Характеризуя принципы, лежащие в основе концепции “Педагогика здравого смысла”, А.А. Леонтьев отмечает: “Для нас в высшей степени важен креативный принцип в учении, иными словами, максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников”. [3]. Одним из эффективных путей реализации креативного принципа, на наш взгляд, является проблемное обучение.
Теория проблемного обучения разработана уже достаточно давно Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, И.С. Якиманской, М.И. Махмутовым и др. Методы и приёмы проблемного обучения активно используются в практике учителей. Однако на уроках русского языка, по нашим наблюдениям, их применение весьма ограничено. Во многом это объясняется тем, что проблемное обучение не является универсальным. Как отмечает В.И. Загвязинский, во-первых, оно применимо к такому изучаемому материалу, который предполагает неоднозначные подходы и толкования; во-вторых, проблемное обучение оправдано только на материале высокого уровня значимости; в-третьих, данный тип обучения приемлем и оправдан лишь тогда, когда у учащихся есть необходимый “стартовый” уровень знаний и умений для решения проблемных задач; в-четвёртых, использование методов и приёмов проблемного обучения требует значительных временных затрат. [1].
Ещё одна не менее важная причина того, что проблемное обучение не занимает ведущего места в преподавании русского языка, с нашей точки зрения, – недостаточное количество заданий проблемного характера в действующих учебниках по русскому языку (авторских коллективов В.В. Бабайцевой, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловой, Г.К. Лидман-Орловой и др.; Н.М. Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой и др.; М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского), а также отсутствие внимания к приёмам формулирования проблемных заданий в учебниках по методике преподавания русского языка (“Методика преподавания русского языка в школе” под редакцией М.Т. Баранова; “Основы методики русского языка в 4 – 8 классах” под редакцией А.В. Текучёва).
В данной статье мы, опираясь на рекомендации М.М. Левина [2] по технологии моделирования проблемных заданий, представляем классификацию и краткое описание приёмов конструирования системы заданий проблемного характера применительно к уроку русского языка по теме “Степени сравнения наречий” (7 класс).
- Конструирование задания на основе создания проблемной ситуации
- Конструирование задания на основе суперпозиции
- Конструирование задания в виде проблемного вопроса
- Конструирование задания на основе анализа информационного содержания текста, таблицы
- Конструирование задания на основе выдвижения гипотезы
- Конструирование задания на объяснение
- Конструирование задания на доказательство
- Конструирование задания на сравнение и выбор
Проблемная постановка изучаемого вопроса позволяет создать для учащихся познавательную проблемную ситуацию – ситуацию интеллектуального затруднения. В основе конструирования задания данного типа будет лежать проблемная ситуация, содержание которой направлено на осознание школьниками известного и неизвестного в условиях озадаченности, неопределённости, дефицита информации.
Например: Когда Антон гостил летом у бабушки, он написал другу, что отдыхает в деревне “более веселее”, чем в городе. Правильно ли использовал Антон степень сравнения наречия “более веселее”? Аргументируйте свою точку зрения.
Задание на основе суперпозиции является разновидностью задания на основе создания проблемной ситуации и представляет собой выявление и обоснование двух (или более) противоположных точек зрения.
Например: Поспорили ребята. Антон сказал: “Простая форма сравнительной степени наречия “плохо” - “плоше”. Как вы думаете, прав ли Антон?
Максим с ним не согласился: “Простая форма сравнительной степени наречия “плохо” - “хуже”. Как вы думаете, прав ли Максим?
Кто прав в этом споре? Обоснуйте своё мнение.
Проблемный вопрос - вопрос, ответ на который сходу (без изучения нового материала) невозможен или содержит предположения, не подтверждённые глубокими знаниями. Задание основано на постановке проблемного вопроса учителем и поиске учащимися аргументации ответа.
Например: Правильно ли употреблены в данных предложениях степени сравнения наречий?
1) Можно ли смотреть сейчас более веселее, чем обычно?
2) Может ли мама сегодня приготовить обед более вкуснее, чем вчера?
3) Будет ли завтра более теплее, чем сегодня?
Аргументируйте свой ответ.
