Урок развития речи в 8-м классе "Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления"

Разделы: Русский язык


 Цели урока:

  • закрепить представления о жанре, задачах речи, типе речи;
  • систематизировать изученное;
  • формировать навыки работы с текстами публицистического стиля.

Тип урока: урок закрепления и комплексного применения знаний.

Оборудование: тексты, мультимедиа.

I. Ход урока

1. Речевая разминка:

1). Прочитайте текст про себя:

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь!

Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертные умы, сегодня живы, а завтра в гробу… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… В дому своем - не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…

(Из “Поучения” Владимира Мономаха)

2). Вспомните, кто автор этих строк?

Князь Владимир Мономах.

3). В какой форме написано послание князя?

Поучение

4). Как называется произведение?

“Поучение”

5). Какова цель высказывания древнерусского князя? Как она влияет на интонацию?

- Князь обращается к детям и другим людям с призывом, наказом. Цель - подействовать на души людские, пробудить в них определенные чувства: доброту, справедливость…

6). Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения.

Глаголы: не посмейтесь, не имейте, чтите, не ленитесь, наблюдайте.

7). Дает ли право употребление в тексте глаголов повелительного наклонения читать тоном приказа?

- Нет, конечно же, потому что это поучение, и глаголы дают возможность почувствовать яркость языка.

8). Прочитайте данный текст вслух, соблюдая правильную интонацию.

(1 ученик)

Задание всем: Прослушайте текст и охарактеризуйте чтение автором согласно памятке № 1..(Приложение 1)

(Ученики дают оценку чтению автором).

Обобщение: Дело в том, что ни о каких стилях речи князь Мономах не знал, но, тем не менее, его “Поучение” выдержано в определённом стиле. Каком? (публицистическом). Над этой проблемой мы будем работать в течение сегодняшнего урока.

II. Работа по теме урока.

2.Лингвистический диктант.

Задание: по лексическому значению определите слово и запишите его.

  1. Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Интервью)
  2. Совокупность литературных произведений в области какого-нибудь вида искусства, характеризующихся определенными сюжетными и стилистическими признаками. (Жанр)
  3. Литература, посвященная актуальным проблемам в жизни общества. (Публицистика)
  4. Газетная или журнальная статья на злободневную тему, в которой используются сатирические или юмористические приемы изложения. (Фельетон)
  5. Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос)
  6. Запись событий в хронологическом порядке. (Хроника)
  7. Сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению). (Репортаж)

(Проверка выполненной работы)

  1. Каким словосочетанием можно объединить слова данной тематической группы? Публицистический стиль
  2. Дайте определение публицистического стиля. Публицистический стиль- это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты делового, художественного и разговорного стилей.
  3. Необходимо вспомнить особенности этих стилей и разграничить их с публицистическим.

Используя таблицу № 1, заполните соответствующие колонки: “название стиля” по имеющимся признакам или жанрам.(Приложение 2)

Р - разговорный стиль;

Х - художественный стиль;

Н - научный стиль;

П - публицистический стиль;

О-Д - официально-деловой стиль.

(При проверке обращаем внимание на признаки, жанры, особенности публицистического стиля).

Вспомнив особенности публицистического стиля, определите речевую ситуацию и задачу речи.

Исследуем эту проблему на конкретном тексте, отрывке из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева “Земля родная”, обратив внимание на стилевые черты, синтаксические и лексические средства.

Текст №1.(Приложение 3)

Но сначала несколько слов об авторе.

Мы начали урок с “Поучения”. Давно оно было написано. Много веков прошло. Слова же сейчас звучат уместно. Вот она мудрость веков! Мудрость наших предков! Она питала, учила многие и многие поколения. Она – тот источник, который питал и питает нашу российскую словесность. И яркое свидетельство тому слова Д. С. Лихачёва, идущие от самого сердца: “Я люблю, люблю Древнюю Русь, и не только люблю, изучаю историю, литературу, язык. Многое открыл, сделал опыт предков достоянием русского народа, учил и учу своих “соотечественников любить свою землю, свой язык”.

Именно поэтому Д. С. Лихачёв много писал.

  1. Прочитайте текст “Учитесь говорить и писать” Д.Лихачёва.
  2. Какие функции публицистического стиля характерны для данного текста?Воздействие на читателя и слушателя, сообщение и информация
  3. Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, данный текст должен обладать определёнными стилевыми чертами, лексическими и синтаксическими средствами. Какими? Используя таблицу 1, расскажите об этом.

