I этап. Мотивация к деятельности
(индуктор)
|
Представление «слова-темы». Слайд № 2. Презентация
- Определите, что связывает этих людей: Юрий Гагарин, Усейн Болт, Денис Мацуев, Алдар Цыденжапов, Николай Басков, Даня Милохин. - Да, все они известные люди. Юрий Гагарин - первый космонавт, Усейн Болт - яайский спортсмен, восьмикратный олимпийский чемпион, одиннадцатикратный чемпион мира, Адар Цыденжапов - матрос Тихоокеанского флота России, погибший во время несения службы на эсминце «Быстрый», предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, Николай Басков - известный певец, Даня Милохин - рэпер, блогер, популярный среди молодежи.
- Какими будут ключевые слова нашего урока?
Предполагаемые ответы: известность, популярность, слава.
- На какой вопрос мы будем искать ответ? (Что такое слава?)
|
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность (самоконструкция)
|
Поиск и отбор словесного материала по теме урока «Что такое слава?»
Класс предварительно разделен на группы. На слайде задания выделены разными цветами, цвет листа А4 соответствует заданию группы.
Слайд № 3
Группа I: подобрать близкие по значению слова к слову СЛАВА.
(почет, известность, популярность, имя, репутация)
Группа II: подобрать глаголы, которые употребляются с этим словом. (завоевать славу, приобрести славу, добиться славы, стремиться к славе)
Группа III: подобрать прилагательные к слову. (заслуженная, добрая, трудовая, вечная, литературная, дурная, хорошая)
Группа IV: выписать из словарной статьи словосочетания «сущ. + сущ.»
(ореол славы, бремя славы, слава полководца, символ славы, аллея славы)
Группы представляют свою работу на листке А4 в виде «Ромашки Блума».
- Поделитесь ответами.
- Ребята, у каждой группы на столе лист № 2 «Кладовая» Туда вы по желанию заносите слова, словосочетания по теме урока.
Словарная работа. Слайд № 4, 5
Бремя славы, ореол славы, увенчать славой.
- Ребята, когда мы так говорим?
При необходимости работаем со словарем.
Бремя славы
Бремя (устар.)
1.Тяжелая ноша, груз.
2. О чем-то тяжелом, трудном, обременительном.
Ореол славы - обаяние славы, успеха, почета и т.д. Находиться в ореоле чьей-то славы.
Увенчать славой - прославить.
- Какой антоним можно подобрать к слову СЛАВА?
- Бесславие, безызвестность, позор.
- Объясните значения слова ОБЕССЛАВИТЬ.
ОБЕССЛАВИТЬ. Книжн. Лишить доброго имени, опозорить. Обесславил свою семью, свой род. О. доброе имя.
- Внесите некоторые примеры в лист № 2.
- Проведем орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
Слайд № 6.
- Бесславие - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется С.
- Безызвестный - после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
- Обесславлен клеветой - в кратком прилагательном пишется одна буква Н.
- Прославленный - в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -ЕНН-, пишется две буквы НН.
- Не мечтал о славе - НЕ с глаголами пишется раздельно.
- Составьте словосочетания с данными словами. Запишите на листе № 2.
|
«Собирание» и «наращивание» смысла.
Поиск информации
Переработка информации,
Осмысление, анализ.
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (промежуточная рефлексия)
|
Пословицы о славе.
- Передайте смысл пословицы своими словами.
Слайд № 7. Задание группам.
Каковы дела, такова и слава.
Добрая слава лежит, а дурная по свету бежит.
Доброй славой дом цветёт.
Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт.
Работа по тексту варианта 25 сборника И.П.Цыбулько «Типовые экзаменационные варианты ОГЭ-2022».
Чтение текста. Обсуждение прочитанного.
- Как хотели прославиться ребята?
- Почему ребята никому не рассказали о случившемся?
- Как можно прославиться?
- Сформулируйте одним предложением главную мысль и запишите на листе № 2.
|
Переработка информации.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Выявление и формулирование основной идеи текста.
«Контекстная догадка» - выяснение смысла из контекста.
|
IV. Контроль и оценка результатов деятельности (афиширование)
|
Афиширование собранного материала на листе № 2.
- Ребята, поделитесь, пожалуйста, собранным материалом. Что попало в вашу «Кладовую»? Может ли этот материал стать основой вашего сочинения?
- Что было новым для вас?
- Что узнали? Чего не знали?
- Что же такое СЛАВА, по вашему мнению? Дайте определение.
- Поделитесь своими мыслями. Слайд № 8.
Продолжите высказывание:
- В наше время легко прославиться …
- Быть известным нелегко …
- Слава должна быть …
- Люди, внесшие вклад в развитие …
- Никогда не забудем прославленных …
Завершим работу строками из стихотворения
Б.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».
Слайд № 9.
- Какие мысли и чувства выразил автор в своем стихотворении?
- Какие новые понятия добавим к теме нашего урока? (самоотдача, успех, творчество, ответственность и т.д.). Можете дополнить лист № 2.
- А теперь вернемся к формулировке темы урока. Вы, наверное, обратили внимание, что урок назван «От слова к мысли». Как вы думаете, почему этот урок я назвала именно так?
При необходимости подводим к мысли о том, как от одного слова через определенные действия мы пришли к созданию текста.
Домашнее задание: написать сочинение «Как можно прославиться?» по варианту 25 сборника И.П.Цыбулько. «Типовые экзаменационные варианты ОГЭ»
|
«Достраивание».
Предъявление собственного продукта, обсуждение.
Осознание собственных мыслей, чувств.
|