Цель урока:
- формирование навыков эмоционального анализа окружающего мира через работу с текстом-описание.
Задачи урока:
- развивать умения создавать тексты – описания;
- развивать навыки анализа художественного текста;
- воспитывать внимательное отношение к миру природы и внутреннему миру человека;
- развивать гибкость воображения и образное мышление учащихся;
- учить учащихся на практике применять технологию - таблица-синтез;
- развивать умение анализировать и обобщать изученный материал в виде синквейна;
- развивать умение учащихся работать в разноуровневых группах.
Ход урока
1 стадия. Вызов.
Учащиеся работают на уроке в группах (по 4-5 человек в каждой группе).
Слово учителя.
- Вы слышите? (Обращение к одной группе).
- А вы слышите? (Обращение к другой группе).
- И вы не слышите? (Обращение к 3 группе учеников).
А я слышу. Слышу, как с каждым часом, каждой минутой, с каждым ударом сердца всё ближе и ближе ОНА! Весна!.
Каждый приход весны пробуждает во мне самые различные чувства.
А у вас, ребята, какие ассоциации вызывает слово “ВЕСНА”? Запишите свои ассоциации (2 минута).
Прочтите, пожалуйста, свои записи (желающие читают свои работы (4-5 человек)
А теперь подчеркните зеленой ручкой слова и словосочетания, связанные с изменениями в природе, а красной – в душе человека.
Проследите, каких слов у вас больше (красных или зелёных)? Какой вывод вы можете сделать?
(Ребята высказывают своё мнение о тесной связи жизни природы и жизни человека).
Итак, ребята, мы выяснили, что весной пробуждается не только природа, но и человеческая душа, поэтому тема сегодняшнего урока: “Весеннее преображение”.
Целеполагание.
Сегодня на уроке мы внимательно проследим за тем,
- как меняется природа с приходом весны;
- как преображается наша душа;
- научимся наши чувства обращать в слова;
- проанализируем художественный текст;
- научимся работать с таблицей-синтез;
- обобщим наши размышления в виде синквейна.
2 стадия. Осмысление содержания.
Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.
Обратимся к отрывкам из рассказа И.Бунина “Последняя весна”. Попытаемся проанализировать текст, заполняя таблицу-синтез.
Ключевые слова. | “Разноцветные” слова. | Рассуждения, мысли. |
(Каждый ученик имеет каркас таблицы и получает текст для анализа).
Начнем работать с вами вместе. Сейчас я прочитаю первый отрывок, а вы ребята попытайтесь наметить ключевые и “разноцветные” слова.
I. Выразительное чтение
1. “Нет, уже весна.
Нынче опять ездили. И всю дорогу молчали – туман и весенняя дремота. Солнца нет, но за туманом уже очень много весеннего света, и поля так белы, что трудно смотреть. Вдали едва рисуются кудрявые сиреневые леса.
Блаженно дремлют, сидят на снежных кучах, раскиданных по полю, ястреба, нежно сливаются со снегами и с туманом, со всем этим густым, мягким и светло-белым, чем полон счастливый предвесенний мир”.
Задание: заключить ключевые слова в овал, разноцветные подчеркнуть. Прочитать ключевые слова – обсудить; прочитать “разноцветные” слова – обсудить. Теперь можно обратиться к заполнению таблицы.
Ключевые слова | “Разноцветные” слова. | Рассуждения, мысли. |
Весна, туман, дремота, весенний свет, дремлет, счастливый предвесенний мир. | Белы, туман, сиреневые леса, снежные, светло-белое. | Ощущение начала чего-то неопределенного. Пока нет звуков, движений, красок – чистый лист бумаги. |
Теперь заполним 3 графу таблицы.
(На доске приготовлен каркас 3 графы таблицы, разделенной на 2 части. После обсуждения в группах (1 минута) сделать вывод и заполнить 3 графу).
1. Предвесенний мир. | Неопределенность. Нет звуков, движений, красок. |
2.Появляются движения, звуки – резкие, краски – контрастные. Хаос. | Нет полутонов, чувства оголены. |
3.Приближение новой жизни, новой надежды, счастья. Гармония. | Все озарено солнцем, душа раскрыта. |
Итак, ребята, дальнейший анализ текста я попрошу вас выполнить без моей помощи, работая в группах. Если возникнут вопросы, спрашивайте. Время для выполнения этого задания ограничено – 5 минут , поэтому посоветую вам распределить задания между собой.
2.“Всё мокроё, везде тает, везде бегут ручьи. Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море.
