Русский язык
-
"Прилагательное как часть речи. Речевая функция прилагательного" 2007
Урок русского языка для 6-го класса. Целью урока является определение детьми грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции имени прилагательного через исследовательскую деятельность. Данный урок является логическим продолжением тем, изученных ранее. В уроке используется фронтальная, индивидуальная, парная, групповая работа.
-
"Приложение" (урок русского языка в 8-м классе) 2008
Урок по теме "Приложение" разработан с использованием нетрадиционных форм. Лингвистический эксперимент во время работы по репродукции картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" дает учащимся возможность самостоятельно дать определение приложения. Основой для закрепления теоретической части при выполнении практических заданий является применение проблемно-поискового метода, что позволяет эффективно организовать усвоение навыков правописания приложений (употребление дефиса, знаков препинания).
-
Приёмы написания сжатого изложения 2020
Представлена презентация по теме "Приёмы написания сжатого изложения".
-
Приемы обогащения словаря учащихся 2007
Усиление внимания к смысловой стороне речи - условие эффективности обучения. Основные приёмы обогащения словарного запаса школьников: словотолкование, лексико-семантическая группировка слов, редактирование негативного варианта, лингвистический анализ текста, использование новых слов и тропов в собственной речи. Игровые методики в работе. Органическая связь словарной работы с изучаемым грамматическим материалом.
-
Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы 2020
Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы должна носить систематический характер. Методика работы по развитию речи учащихся складывается из следующих компонентов: развития речевого слуха; работы над орфоэпически правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом учащихся, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.
-
Приемы обучения слабоуспевающих учащихся при изучении раздела «Лексика» в 5-м классе 2024
Актуальная проблема школьного обучения – процесс приобретения знаний школьниками и формирование на этой базе практических умений и знаний. Практическая направленность в обучении лексике тем более важна, что изучение лексики является ключом к выработке точной, грамотной и выразительной речи. Эта непростая задача усложняется, если в классе есть достаточный процент низкомотивированных (слабоуспевающих) учащихся.
-
Приемы обучения слов с непроверяемыми орфограммами 2004
Приёмы обучения написания слов с непроверяемыми орфограммами.
-
Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка при использовании КИМ 2025
Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки. Эта работа, в свою очередь, сложна тем, что приходится преодолевать сложившиеся стереотипы мышления, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей.
-
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы 2008
Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов.
-
Приемы поддержки умтвенной работоспособности и здоровьесберегающие технологии в обучении русскому языку и чтению детей с ОВЗ 2022
Эффективность работы с детьми зависит от этапа урока. Активная учебная нагрузка не должна длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Отсюда может пропасть интерес к учебной деятельности. Использование ИКТ и ТСО на уроках сокращает усталость, позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока, а потеря внимания наступает на 5–10 минут позже обычного. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.
-
Приемы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения 2025
Одной из важнейших задач в начальных классах является развитие речи учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности младшего школьника. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. Актуальность исследования данной темы обусловлена и тем, что на уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.
-
Приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ (сочинение-рассуждение в контексте ФГОС) 2023
Цель урока: формирование умений сжимать текст, с использованием различных приёмов.
-
Приемы работы со справочной лингвистической литературой 2013
Интерес к словарям не возникает сам собой, его нужно постоянно развивать. В статье автор делится используемыми приемами по формированию умения работать со справочной лингвистической литературой.
-
Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2009
В работе приведены некоторые приемы развивающего обучения, которые можно использовать на разных этапах урока.
-
Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка 2025
Именно креативность входит сейчас в топ-три самых востребованных навыков сотрудников практически любой сферы деятельности человека. И если в контексте современных подходов к образованию школьников мы говорим о воспитании гармонично развитой конкурентоспособной личности, то нужно помнить, что креативность является неотъемлемой прогрессирующей чертой такой личности.
-
Приемы развития критического мышления на уроках русского языка для формировании познавательных УУД 2015
Сегодня на уроке предпочтение отдаётся методам обучения, которые помогают освоить универсальные учебные действия. В статье рассматривается возможность развития умений информационной переработки текста на уроках русского языка с использованием приёмов современной образовательной технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), приведены примеры организации деятельности учащихся на различных этапах урока.
