Урок развития речи в 8-м классе. Написание сочинения-стихотворения "Какой я вижу зиму" (с использованием компьютерной презентации)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Активизация знаний учащихся о законах стихосложения, художественно-выразительных средствах, фигурах речи; формирование навыков их применения при создании собственных творческих работ; обучение основам стихосложения.
  • Развитие творческих способностей, образного мышления, воображения, эстетических чувств и вкуса учащихся, пробуждение их творческой энергии.
  • Воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование урока:

  • Репродукции картин с зимним пейзажем А.А. Пластова “Первый снег”, Б.М. Кустодиева "Масленица", К.Ф. Юона "Русская зима", И. Грабаря “Февральская лазурь”.
  • Музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” Антонио Вивальди "Зима" или из цикла “Времена года” П.И. Чайковского.
  • Поэтические строки о зиме А.С. Пушкина, И. Никитина.

Ход урока

1. Слово учителя. Приветствие.

Здравствуйте. Мне приятно с вами встретиться. Сегодня замечательный зимний день. Морозный свежий воздух. Сверкает на солнце снег. На душе легко и весело. Надеюсь, что наше общение будет приятным и продуктивным и для меня, и для вас.

2. Запишите число, тему урока.

Урок у нас сегодня необычный – урок творчества. И тема урока необычная: сочинение-стихотворение “Какой я вижу зиму”. Мы постараемся с вами создать небольшое сочинение-стихотворение, поиграем в поэта, попробуем “поймать” вдохновение, то есть такое состояние, когда

…руки просятся к перу,
Перо к бумаге.
Минута…
И стихи свободно потекут.
(А.С. Пушкин)

3. Активизация знаний учащихся.

А что служило источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов?

Конечно, окружающий мир и, в первую очередь, природа. А источником вдохновения для нас будет зима, которую мы так долго ждали в этом году.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
(А.С. Пушкин).

Окружающий нас мир необыкновенно богат. Зима и все, что с нею связано, - лишь его небольшая часть. Хочу обратить ваше внимание на слова известного педагога В.А. Сухомлинского: “Красота — это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоём сердце расцветёт благородство”.

Природа - это чудо, которым восхищаешься каждый раз!

  • Какой же увидели зиму художники, музыканты и поэты?
  • Какой видите зиму вы, дети, живущие в 21 веке? Многие художники писали “зимние, снежные” картины. Художник не просто рисует на картине зиму, снег – он передает с помощью красок своё отношение к природе.

Овладеть поэтическим словом трудно, но выразить себя и свое видение мира через слово интересно. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет увидеть зиму как время года, часть окружающего мира, увидеть, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом подобрать "словесное тело" (В. Иванов).

Прослушивание музыкального фрагмента из цикла “Времена года” Антонио Вивальди “Зима” или из цикла “Времена года” П.И. Чайковского.

Какой образ зимы создал композитор?

Работа с репродукциями картин известных русских художников – тонких ценителей русской зимы.

Аркадий Александрович Пластов “Первый снег”.

Очаровательный, нежный, робкий, чистый, пушистый первый снег. Снежинки медленно кружатся в воздухе, плавно и тихо опускаются на землю. Деревья все припорошены снегом. Все преобразилось, как в сказке.

Константин Федорович Юон “Русская зима”.

Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударили морозы, инеем, сказочным узором раскрасили деревья и дома.

Борис Кустодиев “Масленица”.

Веселая, праздничная, яркая, морозная, радостная, разгульная.

Сегодня вторник – второй день Масленицы – заигрыши: катание с гор и на санях, блины, смотрины.

Игорь Эммануилович Грабарь “Февральская лазурь”.

“Настали чудесные солнечные февральские дни... В природе творилось что-то необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

Лазоревый, в народном словаре: лазурный – светло-синий.

Работа с поэтическими строками.

А как прекрасно, с каким волнением изображают красавицу зиму поэты! А.С.Пушкин “Зимнее утро”, Ф.И. Тютчев “Чародейкою зимою…”, В.Я. Брюсов “Зимний день”, С.А. Есенин “Поет зима аукает”, Б.Л. Пастернак “Зимняя ночь”, Н. Рубцов “Выпал снег”.

