Цели урока:
- закрепить представления о жанре, задачах речи, типе речи;
- систематизировать изученное;
- формировать навыки работы с текстами публицистического стиля.
Тип урока: урок закрепления и комплексного применения знаний.
Оборудование: тексты, мультимедиа.
I. Ход урока1. Речевая разминка:
1). Прочитайте текст про себя:
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь!
Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертные умы, сегодня живы, а завтра в гробу… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… В дому своем - не ленитесь, но за всем сами наблюдайте…
(Из “Поучения” Владимира Мономаха)
2). Вспомните, кто автор этих строк?
Князь Владимир Мономах.
3). В какой форме написано послание князя?
Поучение
4). Как называется произведение?
“Поучение”
5). Какова цель высказывания древнерусского князя? Как она влияет на интонацию?
- Князь обращается к детям и другим людям с призывом, наказом. Цель - подействовать на души людские, пробудить в них определенные чувства: доброту, справедливость…
6). Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения.
Глаголы: не посмейтесь, не имейте, чтите, не ленитесь, наблюдайте.
7). Дает ли право употребление в тексте глаголов повелительного наклонения читать тоном приказа?
- Нет, конечно же, потому что это поучение, и глаголы дают возможность почувствовать яркость языка.
8). Прочитайте данный текст вслух, соблюдая правильную интонацию.
(1 ученик)
Задание всем: Прослушайте текст и охарактеризуйте чтение автором согласно памятке № 1..(Приложение 1)
(Ученики дают оценку чтению автором).
Обобщение: Дело в том, что ни о каких стилях речи князь Мономах не знал, но, тем не менее, его “Поучение” выдержано в определённом стиле. Каком? (публицистическом). Над этой проблемой мы будем работать в течение сегодняшнего урока.
II. Работа по теме урока.2.Лингвистический диктант.
Задание: по лексическому значению определите слово и запишите его.
- Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Интервью)
- Совокупность литературных произведений в области какого-нибудь вида искусства, характеризующихся определенными сюжетными и стилистическими признаками. (Жанр)
- Литература, посвященная актуальным проблемам в жизни общества. (Публицистика)
- Газетная или журнальная статья на злободневную тему, в которой используются сатирические или юмористические приемы изложения. (Фельетон)
- Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос)
- Запись событий в хронологическом порядке. (Хроника)
- Сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению). (Репортаж)
(Проверка выполненной работы)
- Каким словосочетанием можно объединить слова данной тематической группы? Публицистический стиль
- Дайте определение публицистического стиля. Публицистический стиль- это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты делового, художественного и разговорного стилей.
- Необходимо вспомнить особенности этих стилей и разграничить их с публицистическим.
Используя таблицу № 1, заполните соответствующие колонки: “название стиля” по имеющимся признакам или жанрам.(Приложение 2)
Р - разговорный стиль;
Х - художественный стиль;
Н - научный стиль;
П - публицистический стиль;
О-Д - официально-деловой стиль.
(При проверке обращаем внимание на признаки, жанры, особенности публицистического стиля).
Вспомнив особенности публицистического стиля, определите речевую ситуацию и задачу речи.
Исследуем эту проблему на конкретном тексте, отрывке из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева “Земля родная”, обратив внимание на стилевые черты, синтаксические и лексические средства.
Текст №1.(Приложение 3)
Но сначала несколько слов об авторе.
Мы начали урок с “Поучения”. Давно оно было написано. Много веков прошло. Слова же сейчас звучат уместно. Вот она мудрость веков! Мудрость наших предков! Она питала, учила многие и многие поколения. Она – тот источник, который питал и питает нашу российскую словесность. И яркое свидетельство тому слова Д. С. Лихачёва, идущие от самого сердца: “Я люблю, люблю Древнюю Русь, и не только люблю, изучаю историю, литературу, язык. Многое открыл, сделал опыт предков достоянием русского народа, учил и учу своих “соотечественников любить свою землю, свой язык”.
Именно поэтому Д. С. Лихачёв много писал.
- Прочитайте текст “Учитесь говорить и писать” Д.Лихачёва.
- Какие функции публицистического стиля характерны для данного текста?Воздействие на читателя и слушателя, сообщение и информация
- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, данный текст должен обладать определёнными стилевыми чертами, лексическими и синтаксическими средствами. Какими? Используя таблицу 1, расскажите об этом.
