Русский язык
-
Урок развития речи с элементами дебатов. Подготовка к сочинению-рассуждению по произведению И.Маслова. 11-й класс 2013
Урок требует предварительной подготовки. Тема дебатов объявляется заранее, ученики подбирают материал для доказательства своего мнения из газет, Интернета, книг. На уроке дети знакомятся с правилами ведения дебатов, учатся слушать оппонентов и доказывать свое мнение. Оценивают ответы выступающих судьи. По произведению выявляется проблема, позиция автора. Доводы двух команд служат в качестве аргументов к сочинению, которое ученики пишут дома.
-
Урок развития речи с элементами интеграции на тему "Человек и природа" в 8-м классе 2009
Урок воспитывает чувство патриотизма, любви к своему родному краю, готовит детей к выполнению домашнего задания (написание сочинения).
-
Урок развития речи с элементами риторики "Предметная лингвистическая сказка" 2011
На уроке дети учатся создавать лингвистическую сказку. Роль таких сказок велика (их чтение, анализ и создание) при изучении русского языка. Они оказывают влияние на развитие речи. Дети учатся переводить пройденный теоретический материал с языка науки на язык сказки, т.е. доступно и увлекательно объяснять его.
-
Урок развития речи с элементами риторики по теме «Подготовка к сочинению-описанию животного по личным впечатлениям» 2015
На уроке дети учатся составлять связный текст-описание. Учащиеся знакомятся со строением текста-описания, способами составления риторической схемы текста, учатся создавать текст, содержащий описание животного. На занятии используются словесный (беседа), практический, репродуктивный (построение схемы описания) и исследовательский методы.
-
Урок развития речи: "Кто такой лидер?", 8 класс 2005
В нашей школе в этом году проходил конкурс "Молодые лидеры России", отбор участников проводился по сочинениям на тему "Кто такой лидер?", которые должны были написать дети. У них возникло много вопросов, из ответов на которые и возник этот урок, запомнившийся как ученикам, так и учителю. Мы попытались рассмотреть различные аспекты лидерства, не забывая при этом повторить орфографию и пунктуацию. Подобная работа с некоторыми изменениями может проводиться и для учеников других классов.
-
Урок развития речи: "Описание внешности. Сочинение по картине Н.И. Фешина "Портрет дочери Ии" 2008
Цель урока - подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Н.И. Фешина "Портрет дочери Ии". На уроке активизируется портретная лексика, приводятся описания внешности героев из различных произведений. Ребята выступают с индивидуальными сообщениями о художнике Н.И. Фешине, о его портретах. Учитель даёт задание описать внешность героини, используя имена прилагательные, причастия и причастные обороты. Дома учащиеся пишут сочинение.
-
Урок развития речи: "Публичное выступление на тему «Происхождение имён»" 2020
Цель урока: акцентировать внимание учащихся на цели и особенности устного публичного выступления, его структуре; учить подбирать к нему материал; развивать умение заинтересовать слушателей; воспитывать внимательное отношение к слову.
-
Урок развития речи. 10–11-й класс 2012
Задания на грамотность чтения предлагаются ученикам при проведении обучающих изложений. Подобный тип заданий может предшествовать контрольному изложению. Ориентированы на овладение разными способами чтения, выявление необходимой информации, понимание содержания и отдельных частей, выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументацию, сопоставление, сравнение; формирование собственной точки зрения и ее обоснование.
-
Урок развития речи. 6-й класс "Как исправить текст с неудачным повтором" 2009
На уроке формируется умение видеть в тексте различные средства связи, редактировать тексты с неудачным повтором, анализировать текст с экспрессивным повтором и тексты с повтором-недочетом. Наблюдение над языковым материалом и его анализ способствует формированию чувства языка, повышению уровня речевого развития школьников, формированию речевых умений и навыков во всех видах речевой деятельности.
-
Урок развития речи. 6-й класс. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 2010
Представленный урок рассчитан на два учебных часа. Цель урока - совершенствование умения составлять текст-описание по картине. Учащиеся должны овладеть умением собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. На уроке дети знакомятся с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова.
-
Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения 2010
Материал представляет собой разработку урока по развитию речи учащихся в 6-м классе. Обучение выборочному изложению помогает подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, т.к. учит находить в тексте нужную микротему. Проводится работа по определению стиля и типа речи, работа над особенностями описания.
-
Урок развития речи. Изложение "Исаак Левитан" 2010
На изложении учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством художника, с новым лингвистическим термином "градация"; формируют навыки грамотного слушания, умения подмечать особенности стиля и языка автора художественного произведения. Урок воспитывает эстетический вкус у учащихся на основе восприятия произведений пейзажной живописи. Урок состоит из нескольких этапов, в которых активное участие принимают ученики, тем самым развивая свою устную и письменную речь.
-
Урок развития речи. Изобразительно-выразительные средства языка (Эпитет) 2009
Цели урока: формировать умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка – эпитеты, составлять высказывания-описания состояния окружающей среды (снега); развитие устной монологической речи, умение раскрыть тему текста, развитие познавательной культуры учащихся, умение выделять из текста слова, словосочетания, фразы, соответствующие поставленному вопросу.
-
Урок развития речи. Обучающее сочинение. Доказательство в рассуждении 2010
В ходе урока учащиеся развивают творческие способности, устную и письменную речь.
