Приемы работы со справочной лингвистической литературой

Разделы: Русский язык


…и заглядывал я встарь в Академический словарь.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Предисловие

Я потомственный учитель, поэтому очень рано книга стала частью моего мира.

В школе моим преподавателем русского языка и литературы была заслуженный учитель Мария Ивановна Кондратюк, благодаря ей почувствовала магию слова классики.

А в университете курс лекций по современному языку читала Ольга Борисовна Сиротинина. Запомнились её слова: «Я к словарям обращаюсь ежедневно и вам того же желаю». Университет давно позади, но связи с научной библиотекой СГУ не теряю, особенно с отделом редких книг. Старший научный сотрудник Н.А.Попкова ежегодно принимает нас, поэтому прижизненные издания А.Пушкина, Л.Толстого мы видели воочию, как и редкие авторитетные Академические словари XVIII – XIX веков, словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, 17 – томный «Словарь современного русского литературного языка».

И я вновь убеждалась в верности моего педагогического кредо, суть которого в систематической работе со словарями. Интерес к словарям не возникает сам собой, его нужно постоянно развивать, что я и делаю.

Свою статью хочу подразделить на две части: урочная работа и внеурочная.

I часть

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
С.Я. Маршак

Чем раньше школьник заведет дружбу со словарями, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя – помочь ему в этом. Уже на одном из первых уроков пятого класса знакомлю ребят с разными типами словарей, а затем экскурсия вместе с родителями в школьную библиотеку. Удивлению нет предела: оказывается, сколько разных энциклопедических, филологических словарей – больше тридцати! Одни толкуют лексическое значение слова, другие – его морфологические признаки, третьи помогают правильно провести словообразовательный разбор, верно поставить ударение, четвертые – узнать историю происхождения слова…

В ходе беседы спросила взрослых и детей, какие значения слов они хотели бы услышать; родителей интересовали слова – альтруист, ореол и ареал, консенсус, доминанта; а детей – что значат слова «карандаш», «портфель», почему так названы дни недели, отчего их семь, каково происхождение слова «календарь». Ответы находили тут же в имеющихся справочниках и в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» в компьютере.

Результат этого необычного урока – почти у всех появились словари, справочники, детские энциклопедии.

На этапе овладения орфографическими словарями я формирую у учеников основные умения, необходимые для чтения справочной литературы. Учу анализировать словарь: обложка, титульный лист и содержащийся на нем текст, структура словаря: предисловие, алфавит, сокращения, условные обозначения, собственно словарь, приложение. Обращаю внимание на богатство словаря, на то, что сведения о написании слов даны в компактном виде. Далее дети учатся элементарному библиографическому правилу записи основных сведений о книге: Ушаков К.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для детей средней школы. – М.: Просвещение, 1999. (Замечу сразу: таких словарей в кабинете хватает на каждого ученика. Особенно ценю этот справочник, так как в конце его – 127 правил правописания, что очень удобно для обобщающего повторения той или иной части речи.)

Уже первый просмотр словаря зарождает отношение к нему как к помощнику при выполнении тех или иных заданий.

В постоянной работе «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, «Краткий этимологический словарь» Н.М. Шанского. Без них невозможно выполнение упражнений из учебного комплекса, В.В. Бабайцевой: в каждом упражнении есть грамматические задания: это или морфемный разбор, или орфографический, или орфоэпический. Таким образом у ребят вырабатывается умение, а затем и навык работы со словарем. Ученики начинают понимать, что словарь подскажет написание трудных слов, поможет выполнить работу над ошибками.

Практикую и различные индивидуальные задания: выписать слова с непроверяемыми приставками пре - при, с безударными непроверяемыми гласными, чередующимися, а затем побывать в роли учителя.

Вот что выписывали ребята: приоритет, привилегия, президент, презент, превалировать; беллетристика, иллюминация, участвовать, чувствовать.

Или задания: подобрать синонимии и антонимы, составить словосочетания со словами: аккуратный, абонент, абонемент.

В результате ученики запоминают новое слово, расширяют свой словарный запаса, кругозор. У них не возникает впоследствии затруднений при употреблении трудных слов в разных контекстах.