(Класс разделён на 3 группы, каждой из которых дано следующее задание).

I группа – работа с текстом по определению стилевых черт

II группа - работа с текстом по определению лексических средств

III группа - работа с текстом по определению синтаксических средств

(группа № 1).

Стилевые черты.

  • Эмоциональность (страстность). Выражена в чувствах автора и роднит его с художественным стилем.
    Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!
    Но как научиться писать?
  • Призывность. К чему же призывает автор текста? Постоянно учиться говорить и писать. Призывность – отличительная черта стиля.
  • Актуальность. Актуальна ли проблема, поднятая Д. С. Лихачевым? Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования. Задача публицистики – сформировать определенное отношение к значимым проблемам в любой области.
  • Логика. Мы знаем, что интерес к общему, роднит публицистику с научным стилем, ведь текст строится как научное рассуждение:
    Проблема общественная ->анализ -> оценка -> пути решения -> выводы -> обобщение.
    Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек.
  • Первейший способ – второе правило.
  • Общенаучная терминология. Сознательная жизнь, умственное развитие, понятия.
  • Доходчивость. Автор хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя.
    Чтобы научиться ездить на велосипеде…

(группа № 2)

Лексические языковые средства.

1. Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор?

(“Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде” – цитата, пословица, афоризм?)

  • Антонимы: говорить – “плеваться словами”
  • Нейтральная лексика: сильнее всех
  • Жаргонные выражения: трус и робок
  • Слова книжной и разговорной речи: обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать, плюется словами
  • Слова и выражения, использованные в переносном значении: … плюется словами…

2. С каким стилем речи они сближают наш текст? (С художественным). Подтвердите.

- Использование сущ. Р.п. в роли несогласованных определений (ценность народа, жизнь человека).

- Глаголы повелительного наклонения: надо следить, учиться говорить и писать, хотите быть, говорите правильно, следите, постарайтесь, надо писать, надо ездить, обращайте

- Возвратные глаголы: прислушаться, приходимся, постарайтесь, научиться.

(группа № 3)

Синтаксические средства.

Какие же синтаксические средства языка, позволяющие усилить воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

  • Наличие восклицательного и вопросительного предложений, многоточие оживляют речь, придают тексту выразительность.
    Думает! Но как научиться писать? …как он говорит…
  • Наличие побудительных предложений. …
    Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому…; Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным… то обращайте внимание… говорите правильно, точно и экономно. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна мысль…
  • Наличие однородных членов предложения:
    Учиться говорить и писать
    он пишет, говорит, думает
    умственное развитие, моральный облик, характер
    выше, сильнее, умнее
    трус и робок; говорите правильно и экономно
    на собраниях, заседаниях, в обществе
  • Рубленая проза (короткие предложения). Из них складывается картина.
    Думает! Говорите правильно и экономно.
    Это важно, чтобы все поняли.
    Второе правило. Но как научиться писать?
  • Присоединительные конструкции.
    не говорит, плюет
    не обычное, а жаргонное
  • Нет причастных и деепричастных оборотов, обращений
  • Есть вводные словосочетания: прежде всего; одним словом

 По окончании работы представители от групп готовят сообщение об итогах наработанного.

Назовите сферу употребления публицистического стиля (устная и письменная речь).

В устной – выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио, телевидению.

В письменной – статьи в газетах, журналах, очерки.

III. Творческая работа.

Давайте представим, что в настоящий момент наша классная комната – это редакция, а вы – коллектив редакции школьной газеты, а группы, на которые вы распределены – редакционные отделы.

Проведём деловую игру “Мы делаем газету “Наша, 51”.

1. Создание ученической редакции

Редакционные отделы:

  • молодёжная мода;
  • школа и город;
  • мой выбор.

Каждый группа учеников готовит концепцию своего отдела: направление, содержание.

2. Редакционный совет

На заседании редакционного совета обсуждаются темы будущего номера газеты.

Повестка дня:

  1. Что на интересует, чем мы живём:
  2. Что беспокоит?
  3. Предлагаемые для обсуждения вопросы:

3. Работа по группам над текстами статей для ближайшего номера газеты (по обсужденным проблемам):

  • репортаж
  • статья
  • интервью

4. Подведение итогов самостоятельной работы

Чтение и обсуждение получивших материалов.

IV. Домашнее задание.

Доработать материал газеты и оформить её номер.

V. Подведение итогов урока.