Не просто описывают, а создают образы.

- А какие художественно-изобразительные средства и фигуры речи используют они для этого?

(Сравнения, метафоры, олицетворения; параллелизм, многосоюзие, бессоюзие.)

Анализ стихотворных строк.

(Найдите тропы и фигуры речи)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась клоками;
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
А. Пушкин

 На дворах и домах
Снег лежит полотном,
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему,
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
И. Никитин

Активизация творческого воображения.

Физкультминутка.

  • А какой представляете зиму вы?
  • Сядьте прямо, расслабьтесь, закройте глаза, мысленно нарисуйте в своем воображении картину зимы.
  • Каким настроением проникнута ваша картина зимы?
  • Какие цвета, краски преобладают?

4. Словарная работа.

“Собери сундучок слов и рифм!”

Подберите эпитеты к слову “зима”.

(Сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, грозная, румяная, веселая, долгожданная, снежная, морозная, суровая)

Подберите существительные, которые связаны в вашем сознании с зимой.

(Снег, метель, вьюга, мороз, иней, сугробы, снежинки, снежки, снеговик, снегопад, каток, санки, горка, каникулы).

Вспомните образы зимы из произведений литературы.

(Волшебница, колдунья, чародейка, красавица, фея, старуха, матушка, Снежная Королева).

Подберите рифмы к словам.

А что такое рифма?

(Повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк).

Зима – дома, одна, у окна, сама, леса, снега, холода.

Метель – капель, карусель, апрель, постель, колыбель, свирель, карамель, трель.

Снег – оберег, разбег, ночлег.

Дед мороз – красный нос, сам замерз, букет роз.

Конфетти – прийти.

Снежинки – пушинки, тропинки, картинки.

Иней – синий.

Озорной – непростой.

Сверкает – играет, тает, катает.

Кружится – серебрится, ложится, клубится, искрится.

Колючий – могучий, скрипучий.

Покрывало – одеяло.

Дорожки – ножки.

Спуститься – веселиться.

Подбери сравнения: как пушинки, как балеринки, будто одеялом, словно покрывалом.

Продолжи строчки.

Наступили холода,

Повеяло зимою…

(Заснеженной, морозной и праздничной такою.)

Белый снег за окнами кружится…

(И тихо, мягко на землю он ложится.)

Вот ветер стих, умолкла вьюга,

И солнце светит нам опять…

(И как-то вдруг пропала скука,

И очень хочется гулять.)

Свирепый ветер гонит вдаль

Белые пушинки…

(В это время мне вас жаль,

Несчастные снежинки.)

У нас поселилась Зима,

Красивая, добрая, нежная…

(На окнах рисует она

Картины чудесные, снежные.)

Поиграем в буриме.

Знаете, что такое буриме?

(Стихи на заданные рифмы).

(За узорным) окном

(Вижу я) метель

(И больше ничего) кругом

(Лишь снега) карусель

(И белый снег за окнами) кружится

(И тихо, мягко на землю он) ложится

(Мороз-воевода все так же) крепчает

(Лицо он до слез) обжигает

5. Выполнение творческого задания.

Напишите небольшое стихотворение на тему: “Какой я вижу зиму”.

6. Чтение учащимися своих работ. Обмен мнениями.

7. Итоги урока. Оценки за урок.

8. Рефлексия.

У кого, ребята, сегодня состоялась проба пера, кто впервые попробовал писать стихи?

А кто будет и дальше пробовать свои силы в поэтическом творчестве?

А кто к сотворчеству пригласит родителей?

9. Объяснение домашнего задания.

Индивидуальное: Написать сочинение-стихотворение “Какой я вижу зиму”.

Сделайте иллюстрацию к своему стихотворению.

Коллективное: Оформите литературную газету из получившихся работ.

10. Прощание. Благодарю за работу.

Приложение1 — Презентация к уроку