-
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка 2011
Орфографическая грамотность является, как известно, важной стороной речевой культуры. Без хорошо сформированных орфографических навыков, когда выбор правильного написания происходит автоматически, на уровне бессознательного контроля, а сфера сознания полностью освобождается для осмысливания содержательной стороны письменного высказывания, невозможна успешная речевая деятельность.
-
Приемы развития речи на уроках русского языка как этапы подготовки к сочинению (из опыта работы в 5–9-х классах) 2016
Написание сочинения для всех учащихся может быть интересным занятием, если с 5-го класса привить ученикам любовь к словесному творчеству. Как достичь этого? Опыт показывает: необходима простая и увлекательная система развития речи. Ее суть в следующем: ученики поэтапно, с помощью интересных заданий овладевают связной речью, начиная с устных выступлений перед классом и заканчивая письменными творческими работами.
-
Приёмы сжатия текста (обобщающий урок) 2020
Цель урока: необходимо, чтобы каждый из учащихся научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
-
Приёмы создания системы лингводидактических упражнений игрового характера 2005
В современной школе учитель сориентирован на развитие личности обучаемого, следовательно, не может быть обойдён вопрос об использовании игры как средства активизации учащихся в процессе учебной деятельности. Игровая деятельность при этом может использоваться в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного процесса и как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его этапа; как технология внеклассной работы.
-
Приемы ТРИЗ-технологий на уроке русского языка в 5–6-х классах 2013
Как разнообразить уроки русского языка? Какие методические приемы следует применять, чтобы материал, воспринимаемый учащимися во время урока, надолго оставался в памяти учеников? Эти вопросы, несомненно, волнуют каждого учителя, заинтересованного в повышении интереса учащихся к учебному материалу и уровня знаний.
-
Приемы формирования орфографического действия как основы языковой компетенции 2011
О наиглавнейшей задаче учителя в плане раскрытия темы – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
-
Приёмы формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы 2022
Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое функциональная грамотность?
-
Приёмы формирующего оценивания на уроке русского языка как средство, повышающее качество обучения 2023
С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания на уроке: «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования». Уверена, что для каждого учителя оценивание играет большую роль, особенно процесс самооценки и взаимооценки. Приведу примеры успешных, на мой взгляд, приёмов формирующего оценивания, которые применяю на уроках русского языка. Считаю, что формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого обучающегося, сократить разрыв между успевающими и теми, кто испытывает серьезные затруднения в обучении. Конечной целью формирующего оценивания является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению.
-
Приемы формулирования проблемных заданий по русскому языку (на примере темы "Степени сравнения наречий") 2007
Одна из причин ограничения применения методов и приёмов проблемного обучения на уроках русского языка – недостаточное количество заданий проблемного характера в большинстве действующих учебников по русскому языку, а также отсутствие внимания к приёмам формулирования проблемных заданий в учебниках по методике преподавания русского языка. В статье предлагаются классификация и краткое описание приёмов конструирования системы заданий проблемного характера применительно к уроку русского языка по теме «Степени сравнения наречий».
-
Приемы читательской грамотности на уроке русского языка. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Что такое доброта?» 2023
Цели урока: научиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения-рассуждения.
-
Приложение
2013
Цель урока: познакомить учащихся с приложением как особым видом определения, выяснить значения приложений и правила его написания; формировать умения распознавать приложение среди других членов предложения, ставить знаки препинания при приложении, использовать приложения в речи.
-
Применение графических схем при работе над сочинением-рассуждением 2016
В процессе обучения школьников умению строить текст-рассуждение возникают практические трудности. Как показывает опыт, для их преодоления при подготовке и анализе сочинений и изложений целесообразно использовать графические схемы, на которых наглядно воспроизводятся основные компоненты рассуждения и смысловые связи между ними.
-
Применение групповой формы работы на уроках русского языка 2008
В своей работе я использую разные формы и приемы работы с учащимися. Одна из таких форм, которую я применяю, – групповая работа. Групповая работа дает возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность (в данном случае за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе).
-
Применение дистанционных технологий в обучении 2014
В статье рассмотрены особенности применения дистанционных технологий в школе. Дистанционные образовательные технологии рассматриваются как принципиально новые средства обучения, призванные изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству через разнообразные организационные формы и методы обучения. Привлечение образовательных технологий с полноценным использованием их ресурсов решает задачу максимальной индивидуализации учебного процесса.