С большим трудом шли по улице – грязь непролазная. Весенний сырой ветер крепко дует в голых лозинах, а на них немолчно орут только что прилетевшие грачи,- орут важно, победно и вместе с тем радостно, бестолково, нестройно. Ни с чем не сравнимое чувство – слышать их в первый раз после шестимесячной зимней смерти!
3. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег – теперь по грязи и по старому, серому блещет новый, пушистый. В полях, к горизонту, все серебристо. <…>
Весь день дождь.
Иногда перестает, и тогда мокрый сад оживает, поют дрозды. В этих милых, как бы шутливых переливах такая весенняя прелесть, такая сладость жизни, надежд, счастья, что никакими словами не скажешь…<…>
Ветер стихает. Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад. Воздух прохладней, резко пахнет землёй с весенних полей. Проглянуло солнце – и в упор озаряет голый сад: блестят лиловатые сучья, четко видны корявые стволы лип.”
Проверка по плану: - выразительное чтение отрывка;
- чтение ключевых слов – обсуждение, дополнение;
- чтение “разноцветных” слов – обсуждение, добавление;
- чтение третьей графы – обсуждение, добавление.
Везде, ручьи, оголились, ветер, голых, орут, победно, радостно, бестолково, нестройно, первый раз. | Пегие, свинцовые, чернеющие, белое, снежное, грязь. | Исчезает дремота, появляются звуки – резкие, эмоциональные (орут).,журчание ручья, свист ручья. Нет полутонов, все контрастно, чувства оголены. |
Ветер, солнце, блеск, новый, оживает, шутливые переливы, сладость жизни, надежд, счастья, расчистился, раскрылся, солнце, озаряет. | Снег, грязь, серое, серебристо, золотисто – светлый, солнце. | Ощущение движения. Приближения чего-то нового, новой жизни, надежд, счастья. Появляются живые краски – золотистые. Все озарено солнцем, нет преград – все расчищено, раскрыто. |
Теперь, ребята, сосредоточьтесь только на ваших записях в 3 графе и сделайте вывод о том, какие изменения происходят, по мнению Бунина, с приходом весны.(Работа индивидуальная. Время -2 минуты).
Вывод: С приходом весны природа постепенно оживает, окрашивается в живые тона, приобретает звуки, т.е. природа – живое существо, все одухотворено. И человек (часть природы) преображается с приходом весны.
От предвесеннего мира к весенней прелести.
Чтение выводов (1 – 3 человека).
Молодцы, ребята. Продолжим наш урок.
С каждым новым днем весна приобретает все более яркие, сочные краски, выразительные звуки, чувства становятся острее, отчетливее. Поговорим теперь о весне, уже вступившей в свои права. Перенесемся в цветущий благоухающий май.
Ребята, я вам предлагаю теперь самим создать текст-описание на тему “Весеннее преображение”. ( Раздать таблички с заданием:
- небо,
- травы, цветы,
- деревья,
- звуки весны,
- преображение души.)
Каждая из групп будет трудиться над своей узкой темой: одна группа описывает небо другая – травы, цветы, третья группа – деревья, четвертая пишет о звуках весны ,а пятая и шестая группы описывают душевное преображение человека Ребята, не забывайте, что вы составляете текст в художественном стиле, поэтому используйте средства выразительности. (Работа в группах. Время на выполнение задания – 4-5 минут).
Чтение сочиненных текстов.
3 стадия. Рефлексия.
В заключении урока я хочу вам предложить написать синквейн на тему “Весеннее преображение”. Работа индивидуальная, но если вы испытываете трудности, то можно объединиться в пары); (3-4 минуты).
Чтение синквейнов (по желанию)
Итак, ребята, наш урок закончен.
Домашнее задание: напишите эссе (объём работы полстраницы) или лирическое стихотворение. Эссе, напоминаю, - это художественная форма размышления. Предлагаются на выбор несколько тем: “Звонкая песня капели”, “Смех весны”, “Весна света”, “Дыхание весны”, “Прелесть весеннего дня”.
Прежде чем начать работу, проникнитесь настроением радости, ожидания весны. Определите тип речи: описание, выберите средства выразительности, которые вы будете использовать в своём сочинении. Передайте ваши ощущения различными типами словосочетаний.
Выставление оценок за активную работу. В конце урока собрать работы.
А сейчас подведем итог нашего урока. Удалось ли нам выполнить те задачи, которые мы поставили в начале урока? Чему мы с вами смогли научиться сегодня?