Урок развития речи в 8-м классе "Микротема"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок развития речи.

Форма работы: групповая (В начале урока класс делится на группы по 5 человек в каждой).

Предварительное домашнее задание: учащимся был предложен отрывок из рассказа К.Г. Паустовского «Желтый свет» для прочтения, ознакомления и воспроизведения его в виде рисунка на формате А4. Заранее обговаривалось, что художественные способности не учитываются, главное – увидеть образы и переложить их на бумагу. Работы должны быть сданы накануне следующего урока, так как учителю нужно отсканировать рисунки и оформить их в презентацию к уроку, не подписывая автора.

Оборудование: мультимедийный экран, учебники «Русская речь», фрагмент рассказа К.Г. Паустовского «Желтый свет» (Приложение).

Урок русского языка разработан на основе технологии сотрудничества, которую я часто применяю на своих уроках. Мне кажется, что она доставляет удовольствие ученикам, так как основана на содружестве участников учебного процесса. Ребята помогают друг другу: сильные приходят на помощь слабым. Главное, что они учатся вместе, а не просто что-то вместе выполняют.

Ученики получили предварительное домашнее задание: печатный фрагмент рассказа К.Г. Паустовского «Желтый свет» (со слов «До вечера мы удили вместе...» до слов «...покрывая землю своей тончайшей пряжей»), содержание которого они должны были передать в виде рисунка. Рисовали не все, и это не суть важно (некоторые дети сослались на отсутствие художественных способностей, по этой причине я просила всех не подписываться). Основной акцент я делала на то, смогут ли ребята увидеть все основные образы, ключевые слова, а, следовательно, готовы ли они к выделению микротем.

Работы были отсканированы и занесены в презентацию, представленную вниманию детей на уроке. После определения темы ребята самостоятельно сформулировали цели урока, а затем выясняли значение новых для них понятий «микротемы» и «микротекста», сверяя свои ответы с текстом слайда. На следующем этапе совместно выделяли микротемы фрагмента рассказа «Желтый свет», после чего учащимся были предложены слайды с их рисунками. По каждому слайду представители групп давали комментарии.

В ходе изучения темы выяснилось, что учащиеся четко определяют основную тему текста, а подтемы или микротемы выделяют не все. После определения новых понятий ребята совместно в группах выделили все микротемы, затем проанализировали свои работы и сделали соответствующие выводы.

После этапа рефлексии, включающего вопросы: « Ребята, скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнали?» и «Успешно ли мы поработали?», выслушав ответы учеников занялись подготовкой к написанию изложения: прочитали отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи» в упражнении 70 учебника «Развитие речи» и начали составлять сложный план, работу над которым продолжили дома.

Ход урока

I

Вступительное слово учителя: Ребята, мы с вами часто сталкиваемся с понятием «текст»? (Выслушать ответы). Причем как на уроках литературы и русского языка, так и на других уроках. А можем ли мы прямо сейчас дать определение этому слову? (опросить детей). Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего сегодняшнего урока, расположенную на экране и скажите, какие понятия для вас новы.

Слайд 1 Тема урока.

(выслушать ответы детей)

Давайте запишем в тетради число и тему.

Так вот, мои дорогие, если тема ясна, то может быть вы уже догадываетесь, чем же мы будем заниматься в течение урока?

Дети пытаются формулировать цели урока, а я корректирую их наводящими вопросами.

Слайд 2 Цели урока.

II

Учитель: А теперь давайте рассмотрим подробнее фрагмент рассказа К.Паустовского. А почему вы не спрашиваете: «Зачем мы рисовали?» А вот сейчас мы и узнаем, готовы ли вы к изучению нового материала. Пробегите взглядом отрывок и скажите, действительно ли перед вами текст. А как вы догадались? Назовите признаки текста (дети отвечают).

Признаки текста. Заглавие или его возможность, тема, идея, делимость (начало, основная часть, конец); связность, композиционная завершенность, стилистическое единство.

Действительно, есть тема, есть идея, связность, стилистическое единство, но нет заглавия, а как бы вы озаглавили? (Выслушать ответы)

А вот в этом-то и кроется загвоздка, что одни видят один образ, вторые – другой, а третьи — третий. И вы, конечно, правы все, потому что текст содержит несколько ключевых образов а значит и несколько микротем. И мы попытаемся их определить. Ребята, а что значит «микро»? Слова с таким корнем мы встречали много раз.

“Микро” (от греческого “малый”), часть сложных слов, указывающая на малую величину чего-либо? Итак, вы готовы дать определение понятия «микротема»? (выслушать ответы)

Может быть кто-то уже может сказать, что такое «микротекст»?

Выслушав версии, учитель вновь обращается к тому же слайду и обращает внимание учащихся на определение понятия «микротекст»

Слайд 3 Определение «микротекста» и «микротемы»

Я предлагаю вам записать эти определения в тетрадь.

Давайте выделим первую микротему.

Лесной пожар около деревушки Лопухи по вине косарей.

А теперь вторую:

Солнце висело в небе, как багровый паук на седой паутине.

Третья микротема:

Белые сигнальные ракеты красноармейских частей, вспыхивающие по ночам на востоке.

Давайте попытаемся определить четвертую микротему:

Отражение вечернего солнца в густой осенней паутине, которая летала по воздуху и заплетала реку липкими сетями.

Кто видит еще одну микротему?

Загадочный перелет пауков, похожий на осенний перелет птиц.

А сейчас мы узнаем, как вы справились с домашним заданием. Давайте проанализируем, насколько правильно удалось вам увидеть главный образ, а, значит, и выделить микротемы самостоятельно.

Слайд 4 Рисунок 1

Что изображено на рисунке? Какую микротему выделил художник?

Какой вы сделаете вывод?

Слайды 5 –9

Задания могут варьироваться. Представители групп, посовещавшись, комментируют рисунок.

Глядя на ваши рисунки, можно сделать вывод о том, что каждый из вас увидел только один образ и, соответственно, только одну микротему. На самом же деле их оказалось сколько? Но вы правильно определили основную тему. Как, кстати, вы обозначили тему текста? («Осень» или «Осенний вечер»)

А сейчас, глядя в ваши искомые тексты, попытайтесь ответить на мой вопрос: если бы вы составляли план этого отрывка, то могли бы использовать данные микротемы в качестве пунктов плана? (ответы учеников)

Значит, какой напрашивается вывод? (Пунктов плана не может быть меньше, чем микротем)

Объяснить детям, что в сложном плане микротема выступает в роли подпункта.

III

Ребята, скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнали? (ответы ребят)

Успешно ли мы поработали? Так вот, я хочу, чтобы успех не покидал нас, и мы с новыми силами принялись за нашу еще одну сверхзадачу: подготовку к изложению.

Мы продолжаем знакомиться с творчеством К.Г. Паустовского. Прочитайте отрывок из его очерка «Михайловские рощи» в упражнении 70 учебника «Развитие речи», стр. 51.

Давайте начнем с вами составлять сложный план. С чего начнем? Какие варианты?

IV

Работу начать в классе, а продолжить дома самостоятельно. Следующий урок будет посвящен работе над микротемами и написанием изложения.