Цели урока:
- вырабатывать умение работать с текстом научного характера;
- формировать этические нормы речевого поведения;
- воспитывать культуру общения;
- отрабатывать приемы "трехчастного дневника" и "маркирования текста".
Технологические приемы: обучение сообща, "трехчастный дневник", проектная технология, синквейн.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал "Письмо"(из Энциклопедического словаря юного литературоведа.- М., Педагогика, 1987), письма в конвертах.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Мотивация, цели урока.
Учитель входит с папкой писем: Здравствуйте, ребята! Что это? Письма: Сегодня на уроке мы поговорим о письме. Напишите слова, которые приходят на ум, когда я произношу слово: " Письмо"- ваши ассоциации, чувства, мысли (сущ, прил, глаголы)- Чтение слов.
3. Основная часть урока.
А) Итак, поговорим о письме. В тетрадях пишем дату, делаем таблицу:
Что я знаю Что хочу знать Что узнал
Что мы хотим узнать о письме? (дети зачитывают свои записи:)
Б) Наши одноклассники подготовили дома проекты о письме, возникновении почты. Посмотрим их работы, по ходу показа вы заполняйте 3-ю графу столбика " Что узнал"
Показ проектов
В) Спасибо за работу!
А теперь поработаем с текстом " Письмо" Читаем текст, подчеркиваем незнакомые слова. (Эпистолярный, манифест, фельетон)
Заполняем 3-ю графу.
Г) А теперь послушаем 3 письма и ответим на вопрос: " Чем они отличаются?"
(Образцы бытового письма- солдат пишет из армии своей сестре, письмо Татьяны к Онегину, образец делового письма) Чем отличаются эти письма?
Вывод: письма бывают литературными, бытовыми, деловыми. По форме- бумажные, электронные.
Д) Диспут о важности бумажных или электронных писем, что они выбирают: смс или обычное письмо ( + и - смс) итд
Е) Слова В.Познера: " Письма умирают. Проходит их время. На смену им идут сухие смс-ки, без души, без чувств. Мне тоскливо: А вам?"
Давайте ему ответим. Это может быть мини- сочинение или синквейн.
Ж) Правила заполнения почтового конверта.
4. Домашнее задание
Написать письма друг другу или учителю (адрес учителя был показан как образец)