьи

- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с текстом статьи известного ученого-физика, академи­ка Н. Семенова. (слайд 8. Фото. Текст об ученом)

-  На ГИА в 9 и 11 классах в заданиях частей В и С вам предстоит работа с текстом, а именно уметь определять  стиль текста, тип текста, проблему поднимаемую автором и авторскую позицию. 

- Определим стиль текста – публицистический; жанр – статья.

- Газетная статья – это рассуждение проблемного характера. Найдем в толковом словаре значение слова проблема.

Определение термина проблема. (слайд 13, )

Текст (слайд 9) Аналитическая работа по тексту.

- Какую проблему поднимает автор в данном тексте. (1 абзац)

- В какой части текста она сформулирована.

- Определите авторскую позицию. (Авторская  позиция- «воля и упорство, знания и труд помогут вам преумножить славу русской науки»)

- Исследуйте последующее строение текста. Что напоминает такая композиция текста? (текст – рассуждение)   (слайд 10 Текст. Его строение)

Вывод. Значит, при работе над создание газетной статьи мы будем использовать текст -  рассуждение.

4. Закрепление изученного

- Вспомните, с чего мы начинали наш разговор. С того, что вы не являетесь корреспондентами школьной газеты, потому что не умели писать статью. Теперь мы можем попытаться создать собственную статью для школьной газеты. Остается лишь вопрос: о чём?

В жизни каждого человека время от времени возникают проблемы требующие решения. Думаю, что проблемы, обозначенные на доске, являются актуальными для вашего возраста.

Какая проблема для вас менее важна. Обговорите в парах в течение 1 минуты.

(Выбор темы. На  доске вопросы в виде газетных заголовков. Учащиеся подходят к доске, убирают менее важный.) (Презентация 2, Приложение 3)

Примерные темы:

1. Вреден ли компьютер для школьника?

2. Нужно ли в наши дни читать?

3. Важен ли спорт в твоей жизни?

4. Всегда ли вас понимают родители?

5. Обязательно ли выполнять домашнее задание?

6. Нужно ли знать, кем я буду?

Для оперативной работы  мы сейчас  с вами разобьемся на 3 группы.

Каждая группа работает над созданием своего текста или  тезисного плана (Слайд 11) (блокнот, стр 6).

На работу дается 5 минут.

- Слушаем, что получилось.

5. Итог урока (рефлексия)

Где, для чего и когда вы можете использовать знания, полученные на данном уроке?

Обязательно поблагодарить всех за работу на уроке. Оценки должны быть положительные. (Слайд № 12)

6. Домашнее задание

- Я не буду задавать вам домашнего задания, но искренно надеюсь, что в следующих номерах школьной газеты появятся ваши статьи.