Цели урока:
- Развивать и совершенствовать навыки написания сочинения – рассуждения;
- Активизировать эмоциональную сферу личности школьников; способствовать развитию логического мышления, устной, монологической, диалогической речи, продолжить работу над культурой общения, развивать навыки умений отстаивать свою точку зрения;
- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к памяти погибших.
Средства обучения: ТСО, выставка книг о Великой Отечественной войне, карточки с опорными словами.
ХОД УРОКА
I. Введение в тему. Слово учителя. В нашей стране есть день, когда оживает вся планета, радуясь солнцу и улыбками, когда люди приходят на встречу, друг с другом, как брат с братом, когда убелённые сединой ветераны плачут, не стыдясь своих слёз. Наступает святой для нашего народа день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы. Вспоминаем и ушедших от нас. Вспоминаем всё, что было связано с теми тяжёлыми четырьмя годами войны.
Четыре года войны! Они запечатлены в кадрах хроники, снимавшихся в гуще боя.
Мы уже с вами знакомы с некоторыми произведениями о войне, знаем и любим фильмы, стихи и песни.
Перелистаем страницы Великой Отечественной войны.
Слово моим помощникам. (Литературная композиция сопровождается кадрами документального фильма “Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.)
II. Итак, тема нашего урока: Сочинение – рассуждение “Что я знаю о войне?”
- Каковы ваши ассоциации, связанные со словами “война?”
(Учащиеся перечисляют понятия)
Эпиграф: “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне” Эти слова поэтессы Юлии Друниной, участницы этой войны.
- Чем же мы сегодня будем заниматься? (учащиеся
отвечают, учитель ставит цель урока)
- Прежде всего, хочу пожелать вам интересной и
плодотворной работы. Я надеюсь, у вас всё
получится.
III. ОПРОС – ПОВТОРЕНИЕ.
1) Что такое сочинение – рассуждение?
(Сочинение – рассуждение включает сообщение и логические доказательства, иными словами, в нём всегда должны быть тезис и аргументы).
Рассуждение – это логически выстроенная цепь суждений и умозаключений, объясняющая причинно – следственные связи какого – либо явления. Конечной целью сочинения – рассуждения являются, доказательство главной мысли – идеи, которая может быть сформулирована в заглавии – тезисе.
(обычно в форме побудительного или вопросительного – почему? Зачем? В чём смысл предложений?).
2) Каковы задачи сочинения – рассуждения? (основная
задача сочинения – рассуждения: раскрыть умение
отстаивать свою точку зрения).
3) Какие типы речи могут использоваться? (повествование,
рассуждение, описание)
4) Рассмотрим составные части сочинения –
рассуждения.
В нём три части:
В первом содержится мысль, которая будет доказываться; т.е. вступление к сочинению – рассуждению лишь подводит к поставленной в заглавии проблеме;
Вторая – доказательная. Рассуждение – доказательство строится по следующей схеме:
Экспозиция:
(подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) доказательство тезиса – выводы.
Третья – заключение.
5) Какие языковые средства можем использовать? (для рассуждения характерны языковые средства, выражающие причинно – следственные отношения; обстоятельства причины, условия, слова со значением оценки т.е. вводные слова, сопоставление, побудительные, восклицательные предложения.)
Словарная работа.
- Прочитайте определение понятий
“доказывать”, “объяснять”, “размышлять”
- Скажите, в каких ситуациях употребляются
названные глаголы? (ответы учащихся)
Доказывать – определять, истинно или ложно
то или иное утверждение или отрицание,
подтверждать какое – нибудь положение или точку
зрения фактами и аргументами;
Объяснять – растолковать, делать ясным и
понятным себе или кому – нибудь;
Размышлять – углубляться мыслью во что –
нибудь;
Наиболее употребительные слова и выражения по теме “Защита Родины. Героизм”:
- Защита
- Родина,
- Героизм
- Народ
- Земля и т.д.
Значение слов объяснить, обратившись к словарю или перевести на алтайский язык.
6) Работа над текстом сочинения.
- Вернёмся к структуре сочинения.
I. Вступление (Подготовка читателя к восприятию темы или работы)
Вступление может быть:
- Историческое (описание события, исторической среды)
- Библиографическое (об авторе, как жил автор произведения)
- Аналитическое (с изречения, с афоризма, с пословицы, с описания времени и общества …)
- Комбинированное (сочетать все выше сказанное)
II. Основная часть. Доказательная. Можно цитировать, комментировать цитату, брать примеры из текста, примеры из жизни с точки зрения автора.
(Вывод по теме никак не может заканчиваться в целом)
III. Заключение. Вывод по теме (по работе) в целом. Авторская позиция. Как вы вообще относитесь к тому, о чём пишете?
Самостоятельное оформление работы.