Использую я и лингвистические разминки, при выполнении которых ученики пользуются словарями: поставьте ударение, проверьте себя по словарю: апокалипсис, гарантировать, намерение, позвонишь, феномен, эксперт; или: в чем разница между данными ниже словами: учителя – учители, образа – образы, сыновья – сыны; или образовать формы родительного падежа множественного числа: нет (носки, чулки, комментарии, вафли, яблоки, простыни); или раскрой значение фразеологизмов: нить Ариадны; ни пуха ни пера; себе на уме…

Особое значение имеют словари при изучении лексики: найти в толковом словаре слова, имеющие два, три, четыре значений. Найти слова, имеющие переносное значение, найти омонимы, паронимы.

А вот наблюдение над синонимами провожу только в тексте. Так, программа предусматривает написание сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Подбираем синонимы из словаря, составляем с ними словосочетания, находим их сходство и различие. Это позволяет глубже проникнуть в языковую природу синонимов, развивает лингвистическое мышление.

Люблю и «хитрые» задания:

  1. найди неодушевленное существительное: плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь;
  2. какое из перечисленных слов по составу отличается от остальных: клеймо, кино, ярмо, пшено;
  3. по какому морфологическому признаку отличается одно из существительных: кисель, сахар, снег.

Нетрадиционно проходили уроки, когда ребята представляли интересные для них слова на букву «А», «Б»…(обязательно использование статей этимологического словаря) или защита презентации «Мой домашний словарь или справочник». Вот что было представлено к защите: «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Словарь русских пословиц и поговорок», «Мифологический словарь», «Хочу все знать», «Космос», «Отечество»… Это были не уроки, а праздник слова, книги, знаний. В результате таких занятий со словарями формируется орфографическая грамотность, повышается культура речи.

Пользуемся словарями и на уроках литературы. Учебник 11 класса под редакцией В.П.Журавлёва написан таким языком, что без толкования значения некоторых слов многое понять невозможно, поэтому ежеурочно записываю эти слова на доске под рубрикой «Круг понятий и проблем»: реминисценции, императивная интонация, лирический автопортрет, беллетризованная биография, орнаментальная проза, самовитое слово.

Так как статьи учебника – это минимум знаний, обращаю ребят к имеющимся в классе энциклопедиям «Русская литература» (от былин и летописи до классики XIX века), «Русская литература XX века». Решаем дополнительные вопросы как по фактам биографии, так и творчеству, например: «Почему И. Тургенев сказал: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин, вы имеете только фамилию», «Полина Виардо – Тургенев», «А.Блок – Л. Менделеева», «Своеобразие метафор Ф.Тютчева», «Спорят классики»…

Готовя учеников к сдаче ЕГЭ, постоянно использую на уроках словари: «Орфоэпический» Р.И. Аванесова, «Поэтический словарь» А.Квятковского, «Словарь трудностей русского языка» Д.Э.Розенталя и М. А. Телешова. Особое внимание – нормам ударения, составили даже словарь под названием «Орфоэпичесикий минимум».

Напоминаю, что язык – инструмент каждого говорящего, и им нужно уметь хорошо пользоваться, а для этого следует чаще обращаться к словарям.

II часть

Умейте же беречь…
Наш дар бессмертный – речь.
И.А. Бунин

В рамках урока мне зачастую как – то тесно, поэтому я и мои ученики совершенствуем работу со словарями при выполнении исследовательских проектов, участии в различных олимпиадах и конкурсах, выполнении дополнительных заданий.

Так, используя различные справочники, провели внеклассные занятия: «Русские лингвисты», «Славянская азбука», «Кирилл и Мефодий», «Пословицы и поговорки», «Фразеологизмы».

В течение двух месяцев ученики работали над проектами «Энциклопедия одного слова»: когда появилось слово, однозначные или многозначное оно, слово в фольклоре, литературе, подбери к нему синонимы, антонимы, нарисуй это слово. Самые интересные проекты - «Солнце», «Планеты», «Море» , «Мама»… Меня поразил список используемой литературы.

