Урок развития речи в 8-м классе по теме "Описание действий" (в спорте). По учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Расширять словарный запас учащихся, обогащая их речь деепричастиями и деепричастными оборотами для передачи динамичности развития действия.
  • Убедить учащихся в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного итого же лица или предмета, дорисовывает основное действие).
  • Учить производить синонимичную замену личных форм глагола деепричастиями, а также составлять предложения и связный текст с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Оборудование:

  • видеозапись игры ребят класса в баскетбол с комментариями учителя физкультуры;
  • на доске - фотографии, картины, иллюстрации, изображающие спорт;
  • словарные слова, словосочетания спортивной тематики.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

- Домашнее задание было творческим: вы должны были составить и записать текст, используя деепричастия и деепричастные обороты, или сочинить сказку или стихотворение о деепричастии. Послушаем, что у вас получилось.

(Ребята зачитывают несколько работ). Какие из работ вам больше понравились? Эти работы мы поместим в наш рукописный журнал "Проба пера".

2. Введение.

- Ребята, какую часть речи мы сейчас изучаем? (Деепричастие). Чем удивительна эта часть речи? (Она характеризует, дорисовывает действие, движение). Какие действия мы уже описывали? (Тема предыдущего урока развития речи была "Описание трудовых процессов", ребята описывали, как они моют аквариум, прибирают комнату, пекут пирог и т. д.).

- А какие еще действия можно описать? (Учитель обращает внимание на доску с фотографиями). Правильно, спортивные.

3. Подготовительный этап.

- Прочитаем текст в "Русской речи" (стр. 146; упр. 343.)

- Составьте план, сравните структуру данного текста со структурой текста "описания трудовых процессов".

- Прочитайте главную часть. (Это описание прыжка).

- Какая часть речи помогает описать прыжок? (Глагол).

- Какая часть речи дорисовывает его? (Деепричастие).

4. Постановка учебной цели.

-Ребята, а вы любите спорт? Какие спортивные передачи вы смотрите по телевизору? Кто рассказывает о спортивных событиях? (Спортивный комментатор).

- Нам сегодня предстоит стать спортивными комментаторами. Для описания спортивных действий нам нужна лексика на спортивную тему. Найдите слово по его лексическому значению.

Доска №1:

  • спортсмен
  • тренер
  • комментировать
  • команда
  • сигнал, свисток
  • репортаж
  • матч
  1. Человек, занимающийся спортом.
  2. Специалист по тренировке спортсменов.
  3. Рассуждая, поясняя, делать замечания по ходу состязания.
  4. Группа участников спортивного состязания.
  5. Звуковой или зрительный условный знак.
  6. Информация о событиях в спортивной жизни.
  7. Состязание в игре.

5. Закрепление.

Теперь попробуем применить полученные знания.

а) На доске записаны предложения:

  • Баскетболист подпрыгнул и точным броском послал мяч в кольцо.
  • Волейболисты выиграли подачу и приободрились.
  • Игрок ударил по мячу и быстро отбежал.
  • Капитан команды удачно разыграл комбинацию и перехватил мяч у соперников.

- Переделайте предложения так, чтобы одно действие предстало, как основное, другое как добавочное. Чем отличаются ваши предложения от записанных мною на доске? (Они устраняют однообразное повторение отдельных действий одного и того же лица, делают речь более точной, динамичной и выразительной).

б) - Просмотрим игру, которую нам предстоит прокомментировать. Послушайте и постарайтесь запомнить и записать в столбик глаголы и обороты речи учителя физкультуры, комментирующего игру.

(Просмотр видеозаписи, затем запись глаголов)

- Прочитайте ваши записи. А теперь (учитель открывает доску) сравните и дополните их.

Доска №2:

  • наметить цель
  • бросать по кольцу
  • высоко подпрыгнуть
  • защищать кольцо команды
  • выиграть матч
  • играть дружно

в) - Составьте комментарии, по возможности используйте и слова, записанные на другой доске.

Доска №3:

  • касаться мяча руками
  • рассчитывать силы
  • раздался свисток
  • сравняли счет
  • воскликнуть от радости
  • гордясь
  • закончив
  • играя дружно
  • выиграв матч

Помните, что деепричастие дорисовывает основное действие, устраняет однообразный повтор, поэтому постарайтесь сделать ваши комментарии выразительными, динамичными.

После записи предложений в тетрадь просматриваем видеозапись и прослушиваем получившиеся комментарии.

Ученица читает стихотворение собственного сочинения о спорте.

6. Домашнее задание.

Посмотреть спортивные программы, обратить внимание на лексику и сделать открытку, фотографию или самим нарисовать иллюстрацию и записать на ней 3 предложения с деепричастиями.