Эти задания имеют информационную функцию. Предлагаемое ими информационное содержание должно обеспечить условие задачи, цель и способ её решения. При этом ограничивается свобода мыслительного поиска учащихся, поскольку условие задачи даётся в прилагаемой инструкции и частично предлагает ответ. Однако, чтобы найти правильное и полное решение, школьнику нужно самостоятельно раскрыть существенные признаки изучаемого явления, произвести его анализ.
Например: 1. Рассмотрите таблицу “Образование степеней сравнения наречий”. 2. Определите, как образуются степени сравнения наречий. 3. Выявите, чем различается образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. 4. Постройте рассуждение на основе своих выводов.
Таблица “Образование степеней сравнения наречий”
Сравнительная степень |
Превосходная степень |
|
Простая форма |
Сложная форма |
Сложная форма |
Красивее (ей) выше дальше |
Более (менее) + красиво высоко далеко |
Красивее (ей) выше + всех дальше |
Гипотеза – это предположение о способе решения проблемы. Конструирование задания данного типа основано на том, что прежде чем ввести в учебный процесс познавательную задачу, учителю необходимо спроектировать возможные пути её решения учащимися. Из них важно выбрать наиболее оптимальный, к нему следует привести школьников через выдвижение гипотезы. Для этого возможно использование приёма “Если…, то…”.
Например: Прочитайте предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени.
1) Можно ли смотреть сейчас более веселее, чем обычно?
2) Может ли мама сегодня приготовить обед более вкуснее, чем вчера?
3) Будет ли завтра более теплее, чем сегодня?
Если предположить, что в этих предложениях степени сравнения употреблены правильно, то вы можете включить их в таблицу в качестве примеров. Попробуйте проверить эту гипотезу. К каким выводам вы пришли?
Данный тип задания дополняет и расширяет приём конструирования задания в виде проблемного вопроса, так как связан с необходимостью научить школьников выявлять закономерности изучаемого явления. Ключевым словом в формулировке задания является слово “объясните”.
Например: Объясните, в чём заключается ошибка, которая возникла при употреблении степеней сравнения наречий в предложениях:
1) Можно ли смотреть сейчас более веселее, чем обычно?
2) Может ли мама сегодня приготовить обед более вкуснее, чем вчера?
3) Будет ли завтра более теплее, чем сегодня?
Задание строится на доказательстве логическим путём истинности или ложности приведённого утверждения. Ключевым словом в формулировке задания является слово “докажите”.
Например: Докажите, что в данных вам ниже предложениях допущена ошибка при употреблении степеней сравнения наречий.
1) Можно ли смотреть сейчас более веселее, чем обычно?
2) Может ли мама сегодня приготовить обед более вкуснее, чем вчера?
3) Будет ли завтра более теплее, чем сегодня?
Задание предполагает сравнение признаков, определений изучаемого явления и их выбор, содержит информацию, представленную в виде предлагаемого ответа. Правильный выбор возможен при условии достаточной информированности учащихся. Дидактическая ценность таких заданий состоит в том, что они помогают школьнику уточнить собственные знания, позволяют стимулировать активность познавательной деятельности, создают ситуацию, требующую чёткого определения отличительных особенностей, а следовательно, аналитического подхода. Ключевыми словами в формулировке задания являются слова “сравните” и “выберите”.
Например: Сравните способы различения степеней сравнения имён прилагательных и наречий и выберите тот, который вы считаете правильным:
1) по лексическому значению; 2) по лексическому значению и вопросу; 3) по вопросу и синтаксической роли в предложении; 4) по сочетаемости с другим словом; 5) по сочетаемости с другим словом, вопросу и синтаксической роли в предложении.
Представленные нами приёмы конструирования проблемных заданий можно применить к различным темам лингвистики. При этом важно иметь в виду, что использование заданий проблемного характера по русскому языку, как и по любой другой учебной дисциплине, оправдано лишь тогда, когда у учащихся есть необходимый “стартовый” уровень знаний и умений для их выполнения и когда учителем обеспечивается методически грамотное руководство созданием проблемной ситуации, выдвижением учебной задачи, её анализом, поиском решения.
Литература
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – С. 82-89.
- Левин М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М., 2001.
- “Школа 2000…”. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. I. М., 1998, с. 15.