Следующий этап – проекты «Что в имени тебе моем» - этимология имени, имя в литературных произведениях и песнях, знаменитости, носящие это имя. Словарей было мало, пришлось обратиться даже к книге П. Флоренского «Имена». Ребята узнали много новых слов, например «ономатология, имяславие», нашли истоки своих имен, поразились тому, как имя соответствует темпераменту человека. Оказывается, имя ко многому обязывает.

Те и другие проекты были представлены на Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и удостоены дипломов.

Постоянно обращались к словарям и справочникам, когда работали над проектами «История моего рода», «Родная улица». А проект «Улица Ломоносова в Балакове (пришлось обращаться к архивам города Самары, музея имени Щусева в Москве, ученым и архитекторам города, священнослужителям) был удостоен Диплома III степени Всероссийского Ломоносовского турнира и Диплома I степени конкурса «Самый добрый детский фестиваль», проводимого Росатомом.

Убеждаюсь, что чем раньше ученики заведут дружбу со словарями, тем шире будет их кругозор, основательнее знание - подтверждение тому желание многих моих учеников принимать участие в литературном конкурсе Российской академии образования «Золотое руно». Так, в 2010 году конкурс для учеников 5-6 классов «Литературные герои» состоял из 60 вопросов. Герои былин, сказок, русской и зарубежной литературы. Ответить на вопросы помогли многочисленные энциклопедии. Результат – полученные предельные баллы.

То же самое Международный конкурс «Русский медвежонок»: выбери пару синонимов, что по смыслу лишнее, что означает то или иное выражение. Чтобы ответить на подобные вопросы, вновь потребовалось обращение к словарям.

История России, ее культура, обычаи, изменение в словарном составе языка - обо всем этом мы узнаем из справочной литературы. Несколько дней назад мы получили задание из Центра поддержки талантливой молодежи - II Всероссийские предметные олимпиады - 30 головоломных вопросов по русскому языку и столько же по литературе: найдите группу исконно русских слов, слова со свободным корнем, какой из глаголов не является одновидовым, в каком слове могла писаться буква ЯТЬ. Значит, снова обращаемся к словарям Розенталя, Аванесова, академическим справочникам.

Хочу поделиться тем, как мы участвовали в конкурсе знатоков русского языка «Вкус слова», объявленном центром книги научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова г. Архангельска.

Нас привлекли цели конкурса: популяризация русского языка, повышение интереса к его изучению, развитие филологической культуры. Это были вопросы из вопросов!

  1. Какова история слова «запятая»?
  2. Откуда пошло выражение «тютелька в тютельку»?
  3. В течение последних столетий слово «монитор» не раз меняло свое значение. Назовите эти значения
  4. Объясните историческую связь между словами врач и врать
  5. Что имел в виду М.Ломоносов, когда писал, что «при Петре не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя шубы и нарядились в летние одежды»?

Всего 12 вопросов, но каких. Если перечислять все словари, к которым мы обратились, нужно много времени, назову лишь некоторые: Словарь русского языка XVIII века, Наука, 1985; Большая советская энциклопедия, Словарь иностранных слов, М.,1989 г, Краткий словарь современных понятий и терминов, Бунимович, М., 2000 г. Словарь русской фразеологии, Бирс, 1999 г.

За помощью обращались даже к ведущем программы русского языка Саратовского радио И. Прозоровой, Г. Куликовой. Отвечать на вопросы было непросто, ибо сталкивались с разными толкованиями одного и того же слова. Какова же была радость, когда мы получили Диплом III степени и великолепные книги о Русском Севере.

Последние наши исследования 2012 года: Презентация «По некрасовским местам Ярославля», «Арзамасское братство» – удостоены на муниципальных конкурсах дипломов I и II степени.

А проект – исследование «Индивидуальный стиль К. Бальмонта» (цикл «Будем как солнце») отправлен на конкурс в ЛИЕН.

Словари стали нашими постоянными помощниками. Конечно, главный смысл обращения к словарям состоит не в получении справки по значению слова, словоупотреблению, постановке ударения, но в возможности постижения родного языка.

В своей статье я поделилась используемыми мною приемами по формированию умения работать со справочной лингвистической литературой. Возможно, и другие учителя делают то же самое.