-
Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь" в 5-м классе 2009
Одной из проблем при написании письменных работ разного формата является проблема детализации. Именно для того, чтобы развить эту способность, используется стратегия детализации. Другим методом, помогающим конкретизировать образ и сделать описание более разноплановым, красочным и свободным, является визуализация.
-
Урок развития речи. Описание внешности человека 2018
Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И.Глазунов)
-
Урок развития речи. Описание картины Ив. Шишкина "Сосна" (6-й класс) 2010
Вашему вниманию я предлагаю свою методическую находку - описание картины от имени ее участника. Этому предшествует и ряд традиционных приемов: восприятие картины (видимые предметы), активизация словарного запаса, определение цветовой палитры картины, устное словесное рисование, и возможность увидеть картину через невидимые ее элементы (корни, воздух).
-
Урок развития речи. Описание предмета 2012
На уроке в устном опросе учащимся предлагается вспомнить, какие типы речи им известны, как строится текст-повествование, какова композиция текста-описания: общее впечатление о предмете, описание его деталей, возможная, но необязательная его оценка.
-
Урок развития речи. Описание предмета (дымковской игрушки). 5-й класс 2011
Урок развития речи для учащихся 5-го класса. Включены следующие виды работ: 1) сбор материла (история дымковской игрушки, описание фигурки) для написания сочинения, состоящий из этапов получения устной информации, работы с текстом (выборка нужного материала), систематизации материала в таблице; 2) написание сочинения на заданную тему (разноуровневые задания по выбору учащегося).
-
Урок развития речи. Описание природы "На балу у осени". 5-й класс 2014
В процессе работы над сочинениями повышается общая культура человека, формируются его взгляды, убеждения. Надо не только правильно понять тему, собрать и систематизировать необходимый материал, но и проявить важнейшие качества личности – наблюдательность и вкус, которые обеспечивают содержательность сочинений. В пятом классе большое внимание уделяется сочинениям о природе. Основанные на материале наблюдений, они помогают детям познать окружающую действительность и самих себя.
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "Счастливые заметки о счастье" (на основе рассказа В.Токаревой "Самый счасливый день") 2009
Урок направлен на развитие умения рассуждать и излагать свои рассуждения на письме. Наряду с традиционной формой рассуждения на уроке используется топиковая модель, которая помогает учащимся расширить представление о сочинении-рассуждении. Используется интерактивный метод обучения. Опираясь на современный рассказ, используя статистику опроса среди сверстников, учащиеся путем рассуждения формулируют свое понятие о счастье.
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рецензии 2005
Как написать сочинение-рецензию на заданный текст? Этому посвящен предлагаемый урок.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению – описанию предмета декоративно-прикладного искусства в 6-м классе (жостовский поднос) 2009
Цель: подготовка учащихся к описанию предметов декоративно-прикладного искусства. С этой целью организуются поездки на производства, где ученики знакомятся с русскими народными промыслами, изучают культурное наследие, оставленное нам нашими предками. До проведения урока организуется выставка изделий декоративно-прикладного искусства.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению "Моё любимое животное" (6-й класс) 2008
На этапе подготовки материала к самостоятельной творческой работе я применила аудиозаписи, ребята прослушали песню В.В. Шаинского "Пропала собака". Для описания собаки, я использовала карточки с дырками, таблицы-помощники, фотографии, учащиеся составляли синонимичный ряд к слову "забавный". Чтобы преодолеть трудности в работе над вступлением и заключением сочинения, учащимся был предложен тест. При подведении итога урока все ребята обратились к эпиграфу и смогли ответить на три вопроса, которые были заданы в начале урока. Элемент блочно-модульной технологии был использован как перспективное домашнее задание, осуществляя таким образом преемственность учебных задач.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению (формат ЕГЭ) на экологическую тему 2013
Выбор темы мотивирован актуальной проблемой: подготовкой к ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся должны четко представлять структуру сочинения, уметь выявлять проблему, авторскую позицию, формулировать комментарий к поставленной проблеме, подбирать необходимые аргументы, опираясь на жизненный и читательский опыт. Необходимо воспитывать у учащихся уважительное отношение к природе, стремление оберегать ее.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине К.Брюллова "Последний день Помпеи". 8-й класс 2011
Методическая разработка может оказать действенную помощь учителям в подготовке и проведении уроков развития речи (с использованием репродукций картин) в 8-м классе. Использование произведений живописи на уроках русского языка позволяет говорить о духовном обогащении и эстетическом воспитании учащихся, дает возможность работать над развитием связной речи, формировать коммуникативные умения, развивает монологическую речь. Цель урока – подготовка к сочинению-описанию картины.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка" 2009
Цели урока: раскрыть основную мысль картины; подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас; средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Идет волшебница зима". 6-й класс 2012
Цель урока: подготовиться к сочинению-описанию зимней природы.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-зарисовке "Мамины любимые глаза" 2010
Урок несет в себе огромные возможности духовно-нравственного воспитания детей, воспитания внимательного и бережного отношения к матери, что очень важно в подростковом возрасте, когда ребята отдаляются от семьи, когда важным становится мнение друзей.
-
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Прогулка по зимнему лесу". 6-й класс 2012
В заданиях к ЕГЭ по русскому языку значительные затруднения вызывает работа с выразительно-изобразительными средствами языка. Ее следует начинать заранее, с уроков развития речи в среднем звене. В уроке используются разнообразные формы работы, представлены образцы текстов с метафорами, сравнениями и т. д. Урок сопровождается картинами природы и музыкальными пьесами.