(Класс разделён на 3 группы, каждой из которых дано следующее задание).
I группа – работа с текстом по определению стилевых черт
II группа - работа с текстом по определению лексических средств
III группа - работа с текстом по определению синтаксических средств
(группа № 1).
Стилевые черты.
- Эмоциональность (страстность).
Выражена в чувствах автора и роднит его с
художественным стилем.
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!
Но как научиться писать? - Призывность. К чему же призывает автор текста? Постоянно учиться говорить и писать. Призывность – отличительная черта стиля.
- Актуальность. Актуальна ли проблема, поднятая Д. С. Лихачевым? Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования. Задача публицистики – сформировать определенное отношение к значимым проблемам в любой области.
- Логика. Мы знаем, что интерес к общему,
роднит публицистику с научным стилем, ведь текст
строится как научное рассуждение:
Проблема общественная ->анализ -> оценка -> пути решения -> выводы -> обобщение.
Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. - Первейший способ – второе правило.
- Общенаучная терминология. Сознательная жизнь, умственное развитие, понятия.
- Доходчивость. Автор хочет быть понятым
своими читателями, хочет вызвать интерес у
слушателя.
Чтобы научиться ездить на велосипеде…
(группа № 2)
Лексические языковые средства.
1. Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор?
(“Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде” – цитата, пословица, афоризм?)
- Антонимы: говорить – “плеваться словами”
- Нейтральная лексика: сильнее всех
- Жаргонные выражения: трус и робок
- Слова книжной и разговорной речи: обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать, плюется словами
- Слова и выражения, использованные в переносном значении: … плюется словами…
2. С каким стилем речи они сближают наш текст? (С художественным). Подтвердите.
- Использование сущ. Р.п. в роли несогласованных определений (ценность народа, жизнь человека).
- Глаголы повелительного наклонения: надо следить, учиться говорить и писать, хотите быть, говорите правильно, следите, постарайтесь, надо писать, надо ездить, обращайте
- Возвратные глаголы: прислушаться, приходимся, постарайтесь, научиться.
(группа № 3)
Синтаксические средства.
Какие же синтаксические средства языка, позволяющие усилить воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?
- Наличие восклицательного и вопросительного
предложений, многоточие оживляют речь, придают
тексту выразительность.
Думает! Но как научиться писать? …как он говорит… - Наличие побудительных предложений. …
Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому…; Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным… то обращайте внимание… говорите правильно, точно и экономно. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна мысль… - Наличие однородных членов предложения:
Учиться говорить и писать
он пишет, говорит, думает
умственное развитие, моральный облик, характер
выше, сильнее, умнее
трус и робок; говорите правильно и экономно
на собраниях, заседаниях, в обществе - Рубленая проза (короткие предложения). Из них
складывается картина.
Думает! Говорите правильно и экономно.
Это важно, чтобы все поняли.
Второе правило. Но как научиться писать? - Присоединительные конструкции.
не говорит, плюет
не обычное, а жаргонное - Нет причастных и деепричастных оборотов, обращений
- Есть вводные словосочетания: прежде всего; одним словом
По окончании работы представители от групп готовят сообщение об итогах наработанного.
Назовите сферу употребления публицистического стиля (устная и письменная речь).
В устной – выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио, телевидению.
В письменной – статьи в газетах, журналах, очерки.
III. Творческая работа.Давайте представим, что в настоящий момент наша классная комната – это редакция, а вы – коллектив редакции школьной газеты, а группы, на которые вы распределены – редакционные отделы.
Проведём деловую игру “Мы делаем газету “Наша, 51”.
1. Создание ученической редакции
Редакционные отделы:
- молодёжная мода;
- школа и город;
- мой выбор.
Каждый группа учеников готовит концепцию своего отдела: направление, содержание.
2. Редакционный совет
На заседании редакционного совета обсуждаются темы будущего номера газеты.
Повестка дня:
- Что на интересует, чем мы живём:
- Что беспокоит?
- Предлагаемые для обсуждения вопросы:
3. Работа по группам над текстами статей для ближайшего номера газеты (по обсужденным проблемам):
- репортаж
- статья
- интервью
4. Подведение итогов самостоятельной работы
Чтение и обсуждение получивших материалов.
IV. Домашнее задание.Доработать материал газеты и оформить её номер.
V. Подведение итогов урока.